Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Поддержка малого и среднего предпринимательства не­обходима для проведения регионом политики по созданию рабо­чих мест без снижения эффективности производства и произво­дительности труда. Малое предпринимательство, особенно в об­ласти производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения.

Одной из целей реструктуризации экономики является насы­щение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работа­ющих в условиях, замкнутых на рынке региона.

Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической незави­симости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего про­изводства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобали­зации экономических связей. Речь идет о корректировке эконо­мических связей, устранении диспропорций между ввозом и вы­возом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику региона.

Создание кооперационных структур в виде максимально зам­кнутых в пределах региона технологических цепочек производи­телей продукции позволит обеспечить более полную загрузку про­изводственных мощностей, снизить издержки, получить эконо­мию на налогах.

Реструктуризация экономики страны на современном этапе невозможна без поддержки ресурсосберегающих и энергосберегающих производств, проведения политики ресурсосбережения. Высокая материалоемкость и низкая эффективность использования ресур­сов являются одним из главных препятствий роста производства в условиях ориентации на платежеспособный спрос, поэтому ресур­сосбережение можно рассматривать как основной критерий оцен-

ки целесообразности мер по реструктуризации и развитию данно­го производства. С этой целью предлагается создание механизма сопоставления ресурсных затрат по всем проектам развития. Пред­приятия должны обосновывать в расчетах затраты ресурсов и рас­крывать альтернативные возможности по их использованию, осо­бенно в случае получения инвестиционных кредитов.

Требуют решения проблемы межбюджетных отношений, рас­пределения дотаций и трансфертов по регионам страны. Для реа­лизации этого направления необходима политика жесткого конт­роля за доходами и расходами региона и должна быть повышена эффективность управления имуществом региона.

Повышение эффективности регионального хозяйства воз­можно также через повышение производительности, загрузки и эффективности использования производственных мощностей, чего можно достичь за счет внедрения интенсивных технологий и, как следствие, сокращения расходов.

Долгосрочным перспективным направлением реализации дан­ных мероприятий является достижение финансовой стабильнос­ти регионального бюджета, изменение его структуры, изыскание дополнительных источников финансирования.

Основными составляющими стратегии социально-экономи­ческого развития должны стать:

•   проведение целенаправленной структурной, научно-техни­ческой и инвестиционной политики;

•   решение социальных проблем при реформировании эконо­мики;

•   стимулирование деловой активности реального сектора эко­номики.

Главным направлением экономической политики является создание среднего класса собственников.

Структурная перестройка отечественной промышленности возможна на базе организационно-экономической реорганизации научно-технического комплекса, становления эффективной сис­темы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь.

Решение социальных проблем является важнейшим критери­ем эффективности проводимых в стране реформ.

В зависимости от временного горизонта могут ставиться те или иные целевые установки и намечаться мероприятия по решению социальных проблем:

•   в рамках долгосрочной перспективы глобальной целевой установкой при проведении социальной политики являет-

ся приближение уровня жизни россиян к стандартам пост­индустриального общества;

•   в рамках среднесрочного периода ставится задача достиже­ния докризисного уровня жизни населения России;

•   в качестве оперативной цели можно поставить задачу обес­печения условий для физического выживания людей, пре­дотвращения социального взрыва в обществе.

В области стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики важнейшими мерам являются:

•  установление в законодательном порядке минимальных раз­меров гарантированной заработной платы, которая отража­ет цену неквалифицированного труда и должна быть ори­ентирована на прожиточный минимум в стране; приведение параметров Единой тарифной сетки в соответствие с вели­чиной прожиточного минимума;

•   гарантирование своевременности выплаты заработной пла­ты работодателем;

•   законодательное определение способа и порядка индексации доходов населения в целях сохранения реальной покупатель­ной способности денежной заработной платы в условиях инфляции;

•   сокращение имущественного расслоения населения, преодо­ление необоснованно высоких различий в уровнях доходов зажиточной части и бедных слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 48

 

 

 

Различают три типа регионального развития: асимметричный, гармоничный и нейтральный.

Асимметричным, или дисгармоничным, называется такой тип регионального развития, при котором регионы, имеющие отно­сительное преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие от­носительное отставание, — его усугубляют.

Гармоничным (симметричным) считается тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показате­лей сокращается.

Нейтральным является такой тип развития, при котором со­отношение в уровне региональных показателей в течение перио­да остается неизменным.

Процесс регионального расслоения важнейших экономичес­ких показателей осуществлялся в первой половине 90-х гг. с ис­ключительно высокой интенсивностью. Исходя из динамики ко­эффициента вариации поляризация региональных показателей объема промышленной продукции в 1997—1998 гг. по отношению

к 1990 г. возросла в 2,5 раза, региональных показателей ВРП в

1996 г. по отношению к 1994 г. — в 1,7 раза.

Все это означает, что сокращение производства осуществля­лось по территории страны отнюдь не равномерно. Это легко ви­деть, скажем, на примере промышленной продукции в 1995—

1997 гг. Индекс физического объема промышленной продукции в целом по РФ в 1995 г. по отношению к 1990 г. составил 49,7%, в 1997 г.-48,6%.

Доля регионов, динамика производства в которых близка к средней величине (интервал 45—55%), составляет только 20%.

Оценим характер развития в связи с инвестиционной деятель­ностью. Масштабы производственных инвестиций в 1997 г. соста­вили менее '/5 от уровня 1990 г.

Меру концентрации инвестиций можно иллюстрировать сле­дующим образом. Семь регионов (г. Москва, Московская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Свердловская область, Тюменская область и Красноярский край) поглощали в 1997 г. чуть менее половины от суммы всех региональных инвес­тиций. В то время как аналогичный показатель составлял в 1991 г. только примерно '/4 и в 1993 г. — '/3- Еще более впечатляет кон­центрация иностранных инвестиций. Из упомянутых регионов на долю четырех (г. Москва, Московская область, Тюменская об­ласть, Республика Татарстан), поданным 1995 г., приходится чуть менее 2/з всего их объема.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.