Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Периодически возникают ситуации и проблемы, относящие­ся к типу чрезвычайных и требующие специфических решений и специально резервируемых ресурсов, а следовательно, и особого массива информации для описания и диагностики.

При всей значимости специально организованных монито­ринговых исследований (преимущественно социологической ориентации) основной информационной базой мониторинга ре­гиональных ситуаций и региональных проблем может и должна быть статистика. Именно на статистической информации осно­вывается большинство известных нам систем регионального мо­ниторинга.

Проблемы количественных и качественных оценок событий. Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик), которые могут быть корректно выражены совокупностью числен­ных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) возможны лишь при ус­тойчивых представлениях о региональном «благе» или региональ­ных «ценностях», сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического кри­терия. Качественные и количественные оценки не выступают как антиподы, а дополняют друг друга, причем только наличие пер­вых (при их неизбежном субъективизме) позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой региональ­ной ситуации и региональной проблемы как нечто целостное.

Можно сформулировать следующие критерии оценки регио­нальных ситуаций:

а) объективность и достаточность исходной информации;

б) сравнительный и многокритериальный характер оценок;

в) отбор минимума необходимых и достаточных критериев;

г) поиск и отбор дополнительных (к статистическим) источ­ников информации.

Объективность и достаточность исходной информации — наи­более очевидное и наименее реализуемое методическое требование.

Сравнительный характер оценок проявляется в том, что любая оценка региональной ситуации или проблемы может быть дана только в сравнении с состоянием, принимаемым за норму, с пре­жним состоянием, с состоянием соседней или условно анало­гичной территории и т.д. Оценить — значит доказать, что анали- \ зируемая ситуация или проблема отличаются (или не отличают- ! ся) от других, и показать, насколько и по каким параметрам эти различия имеются.

Многокритериальный характер оценки определяется объ­ективной невозможностью правильно описывать, а тем более кор­ректно сравнивать региональные ситуации и проблемы по одно­му частному или интегральному показателю.

Так, при оценке проблем, связанных с региональными рын­ками труда (локальная массовая безработица), нельзя корректно оценить ситуацию, ориентируясь только на показатели занятос­ти. Здесь необходимо привлечение не менее полусотни других показателей (в сфере экономики, финансов, малого предпри­нимательства, социальной политики, демографии и т.п.), в том числе характеризующих региональную ситуацию и рассматри­ваемую частную проблему за пределами данного региона.

Отбор необходимых и достаточных критериев осуществляет­ся по единственному признаку — соответствию сути ситуации или проблемы. Несмотря на то что практически все параметры ре­гиональных ситуаций и проблем взаимосвязаны и взаимодопол­няемы, включение в число критериев избыточного числа парамет­ров чаще всего лишь затрудняет, а во многих случаях делает не­возможной процедуру такого отбора. Поэтому следует прежде всего сформулировать ключевые понятия генезиса и проявления данной ситуации и проблемы, а затем уже подобрать минималь­но необходимое и достаточное число адекватных критериев.

Привлечение сопутствующей информации. В региональной про­блематике особенно важны те стороны ситуаций и проблем, ко­торые почти невозможно выразить на языке статистики. Это на­строения, мотивации, образ жизни, экономическое и социальное поведение, национально-этническое самочувствие и другие аспек­ты индивидуального и коллективного быта населения. Поэтому крайне важно иметь соответствующую информацию по половоз­растным группам, по участникам различных форм хозяйственной деятельности городского и сельского населения, по отдельным социальным группам и т.п. В настоящее время такую информа­цию можно получить только в ходе специально организованных социологических обследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №21

 

«Межрегиональные экономические взаимодействия».

 

Одним из приоритетных направлений государственной региональной политики и эффективным средством решения задач социально-экономиче­ского развития регионов является взаимодействие и сотрудничество субъек­тов Федерации. Субъекты Федерации взаимодействуют:

- с соседними регионами и областями (в рамках экономико-географи­ческих регионов, например. Центральный регион, Черноземье; в рамках федеральных округов);

- с городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом;

- с межрегиональными объединениями субъектов Российской Федерации, в том числе с их центрами.

Следует заметить, что регионы могут сотрудничать:

1) на долговременной, постоянной основе (например, в рамках ассоциа­ций экономического взаимодействия, в рамках федеральных округов);

2) на кратковременной основе (например, в рамках выполнения какой-либо задачи, достижения какой-либо цели). Такое взаимодействие целесо­образно организовывать с целью реализации целевых федеральных, регио­нальных и межрегиональных программ.

Одна из первых, наиболее устойчивая и эффективная модель региональ­ного взаимодействия - это добровольное объединение (ассоциация) эконо­мического взаимодействия.

Ассоциации экономического взаимодействия как формы межрегиональ­ного сотрудничества начали создаваться с 1990 года.

В сентябре 1990 года в г. Челябинске руководителями областей и респу­блик Урала подписано соглашение «О принципах экономических отношений республик и областей Уральского экономического региона на период перехо­да к рыночной экономике», в котором заявлено намерение сохранить единое экономическое пространство региона. А в июне 1991 года руководителями органов государственной власти Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей был подписан Учредительный до­говор о создании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР. В том же месяце (9 июня) председатель Верхов­ного Совета РСФСР Б. Ельцин подписывает распоряжение «Об образовании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР». В сентябре 1991 года на первом заседании ассоциации, прохо­дившем в городе Екатеринбурге, к ней присоединились Башкирская ССР, Удмуртская республика и Тюменская область.

Одной из первых в России на Дальнем Востоке была создана Ассоци­ация экономического взаимодействия Дальнего Востока и Забайкалья. Она была создана осенью 1990 года, а затем реорганизована в 1994 году. В нее входят 13 субъектов Федерации, территория которых охватывает 40 % тер­ритории России.

В 1990 году состоялось подписание «Сибирского соглашения», участни­ками которого стали Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Омская, Томская области, а также республики Алтай, Тува и Хакасия.

Ассоциация «Центральная Россия» образована 15 декабря 1990 года, в нее вошли 11 областей (Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Ярославская), а также го­род Москва. В 1993 году к ним присоединилась Калининградская область.

При ведущей роли Санкт-Петербурга была создана ассоциация «Северо-Запад». Ассоциация экономического взаимодействия регионов «Северо-Запад» действует с 1991 года, и включает в себя 12 регионов. Основные направления деятельности: разработка межрегиональных программ и про­ектов с привлечением иностранного капитала в области транспорта, дорож­ного строительства, энергетики, сельского хозяйства.

В 1991 году было утверждено распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина образование Ассоциации «Большая Волга». В нее вошли области и республики Поволжья.

В соответствии с Указом Президента РСФСР в октябре 1991 года была создана Ассоциация «Черноземье», в которую вошли Белгородская, Воро­нежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и Орловская области.

В марте 1992 года образована Ассоциация «Северный Кавказ», которая объединила все субъекты Северокавказского региона.

Таким образом, в период с осени 1990 года до весны 1992 года каждый субъект Федерации вошел в определенную региональную ассоциацию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.