Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Таким образом, увеличение объема информации для управления различными процессами может быть эффек­тивным лишь до определенных границ, за пределами кото­рых наступают бросовые затраты.

Следует заметить, что запросы информации от различ­ных хозяйственных и общественных формирований явля­ются одной из традиционных форм, к которой прибегают региональные и муниципальные администрации для демон­стрирования своего присутствия. Во многих случаях такая информация не используется в работе, а порой и не изуча­ется. Зачастую информация запрашивается в произволь­ной форме, что усложняет ее систематизацию и анализ. Преодолеть подобные явления можно путем разработки специальных информационных стандартов и схем, введе­ния единообразия. Это особенно важно в современных условиях — с появлением в регионах множества разнооб­разных по имущественной принадлежности и организаци­онно-правовым формам организаций (хозяйственных, об­щественных, некоммерческих и пр.).

Наиболее удобной формой такого информобмена мо­жет быть составление вопросов и ответов в виде таблиц. Это необходимо для анализа с помощью ЭВМ, но также удобно и для простого исследования.

3) Взаимозависимость решений

Практически все решения региональных органов уп­равления имею! ту или иную степень взаимной зависимо­сти. Чем выше уровень управления, тем большее число решений нижних уровней управления оно затрагивает. Это требует от региональных администраций тщательной про­работки последствий готовящихся решений, их влияния на решения муниципальных органов, а также расположен­ных в регионе хозяйственных и общественных организа­ций.

Существует и обратная зависимость. Она проявляется во влиянии решений нижних уровней управления на ре­шения вышестоящих органов. Наиболее часто это прояв­ляется в форме хозяйственной инициативы «снизу», что вполне согласуется с существующей схемой регионально­го управления.

 

4-) Отрицательные последствия решений '•

Под последствиями принимаемых рсш^чнА". обычно понимаются их отрицательные проявления. К примеру, решение руководства региональной администрации о сни­жении среднего возраста работников аппарата может, на­ряду с повышением мобильности, привести к уходу лояль­ных к нему кадров. Решение о размещении в регионе пред­приятия, использующего импортное сырье, ьлочет сверты­вание местного производства аналогичных материалов, а следовательно, и сокращение трудозанятостн населения. Создание в регионе режима благоприятствования для иностранных строительных фирм приводит к развалу мест­ных строительных организаций и как следствие — к раз­рушению стройиндустрии и деградации специалистов-стро­ителей.

Для удобства управленческой деятельности негативные последствия управленческих решений можно рассматри­вать в роли ограничений. Такой подход позволяет переве­сти процесс решения на математический язык. Тем не ме­нее, следует учитывать, что лишь количественное (в нату­ральных измерителях, деньгах и др.) соизмерение величин прибылей и ущерба не в полной мере отражает действи­тельное положение вещей. Поэтому всякий математичес­кий расчет последствий управленческого решения дол-жен быть подытожен экспертным заключением (ведь даже бе­лый цвет — это лишь сумма семи различных цветов, а эко­номика —это не менее многомерный интеграл).

5) Поведенческие ограничения

На процесс принятия и реализации решений оказыва­ют значительное влияние различные психологические фак­торы. К ним относятся межличностные и внутриорганиза-пионные коммуникации, неформальное общение руково­дителей различного ранга между собой, а также с рядовы­ми исполнителями, общая морально-психологическая об­становка в коллективе и в составляющих его отделах, отношения в неформальных группах и т. п. Важное значе­ние имеет и то, чтобы исполнитель имел желание прини­мать и выполнять решения.

 

6) Субъективные оценки управляющего •

Поскольку каждый человек — это целый мир представ­лений, то и на принятие им решений оказывают существен­ное влияние его мироощущение, субъективные оценки явлений и предметов. Для организации важно, чтобы с системой ее приоритетов совпадали приоритеты членов организации, особенно тех, кто занимает ключевые места в управлении.

С учетом этого параметра организации разрабатывают специальные декларации о ценностях, своеобразные ко­дексы чести работников аппарата. Это необходимо для того, чтобы решения, принимаемые руководителями разного уровня, и действия всех членов организации (от начальни­ка — до ведущего специалиста) отражали общую систему ценностей, направленных на решение центральной задачи организации. Для региональной администрации таким «пуч­ком» центральных задач могуг быть следующие: повыше­ние уровня жизни населения региона; рост культуры и образованности молодежи; охрана материнства и детства;

повышение трудозанятостн и технической культуры сель­ского населения; формирование благоприятной среды для интенсивного развития в регионе производственного пред­принимательства; развитие коммуникаций и др.

Для региональных и муниципальных организаций в числе приоритетных могут быть различные наборы факто­ров принятия решений. Их может быть большое множе­ство. Поэтому для удобства управления важно отобрать небольшое число существенных факторов и построить процесс принятия и реализации решения таким образом, чтобы эти факторы учитывались субъектами и объектами решения в максимальной степени.

1.5.5. Методы реализации решений

Региональное управление использует различные мето­ды осуществления принятых решений. К числу основных из них относятся следующие.

1) прогнозирование;

2) дерево решений;

3) моделирование. ^,,, Рассмотрим эти методы.

 

1) 'Прогнозирование                        '

Этот метод заключается составлении картины вероят­ного состояния объекта решения в определенный момент. времени. В основе прогнозирования — рассмотренный ра­нее метод суждений. Он исходит из накопленного опыта протекания управленческих процессов и экстраполирова­ния обнаруженных тенденций на перспективу с учетом этого опыта.

Получение достоверного прогноза результатов осуще­ствления принятого решения позволяет управляющему органу или отдельному менеджеру вносить корректиров­ки и достигать большей точности.

Составление прогнозов развития хозяйства региона и составляющих его таксономических единиц является спе­циальной отраслью деятельности региональных админист­раций. Эта работа возглавляется и обобщается департа­ментами экономики и прогнозирования краевых и област­ных администраций, республиканскими министерствами экономики. В муниципалитетах такую работу проводят спе­циализированные управления, департаменты к отделы.

Составление экономических и других прогнозов осу­ществляется с использованием различных методов. Наи­более известны из них следующие:

а) метод анализа временных рядов (выявление тенден­ций прошлого и их продолжение в будущем);

б) каузальное моделирование (прогнозирование резуль­тата решения на основе выявления причинно-следствен­ных зависимостей нескольких переменных);

в) метод экспертных оценок (составление прогноза раз­вития ситуации на основе обобщения мнений специально подобранных экспертов).                        Ь1( чи( I

2) Дерево решений                       1га

>4'- •'•

Одним из специфических вариантов составления про­гноза реализации управленческого решения является по­строение «дерева решений», то есть установление после­довательности вытекающих одного из другого решения для получения искомой итоговой картины состояния объекта. Построение такого «дерева» предполагает составление раз­личных по срокам прогнозов последовательного развития событий. Это представляет собой определенную сложность, однако установление характерных причинно-следственных зависимостей между различными этапами решений облег­чает задачу.

Посредством «дерева решений» составляются прогно-•зы и устанавливается последовательность принятия реше­ний по наиболее крупным синтетическим процессам функ­ционирования регионального хозяйства. К таким относят­ся развитие общеэкономической ситуации в регионе на длительную перспективу, динамика конкуренции в сфере производства, движение трудовых ресурсов, основные на­правления развития малого предпринимательства н др.

3) Моделирование

Изображение объекта, идеи, процесса или системы в отвлеченной форме называют моделированием. Оно удоб­но для того, чтобы организаторы и исполнители решения имели целостное представление об объекте и могли пра­вильно расставить силы и средства при реализации зада­чи.

Определяющим качеством модели является упрощение ситуации (статической или динамической) и отображение ее в схематичном, облегченном для понимания виде.

Существует множество типов моделей. К числу наибо­лее распространенных из них относятся следующие:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.