Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Помимо изложенной выше классификации (по кругу регулируемых от­ношений) нормативные правовые акты, регулирующие вопросы экономики субъектов Российской Федерации, различаются по уровню нормативного регулирования (по юридической силе). Прежде всего выделяются федераль­ные и региональные нормативные правовые акты.

К федеральному уровню относятся:

- Конституция Российской Федерации 1993 года, устанавливающая основы экономической системы страны в целом и ее территорий, в част­ности;

- федеральные конституционные законы и федеральные законы, регули­рующие отдельные экономические вопросы, в том числе развитие экономи­ки регионов;

- указы Президента Российской Федерации, регламентирующие осо­бенно важные вопросы жизнедеятельности государства и общества и зани­мающие особое место в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, всесторонне и оперативно регулирующие экономические и финансовые от­ношения;

- ведомственные нормативные акты (прежде всего Министерства эко­номического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства по налогам и сборам Рос­сийской Федерации и т. д.).

На законодательном уровне регулируются наиболее значимые экономи­ческие вопросы, например реализация конституционного принципа свободы экономической деятельности. Этот принцип нашел развитие в Законе Рос­сийской Федерации от 22.03.91 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Федеральных за­конах от 23.06.99 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

На федеральном уровне регулируется экономика отдельных территорий Российской Федерации, имеющих сложные природно-климатические и дру­гие условия. К таким территориям, несомненно, относится Крайний Север. Его экономическое развитие регулируется прежде всего Федеральным за­коном от 19.06.96 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

В первой половине 90-х гг. к федеральным законам по юридической силе фактически приравнивались указы Президента Российской Федерации. Классическим примером стал Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаи­моотношениях бюджетов различных уровней», который коренным образом изменил действующую на тот момент налоговую систему Российской Феде­рации и внес изменения в основные законы о налогах и сборах. Тем самым был нарушен принцип законодательного регулирования налогов и сборов.

В связи с таким смешением в иерархии нормативных актов возникла точка зрения об особом месте в российском законодательстве указов Пре­зидента Российской Федерации, которая находила многочисленные под­тверждения вплоть до середины 90-х гг. прошлого века. Такая роль указов Президента обусловлена была сложной политической и экономической ситу­ацией, противостоянием с законодательной властью и необходимостью опе­ративно регулировать новые экономические отношения. Так, в 1991-1992 гг. Президент принимает следующие важные для начала осуществления эко­номической реформы указы: «О мерах по либерализации цен» (от 03.12.91 г. № 297), «О либерализации внешнеэкономической деятельности на терри­тории РСФСР» (от 12.12.91 г. № 213), «О свободе торговли» (от 29.01.92 г. № 65), «О едином экономическом пространстве РСФСР» (от 12.12.91г. № 269)и др.

В настоящее время указы Президента Российской Федерации по юри­дической силе находятся ниже федеральных законов, но по-прежнему регу­лируют отдельные аспекты экономических отношений. Например, вопросы ценообразования (Указы Президента Российской Федерации от 28.02.95 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та­рифов)», от 25.07.98 г. 890 «О дополнительных мерах по снижению цен на природный газ»), развития оборонной промышленности (Указы Прези­дента Российской Федерации от 08.05.96 г № 688 «О первоочередных мерах поддержки предприятий оборонного комплекса Российской Федерации», от 23.10.2000 г. № 1769 «О мерах по обеспечению концентрации и рационали­зации оборонного производства в Российской Федерации»).

Большое значение в регулировании экономических отношений имеют постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Они регулируют отношения, отнесенные к ведению Российской Федерации, ис­полняют и реализуют положения Федеральных законов, утверждают феде­ральные целевые программы и концепции развития экономики России. Так, распоряжением от 10.07.200 1г. № 910-р Правительство Российской Федера­ции утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). Правительство России своими нормативными актами содействует выравниванию уровня социально-экономического развития субъектов Федерации. Постановлением от 19.09.98 г. № 1112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессив­ных регионов» была утверждена «Методика распределения средств, пред­назначенных для дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов», постановлением от 11.10.2001 г. № 717 Правительство утвердило Федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-эко­номическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.). Этой же цели содействуют постановление от 27.07.2001 г. № 564, утвердившее Федеральную целевую программу «Экономическое и социаль­ное развитие коренных и малочисленных народов Севера до 2011 года», от 07.03.2000 г. № 198 - «Концепцию государственной поддержки экономиче­ского и социального развития районов Севера» и т. д.

Регулированием экономики субъектов Российской Федерации, прежде всего, занимаются Министерство экономического развития и торговли Рос­сийской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство по налогам и сборам Рос­сийской Федерации.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России к его компетенции относится разработка основных принципов региональной экономической политики и экономических основ федеративных отношений. Так, Минэкономразвития России осуществляет методическое руководство процессом разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ежегодно издает соответствующие рас­поряжения (включая инструктивные материалы и сценарные условия) по разработке прогнозов, проводит учебно-методические семинары-совеща­ния. Большая роль принадлежит Минэкономразвития России в регулирова­нии процесса инвестиционной деятельности в субъектах Федерации, оценке инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включению их в федеральные целевые программы.

Министерство издает распоряжения о ежемесячном предоставлении субъектами Федерации мониторинга их социально-экономического развития с целью оценки их деятельности и составления мониторинга социально-эко­номического развития Российской Федерации в целом.

В задачи еще одного органа федеральной исполнительной власти - Мин­фина России - входят: совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма; разработка единой методо­логии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; осу­ществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. По всем этим вопросам Министерство разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для ис­полнения на территории Российской Федерации.

Регионы осуществляют управление своей экономикой посредством сле­дующих нормативных правовых актов:

- Конституций и Уставов субъектов Федерации;

- законов соответствующего уровня, принимаемых органами законода­тельной власти регионов;

- нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъ-. ектов Российской Федерации (в российских республиках, единственных в мире, исполнительная власть может быть представлена не только Прави­тельством, но и Президентом).

Выше уже были приведены наименования разделов и глав Устава (Основного закона) Воронежской области, посвященных регулированию экономики области. Обратим внимание непосредственно на нормативные положения Устава Воронежской области. Статья 62 определяет, что основой экономической системы области является собственность во всем много­образии ее форм (государственная, муниципальная, частная и др.), за счет использования и распоряжения которой обеспечивается жизнедеятельность области, удовлетворение социально-культурных потребностей и благососто­яние ее населения и развитие экономики Российской Федерации.

Следующим уровнем регионального нормативного регулирования являются законы субъектов Российской Федерации. Уже упоминавшийся закон Воронежской области «Об управлении государственной собствен­ностью Воронежской области» (от 17.03.97 г. № 86-3) устанавливает общий порядок реализации Воронежской областью как субъектом Российской Федерации правомочий собственника, определяет компетенцию органов государственной власти области в сфере управления имуществом, нахо­дящимся в государственной собственности Воронежской области; имуще­ственную ответственность Воронежской области; объекты, относящиеся к областной собственности, и их учет; порядок формирования, управления и использования областной собственности. Однако указанный закон устарел, администрацией области подготовлен и направлен в областную Думу новый закон об областной собственности. Требуют замены областные законы «Об областном (региональном) государственном заказе» (от 05.01.96 г. № 40-3) и «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» (от 09.06.95 г. № 18-3), также ранее упоминавшиеся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.