- общеэкономический, в котором определяются макроэкономические параметры;
- инвестиционный, регулирующий направления использования и источники инвестиций по конкретным проектам;
- организационный, где приводится механизм реализации программ (управления), ресурсы;
- координационный, содержащий данные о мероприятиях всех ФЦП, реализуемых на территории региона.
5. Финансирование разработки и реализации программ Необходимо определить источники финансирования, четко установить долевое участие федерального бюджета, региональных бюджетов, кредитов
и иных средств, а также решить вопрос о совместном формировании залоговых фондов, обеспечивающих финансовые гарантии инвесторам. **■ 6. Управление разработкой и реализацией программы
Можно предложить следующее распределение функций между государственным заказчиком и дирекцией программы.
Государственный заказчик согласовывает проект программы с Минэкономразвития РФ, отраслевым министерством, предоставляет проект программы совместно с Минэкономразвития РФ в Правительство, контролирует ход работ по реализации программы и целевое использование средств, представляет доклад о ходе работы в Правительство РФ.
Дирекция программы (директор региональной программы должен быть в ранге заместителя главы администрации) разрабатывает ежегодное обоснование на бюджетное финансирование, разрабатывает и выносит на утверждение экономические нормативы по обеспечению выполнения мероприятий программы, отбирает на конкретной основе исполнителей работ, поставщиков продукции, заключает договоры на исполнение работ и представляет государственному заказчику на утверждение договоры, финансируемые из федерального бюджета, контролирует целевое использование средств и предоставляет государственному заказчику отчет об исполнении программы.
Необходимо иметь нормативный акт, регламентирующий «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов РФ».
3.3.4. Информационное обеспечение процесса прогнозирования Информационное обеспечение процесса прогнозирования должно быть в первую очередь направлено на аналитическое и прогнозное обоснование региональной политики, содействовать развитию механизма регулирования территориального развития.
В массиве региональной информации целесообразно выделить отдельные информационные блоки:
- макроэкономические параметры;
- информация о развитии отраслей производственной и социальной сфер;
- информация о развитии институциональных отношений;
- характеристика финансово-бюджетных отношений;
- развитие информационно-правовой базы в регионе;
- показатели состояния окружающей среды и материально-сырьевой базы;
- характеристика межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей.
В настоящее время в регионах РФ не существует единой, специально организованной информационной системы, которая бы объединяла все внешнерегиональные блоки и отражала различные аспекты и тенденции регионального развития.
Регионы несут экономические потери из-за отсутствия надежной информации, достоверно характеризующей развитие социально-экономических процессов.
На рис. 3.11 представлены основные блоки программного обеспечения процесса прогнозирования в регионе.
Такая информация отсутствует и на федеральном уровне. Для решения конкретных задач (например, для определения инвестиционного рейтинга региона, емкости региональных рынков и др.) в отдельных регионах предпринимались попытки проведения единовременных обследований, однако эти обследования преследовали коммерческие цели и поэтому не могут быть использованы в прогнозных целях.
Одним из условий повышения объективности информации о территориальных проблемах и результативности методов их решения является признание возрастающей роли муниципальных образований как объекта территориального прогнозирования и регулирования. Последнее требует организации на уровне муниципалитетов мониторинга данных проблем.
Реформирование информационного обеспечения разработки и реализации региональных программ заключается в переходе от информационного описания территории к оценке процессов развития регионов, включая оценку региональных проблем и кризисных ситуаций.
Повышение качества региональной информации включает в себя следующие требования:
- повышение достоверности сведений о характере и тенденциях социально-экономического развития регионов на основе развития методологии статистических работ в регионах, развития систем региональной статистики;
- совершенствование системы социально-экономических показателей -индикаторов с точки зрения адекватного отражения сущности аккумулированных явлений;
- обеспечение преемственности статистических, ведомственных (налоговой, финансовой, таможенной и др.) баз данных, ликвидация ведомственных барьеров при использовании экономической информации;
- сокращение сроков подготовки исходной информации по основным показателям регионального развития на основе выделения минимального круга информации;
- обеспечение сопоставимости экономической, аналитической и прогнозной информации по срокам предоставления и по составу параметров;
- совершенствование методологии единовременных специальных обследований, проведения их только на основе единых методических рекомендаций Госкомстата РФ;
- завершение перехода российской статистики на систему национальных счетов и адаптация системы региональной информатизации к этой системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2001 г. № 65 утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»; определено задание Минэкономразвития РФ ежегодно уточнять размер финансовых ресурсов на реализацию программы; субъектам Федерации рекомендуется принять участие в реализации этой программы. Целью программы провозглашено повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а среди задач программы - совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики.
Программа будет реализована в несколько этапов.
На первом этапе (2002 г.) формируются предпосылки для реализации мероприятий программы. В ходе этого этапа должна быть сформирована система мониторинга:
- мировых тенденций развития ИКТ и их использования в социально-экономической сфере;
- уровня распространения ИКТ в регионах;
- эффективности использования ИКТ в процессе государственного управления регионами, обеспеченности техническими средствами обработки информации и средствами связи.
На этом этапе планируется начать реализацию опытных проектов по переходу к электронному документообороту в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, развивать телекоммуникационные инфраструктуры и осуществлять подключение к компьютерным сетям органов государственной власти, бюджетных организаций, а также расширить системы подготовки специалистов для сферы ИКТ и пользователей.
На втором этапе (2003-2004 гг.), на основе проведенных исследований, разработанных концепцией и сформированной нормативной правовой базы, будут реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти регионов с хозяйствующими субъектами и гражданами по вопросам регистрации, лицензирования, представления отчетной документации в сфере налогообложения. Таким образом, появляется реальная
возможность слияния ведомственных (таможенной, финансовой, налоговой и др.) баз данных на уровне региона.
В рамках Программы намечена реализация комплекса мероприятий по внедрению ИКТ в организациях государственного сектора экономики с целью создания системы мониторинга их финансово-экономической деятельности, реализации опытных проектов по внедрению унифицированных систем для оборонной промышленности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73