Анализ сферы обращения средств производства предполагает, с одной стороны, изучение отраслевой и пространственной структур потребности в средствах производства, с другой — изучение потенциальных ресурсов и производственных возможностей товарного предложения средств производства в регионе, а также межрегиональных и международных экономических связей.
В отличие от товарного обращения сфера услуг более жестко привязана к территории, так как основная их масса непосредственно производится в районах потребления, что сводит к минимуму возможные межрайонные связи.
(4) Связи и зависимости в сфере потребления. Сфера потребления региона имеет свои особенности, так как в каждом регионе, в каждой области наряду с общими факторами, влияющими на формирование потребностей населения всех районов страны, действуют факторы регионального характера, связанные с природно-климатическими, национальными, этнографическими факторами.
К народно-хозяйственным факторам, определяющим характер сферы потребления, относятся: уровень развития производства, характер распределения и перераспределения ВРП, уровень реальных доходов на душу населения, объем сбережений и инвестиций, размер товарной массы в обращении, уровень жизни населения страны.
Характер и степень влияния каждого из этих факторов зависят от экономической политики, проводимой государственными органами власти.
К региональным факторам, определяющим характер сферы потребления, относятся: отраслевая структура производства, размещение населения по территории региона, доходная и половозрастная структура населения, уровень денежных доходов на душу населения, культурный и общеобразовательный уровень населения, региональные различия в ценах на товары и услуги, природно-климатические, национальные условия региона, исторические и этнографические традиции потребления.
Региональное экономическое пространство представляет собой относительно замкнутую территориальную систему, имеющую однородную совокупность экономических отношений, складывающихся на основе единых правил их регулирования и развивающихся на территории, не имеющей внутренних экономических границ для перемещения рабочей силы, капитала, товаров и услуг. Целью формирования экономического пространства является создание эффективной региональной экономической интеграции, основанной на взаимном интересе и равноправном партнерстве. В условиях рыночных отношений основой регионального экономического пространства является полная самостоятельность товаропроизводителей как главных субъектов экономической деятельности. Они не должны подчиняться ни региональным, ни местным административным структурам. Предприятия и домашние хозяйства в своей деятельности должны руководствоваться только законами и общими правилами рыночных отношений в масштабах всей страны.
К основным принципам формирования рационального экономического пространства помимо общих принципов социальной политики, направленной на установление гарантированных минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, индексаций доходов населения, можно отнести: наличие единой финансовой политики с существенным перемещением прав в пользу местных органов управления; единообразие рыночной инфраструктуры, наличие развитых транспортных и информационных коммуникаций, а также единой системы статистики и стандартизации; централизованное регулирование развития регионального экономического пространства посредством осуществления целевых инвестиций, предоставления дотаций, субсидий и трансфертов, в частности, по оказанию помощи районам бедствия, депрессивным районам.
Основополагающим» принципами рационального размещения производительных сил страны являются:
• экономия общественного труда по всей технологической цепочке, начиная с добычи сырья и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю; комплексность (безотход-ность) при использовании исходного сырья; комплексность освоения и потребления были основой работ B.C. Немчинова при изучении проблемы размещения производительных сил. Этот принцип является стержневым в размещении производства;
• необходимость использования всех потенциально возможных производственных шансов, что означает размещение на территории региона всех отраслей, развитие которых благоприятно с точки зрения природных, экономических и социальных условий;
• решения задачи по выравниванию уровня социально-экономического развития регионов;
• оптимизация развития экономики и социальной сферы региона, согласование экономического роста и охраны окружающей среды.
Проблема оптимального развития требует многостороннего обоснования. В первую очередь это касается проблем окружающей среды, под которой понимается не только природная среда, но и техносреда, а также социальная среда. Последние две являются результатом деятельности человека, а деятельность эта во многом определяется спецификой окружающей среды, т.е. интеллектуальная деятельность создает техносреду и социальную среду, а они, в свою очередь, являются факторами, воздействующими на природную среду.
Региональные воспроизводственные пропорции — относительные показатели, характеризующие соотношения между продукцией и ресурсами, между отдельными видами продукции и ресурсов и отдельными видами продукции, между затратами и результатами, другими индикаторами, имеющими отношение к объяснению экономической динамики.
Развитие экономики страны, обеспечение ее динамичного и сбалансированного функционирования немыслимо без развития и совершенствования территориального разделения труда, без рационализации и оптимизации региональных пропорций всего воспроизводственного процесса.
Следует отметить, что чем крупнее регион по масштабам общественного производства, тем большей инерцией обладают общеэкономические пропорции. Это обусловливается тем, что в крупных регионах имеется комплексно развитая экономическая система. На уровень и степень изменения региональных пропорций оказывают влияние множество факторов, в числе которых в первую очередь необходимо назвать состояние и динамику базовых отраслей в экономике страны и региона.
В числе основных общеэкономических пропорций можно назвать соотношения между важнейшими отраслями народного хозяйства: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, торговлей, банковским сектором; между уровнем развития базовых отраслей и инфраструктурой; состоянием капитального строительства и наличными мощностями строительных организаций; производственной и непроизводственной сферами; уровнем развития производства и трудовыми ресурсами; производственной и непроизводственной инфраструктурами; отраслями производства средств производства и предметов потребления и т.д.
Комплексность развития экономики региона — оптимальное (с народно-хозяйственных позиций) сочетание расположенных на его территории предприятий в целях реализации абсолютных и относительных преимуществ данного региона на основе рационального использования природного, научного, производствен-
но-технического и социально-экономического потенциала. Комплексность развития региона предполагает согласованность экономических, экологических и социальных аспектов функционирования хозяйства, пропорциональность развития специализированных, вспомогательных и обслуживающих производств предприятий основного производства, производственной и социальной инфраструктуры.
Комплексность развития хозяйства региона характеризуется системой показателей, включающих в свой состав:
• рациональное использование в общественном производстве всех наличных видов ресурсов (труда, земли, природных ресурсов, капитала, достижений научно-технического и организационного прогресса);
• рациональное соотношение между отраслями специализации, вспомогательными и обслуживающими производствами;
• законченность важнейших производственных циклов. Комплексность развития экономики региона достигается
координацией деятельности предприятий и организаций различной формы собственности и ведомственной подчиненности, расположенных на территории района (республики), по рациональному развитию и размещению производства, синхронному вводу в действие взаимосвязанных объектов, своевременному развитию единой производственной и социальной инфраструктуры, природоохранных объектов.
Реализация комплексного подхода наглядно демонстрирует актуальность проблемы согласования отраслевых и территориальных решений. Экономические интересы отраслевого и территориального подходов при определении перспектив развития регионального хозяйственного комплекса далеко не всегда совпадают. То, что выгодно с позиций отдельных отраслей, может не соответствовать интересам территориальной единицы, и наоборот. Единственно правильным критерием, объективно объединяющим интересы отрасли и территориальных единиц, является народнохозяйственный подход. В региональном воспроизводственном процессе взаимодействуют различные структуры системы управления: предприятия принимают решения о производстве той или иной продукции и масштабах производства; региональные органы власти — о создании тех или иных объектов общерегионального пользования; население решает, жить ли ему в этом регионе или уезжать, как использовать свои доходы; государство устанавливает правила взаимного поведения между всеми решающими центрами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73