Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Вместе с тем, в рассмотренных нами подходах есть общее; все ученые связывают появление фирмы с получением особого дохода – предпринимательской прибыли. Хотя Р. Коуз не называет экономию трансакционных издержек прибылью, тем не менее, его анализ не противоречит, а, напротив, подтверждает исследования и Шумпетера, и Найта: новое предприятие, в котором воплотились уникальные способности и таланты бизнесмена-предпринимателя, дает последнему право на получение предпринимательской прибыли. Очевидно, стремление к прибыли вызывает и стремление к новшествам, и к проявлению особых предпринимательских талантов. Правда, Коуз оставляет без рассмотрения вопрос о том, кто в конечном итоге присваивает "экономию" трансакционных издержек. Его предшественники единодушно решали этот вопрос в пользу предпринимателя потому, что фирма олицетворялась с его личностью, собственникам же капитала причитался лишь процент на капитал, но не остаточная прибыль.

Таким образом, связь новых предприятий с получением прибыли становится очевидной. И Шумпетер, и Найт, и Коуз признают, что фирма дает возможность получать новые, не возможные при простых рыночных трансакциях прибыли. Но только Коуз раскрывает источник этих прибылей, действительно адекватный природе фирмы: издержки управления в фирме меньше, чем издержки на осуществление рыночных трансакций при тех же самых видах деятельности. Кроме того, он также показывает, каким способом происходит организация экономической деятельности внутри предприятия; внутренняя структура фирмы стала тем недостающим элементом в теории ее происхождения, который объясняет механизм создания новой стоимости и, следовательно, получения новых прибылей.

Современная российская экономическая наука, особенно в последние годы, активно развивается в направлении исследования теорий фирмы. Это восполняет существовавший ранее пробел и устраняет несоответствие между потребностью практики в развитии прикладных экономических наук, необходимых для управления реальным предприятием, и отсутствием адекватной для российской экономики теории фирмы. Следует отметить, что современный этап исследований принципиально отличается от уже рассмотренного нами; если в 1-й половине ХХ в. ученые исследовали причины происхождения фирмы, то к концу ХХ в. интерес стали представлять исследования внутреннего содержания фирмы, ее структура, отношения, роль в экономике и социальной жизни общества.

Е.В. Попов и А.И. Татаркин разграничивают понятия фирмы, предприятия и организации. Сущность предприятия заключается "в организации производственной деятельности по преобразованию имеющихся ресурсов в готовый, востребованный потребителями продукт" [4; 13]. Фирма же – это "юридически оформленный субъект экономической деятельности, возможно, включающий в свой состав несколько предприятий…" [4]. Таким образом, признаком фирмы является юридическая самостоятельность, предприятия – экономическая самостоятельность. Будучи субъектом, фирма не совпадает с тем, кто по праву провозглашается ее основателем и организатором "преобразования ресурсов в готовый продукт", – предпринимателя. Продолжая наш анализ определений фирмы, обратимся к работам одного из крупных российских исследователей теории предприятия – Б.Г. Клейнера [5]. В социально-экономическом смысле он понимает под предприятием "организацию, самостоятельно систематически производящую товары или услуги для реализации их за рамками организации, а также осуществляющую воспроизводство ресурсов" [5; 51]. Подход Б.Г. Клейнера отличается системностью и целостностью в силу следования системным парадигмам, сформулированным в виде требований к исследованию некоторого объекта. В результате предприятие выступает как сложный объект, имеющий множество аспектов его изучения, включая взаимоотношения с внешней средой.

Интеграционная теория предприятия, сформулированная Б.Г. Клейнером, делит предприятие на внутреннюю и внешнюю среды, рассматривает его внутреннее "наполнение" на базе системных принципов. С этой точки зрения, предприятие интегрирует в пространстве и во времени "потоки материальных, финансовых, трудовых, информационных и иных ресурсов, а также процессы культурной и институциональной диффузии и имплантации" [5; 61]. В результате фирма изображается в виде пирамиды, "в которой каждый из семи слоев отражает одну из качественно различных составляющих внутрифирменного пространства" [5]:

1) ментальные особенности участников деятельности предприятия;

2) культурные особенности внутрифирменной среды;

3) институциональную структуру предприятия;

4) когнитивные механизмы организации;

5) организационно-управленческие и технологические особенности предприятия;

6) поведенческие "образцы" ("структурированный опыт функционирования одновременно с рутинами принятия решений");

7) опыт рыночного функционирования предприятия.

Такой подход к сущности фирмы проистекает из современной экономической реальности, отличающейся от начала ХХ в. Если раньше фирма практически отождествлялась с личностью предпринимателя, то сейчас предприниматель, хотя и продолжает играть существенную роль в организации соединения факторов производства, прежнюю роль явно утратил. Фирмы накопили такой опыт управления, такую сумму знаний, которую в настоящее время определяют как ее интеллектуальный капитал и выделяют в качестве самостоятельного актива. Если в начале деятельности фирм как новой формы отношений в экономике для крупного успеха требовался гениальный руководитель, ведущий свою фирму неизведанным путем, то современная фирма может управляться коллективом менеджеров, каждый из которых овладел своей областью управления, а в совокупности они заменяют гениального руководителя. С нашей точки зрения, это может свидетельствовать об одном: к концу ХХ в. окончательно сформировался отделившийся от предпринимателя, его талантов и способностей, фактор производства, который с точки зрения экономической теории можно определить как внутрифирменную микросреду, включающую в качестве отдельного элемента и ее институциональную структуру.

 

Альтернативный технологическому взгляд на проблему поведения фирм был разработан в рамках институциональной экономической теории. Ин­ституциональная традиция изучения вопросов, связанных с процессами функционирования фирмы, берет свое начало с классической статьи Р.Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). В соответствии с институциональным подходом, центральной пробле­мой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей её дальней­шего развития и, в конечном итоге, исчезновения. Помимо категории ин­ститута, для объяснения существования и внутренней структуры фирмы в этой теории используются такие ключевые понятия, как трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, асимметричность ин­формации, специфичность ресурсов и контрактные отношения.

Сначала определим причины происхождения фирмы. Представим себе экономику, в которой каждый отдельный индивид самостоятельно, вне ка­кой-либо формальной структуры занимается производством благ. В отли­чие от неоклассической концепции, перед нами мир с ненулевыми трансакционными издержками, минимизировать которые можно только при усло­вии четкого распределения прав собственности каждого экономического субъекта. Следовательно, вступая в отношения с другими лицами в процес­се осуществления обмена, нам, как экономическим агентам, просто нужно предусмотреть защиту всех наших интересов путем заключения соответ­ствующего контракта (договора). На первый взгляд, мы все предусмотрели и не нуждаемся в существовании такого института, как фирма. Однако, присмотримся более внимательно к данной ситуации.

Каждая обменная сделка заключается в нашей модели экономики толь­ко после проведения переговоров о порядке передачи блага, его цене и т. д., т. е. все наши хозяйственные субъекты, производя блага, договарива­ются в индивидуальном порядке о поставке сырья, оборудования и прода­же конечной продукции. Но при таких условиях большая часть времени будет потрачена именно на переговоры.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что, создавая фирмы, инди­виды стремятся найти альтернативные способы координации своей дея­тельности, сокращающие величину издержек. Дело в том, что фирма представляет собой субъект рынка, внутреннее построе­ние которой иерархично.

Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики: соотношение рыночных и нерыночных связей определяется движением (сокращением или увеличением) рыночных трансакционных издержек.

Рост размеров фирмы влечет за собой увеличение затрат прин­ципала на контроль над действиями возросшего числа агентов. Существует дилемма принципала, заключающаяся в выборе между необходимостью контролировать агента и нежеланием нести связанные с осущест­влением контроля издержки.

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.