Это обусловлено тем, что экономический принцип районирования обеспечивает демократизацию хозяйственной жизни и социальных процессов на территориях, развитие межрегиональных связей в едином всероссийском экономическом пространстве, развитие этноса, культурно-национальных автономий,
ВОПРОС 101
В соответствии с хозяйственной структурой и формой организации регионы делятся на:
1) многоотраслевые;
2) промышленные;
3) аграрно-промышленные;
4) трудоизбыточные;
5) с особым режимом хозяйствования.
В первую группу входят регионы Центра, Центральночерноземного района. Здесь имеется большое промышленное насыщение, развитые сельское хозяйство и инфраструктура.
Во вторую группу входят территории Центрального и Южного Урала, Верхней Волги, Московской, Тульской областей и др. В них явно выражена промышленность и подчиненную (второстепенную) роль играет сельское хозяйство.
К третьей группе относятся Краснодарский, Ставропольский края, Оренбургская и др. области. Это — территории с явной ориентацией на интенсивное сельское хозяйство.
В четвертую группу входят республики Северного Кавказа и некоторые другие территории, не имеющие достаточного количества мест приложения труда.
К пятой группе относятся территории Крайнего Севера, зоны вахтового освоения, закрытые территории, а также специальные экономические зоны.
Наряду с этим, регионы с сельским хозяйством подразделяются на:
1) с преимущественно крупными коллективными хозяйствами (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ);
2) с преимущественно мелкими сельскими хозяйствами (Нечерноземная зона, Восточная Сибирь, Дальний Восток);
3) горные территории (Кавказ, Алтай);
4) с отгонными пастбищами (Калмыкия, Бурятия, Читинская область);
5) слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и животноводства (Крайний Север, Якутия).
Обеспечение оптимальных экономических пропорций в таксономическом делении Российской Федерации является одной из центральных потребностей сбалансированного развития конкурентно-рыночной экономики. Формирование равномерной структуры экономического районирования (экономического равенства территорий) призвано обеспечить условия для управления территориями из центра, осуществления эффективной инвестиционной поли гики, развития и размещения производительных сил. Это также призвано освободить центр от непосредственного решения внутрирегиональных проблем, предоставить территориальным органам возможность самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения территорий, формирования производственного потенциала местного значения, развития образования и культуры.
Типологизация регионов — выделение и группировка региональных образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании.
Для осуществления задач государственной региональной политики насущно необходимо построение типологий регионов. Это важно также для системного описания и анализа социально-экономического положения регионов.
В региональных исследованиях широко используются методы сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации).
Типологизация регионов возможна по исходному состоянию и динамике одного показателя. Суть этого подхода состоит в следующем. Вся совокупность регионов разделяется на группы по уровню данного показателя в базисном году (группы 1, 2,...). Затем производится разделение регионов по относительной величине показателя в наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2, ..., 2.1, 2.2, ...). В простейшем случае выделяются четыре группы (типа) регионов:
1.1— регионы, которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше среднего; 1.2 — регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше среднего, а в наблюдаемом году стал ниже среднего; 2.1 — регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний уровень; 2.2 — регионы, у которых уровень показателя и в базисном, и в наблюдаемом году был ниже среднего.
Так, может быть проведена типологизация регионов по величине заработной платы относительно среднероссийского уровня. Например, в 1990 г. 15 регионов (субъектов Федерации) Восточной Сибири и Дальнего Востока разделялись следующим образом:
в 13 регионах уровень зарплаты был выше и в двух — ниже среднероссийского (Хакасия и Тыва). За 1991—2001 гг. произошли изменения: из группы регионов с уровнем зарплаты выше среднероссийского (группа 1) перешли в группу с уровнем зарплаты ниже среднероссийского (группа 2) два региона (Бурятия и Еврейская автономная область), а из группы 2 в группу 1 — один регион (Хакасия). Таким образом, в 2001 г. 15 регионов разделялись на четыре группы: 1.1—11 регионов; 1.2 —два региона; 2.1 — один регион; 2.2 — один регион.
Возможна типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов, например, характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве примера можно предложить типологизацию регионов по динамике промышленного производства (экономическая составляющая) и динамике доходов населения (социальная составляющая).
Наконец, имеет место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития. Такого рода типология построена по четырем группам основополагающих проблем: экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе проблем (аспекту регионального развития) соответствуют определенные типы регионов.
Региональная типология разработана в Совете по изучению производительных сил, ориентирована на цели, задачи и механизмы региональной политики. Она имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.).
На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73