Ситуация принципиально усложняется, если региональные рынки связываются друг с другом.
Рассмотрим условный пример. Для простоты ограничимся анализом двухрегиональной системы, производящей и потребляющей один однородный товар. Пусть Ах — цена равновесия для автономного региона 1, А2 — цена равновесия для автономного региона 2, Тп— транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 1 в регион 2, Т2Х — транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 2 в регион 1. Задача состоит в том, чтобы определить объемы производства, межрегиональные поставки товаров, цены равновесия (Р* и Р) в системе связанных региональных рынков.
Пусть для определенности Ах > А2. Тогда у производителей (продавцов) возникает стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 с целью реализации его по более высокой цене.
Последствия открытия региональных рынков могут зависеть от соотношения разницы Ах — А2 и транспортных затрат Т.
Если оказывается, что Af—A2< Tn, то межрегиональная торговля неэффективна, так как выигрыш производителя (продавца) региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных затрат. В этом случае состояния равновесия региональных рынков сохраняются такими же, как и при автономном их функционировании.
Более интересен случай, когда А2 — Ах > Тп. Тогда выгодно поставлять товар из региона 1 в регион 2, а на каждом региональном рынке установить новое равновесие. Цены равновесия будут удовлетворять условию Р2 = Р* + 1 (причем Р{* > А{, Р2* < А2),а вывоз товара из региона 1 в регион 2 будет равен ввозу товара в регион 2 из региона 1 (с обратным знаком): Еп = —E2V
Переход от автономных региональных равновесий к общему равновесию двухрегиональной системы показан на рис. 1.6. Эту геометрическую интеграцию предложил П.Самуэльсон.
При автономном функционировании региональных рынков цены равновесия различаются и равны соответственно Ах и А2. Левая сторона горизонтальной оси 0 поднята выше ее правой стороны на величину Т]2. При этом видно, что А2 — Ах> Тп. Регион 1 увеличивает свое производство, регион 2 — снижает. Равновесие достигается при Еп = Е2Х и Р2 = Рх — Т]2. На рисунке уровни Р и Р* совпадают потому, что ось 0 для региона 1 приподнята на величину Тп.
Выведение условий рыночного равновесия для многорегиональной системы представляет собой принципиально более сложную математическую задачу. До создания мощных компьютеров и алгоритмов нахождения состояний равновесия в задачах большой размерности предпринимались попытки моделирования решений с помощью электрических цепей (С.Энке). В настоящее время решение таких задач не представляет собой чрезмерно сложную проблему.
ВОПРОС 95
Территориально-производственный комплекс (ТПК) — совокупность экономически и технологически взаимосвязанных предприятий независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности, находящихся на ограниченной территории, использующих ее ресурсы и общую инфраструктуру. ТПК включает специализированные предприятия, дополняющие производства (обеспечивающие рациональное использование трудовых и других ресурсов), объекты.
Основной задачей формирования ТПК является достижение целей, предусмотренных территориальной программой или схемой развития производительных сил, с получением дополнительного экономического эффекта за счет:
• рационального подбора предприятий в состав ТПК;
• оптимальных уровней производства на специализированных предприятиях;
• пропорциональности между отраслями специализации и дополняющими производствами, между производством и инфраструктурой, производством и транспортом;
• рационального использования всех видов ресурсов, а также хорошо продуманного и обоснованного размещения на территории ТПК строящихся предприятий;
• асинхронного ввода в действие взаимосвязанных объектов. Можно выделить три основных типа ТПК:
1) районные, на базе которых формируются экономические районы страны;
2) внутрирайонные (в пределах экономических районов);
3) локальные (промышленные, агропромышленные) в городах и сельской местности.
В СССР были приняты и разработаны ТПК: Западно-Сибирского (северо-запад Сибири), Саянского, Канско-Ачинского и Южно-Якутского ТПК и сводные планы капитального строительства по зоне Курской магнитной аномалии, Тимано-Печорскому ТПК.
Еще одной формой организации производства на территории является промышленный узел. Промышленный узел — группа предприятий с общими объектами: вспомогательными производствами и хозяйствами, инженерными сооружениями и коммуникациями (общеузловые объекты)1. В состав промышленного узла включаются как вновь строящиеся, так и расширяемые и реконструируемые предприятия независимо от формы собственности и подчиненности. Для каждого промышленного узла составляется схема генерального плана, в которой определяются головной застройщик общеузловых объектов и их генеральные проектировщики, содержатся материалы и предлагаемые решения по вопросам транспорта, водоснабжения и канализации, снабжения электроэнергией, теплом, газом и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73