• дать ориентиры частным предпринимателям;
• сформировать базу, позволяющую правительству осуществлять контроль над экономикой;
• выделить те аспекты народно-хозяйственной жизни, где вследствие наличия острых проблем необходимо активное вмешательство государственных органов; определить принципы и масштабы такого участия.
В странах Западной Европы целевые программы применяются главным образом для развития производств с большим сроком окупаемости, не представляющих интереса для частного капитала. Другой формой участия государства в экономической жизни стран Западной Европы служит государственный заказ, который предназначен для поддержания традиционных отраслей промышленности — угольной, судостроительной, металлургической и т.д.
Особый интерес представляет опыт применения региональных инвестиционных программ в Федеративной Республике Германия. Две трети территории Федеративной Республики Германия охвачены целевыми программами по развитию территорий. В основном законе ФРГ имеется даже специальное понятие «общественная задача», что в современном понимании соответствует целевой программе. Одно из основных направлений, охватываемых данными задачами, — улучшение хозяйственного климата в регионах. В федеральных землях (особенно в новых — на востоке страны) сформированы целевые программы «Улучшение региональной хозяйственной структуры». Указанные программы включают в себя выделение субсидий как из федерального, так и из земельных бюджетов на развитие промышленности и инфраструктуры, что, в свою очередь, создает предпосылки для широкого развертывания инвестиционного процесса.
Следует отметить, что в Федеративной Республике Германия на протяжении ряда лет декларируется принцип минимального вмешательства государства в хозяйственную жизнь. На практике, однако, многие факты говорят об обратном. В Германии существует специфический механизм макроориентации экономики, что в реальности сопряжено с плановыми методами. Общенациональные среднесрочные программы появились в ФРГ в середине
60-х годов.
В Великобритании целевыми региональными программами охвачено 40% территории, в Норвегии — 90%. Важно отметить, что практически во всех европейских странах были созданы специальные ведомства или административные органы, ведающие вопросами регионального развития, а также специальные бюджетные фонды для поддержки развития регионов.
Этим, однако, не исчерпываются специальные государственные органы, предназначенные для реализации государственного воздействия на экономику регионов с помощью программно-целевых методов. Так, например, в отдельных странах существует практика создания в регионах специальных государственных пред-
приятии, вкладывающих средства государственного бюджета, выделенные соответствующим регионам, в развитие инфраструктуры. Наиболее известный пример такого рода — программа поддержки юга Италии, где наблюдается отставание в социально-экономическом развитии. Программа предполагает широкий спектр мер, направленных на развитие промышленного производства в регионе, причем более половины средств выделены государством. Другой важный пример активного участия государства в региональном развитии — север Швеции (провинция Норланд). Программа развития провинции предполагает, что более трети предназначенных для нее средств будет получено из централизованных источников.
Перейдем к рассмотрению французского опыта экономического программирования. Основной подход здесь состоит в формировании и выполнении среднесрочных (сроком на 4—5 лет) программ экономического и социального развития. Эти программы представляются французским экономистам средством, позволяющим проводить политику поддержания структурного равновесия и развития. На программы возлагается также задача поддержания экономической политики государства в долговременном структурном аспекте.
Помимо среднесрочных программ экономического развития во Франции разрабатывались краткосрочные государственные программы, так называемые экономические бюджеты. Данные бюджеты не представляют собой погодовую детализацию среднесрочных программ, так как составляются отдельно от них. Однако следует отметить, что, являясь инструментом государственной экономической политики, бюджеты должны быть состыкованы со среднесрочными программами, по крайней мере в качественном аспекте. Таким образом, во Франции мы видим систему на первый взгляд подобную системе планирования в СССР — состоящую из годовых и пятилетних планов. Однако эта аналогия поверхностная — по существу эта система предполагает иное, более мягкое регулирование экономических процессов. Как среднесрочные программы (аналог пятилетних планов), так и экономические бюджеты (аналог годовых планов) не являются обязательными для выполнения не только для частных предпринимателей, но даже для государственных органов. Таким образом, программы по существу играют роль перспективных рекомендаций, их роль в процессе экономического регулирования определяется той мерой, в которой они учитываются при принятии конкретных решений.
Программы во французском государственном управлении представляют собой комплекс ориентиров, принципов, рекомендаций, но не план, не директивные указания экономическим агентам.
ВОПРОС 45
В СССР программно-целевой метод планирования стал активно развиваться в конце семидесятых годов. Первая целевая программа общегосударственного значения (создание Урало-Кузнецкого Комбината) была разработана и реализована еще в предвоенные годы, но широкое применение этого метода вошло в практику значительно позднее. Опыт программирования в СССР позволяет прийти к выводам: программно-целевой метод эффективен тогда, когда четко определена цель программ, есть определенный проектный задел и определен единый орган, распределяющий ресурсы между направлениями в программе.
В настоящее время с ликвидацией жесткого директивного планирования в общегосударственном и региональном масштабах, программы остались одним из наиболее действенных средств государственного регулирования.
Важнейшими задачами, поставленными на 2002 год и одобренными Правительством Российской Федерации, реализовать которые предусматривается посредством федеральных целевых программ, являются:
- Развитие инфраструктуры. Цель реализации: совершенствование условий воспроизводства экономической деятельности, развитие социальной инфраструктуры, обеспечение эффективного функционирования производства и рынков, снижение трансакционных издержек. Обеспечение условий для улучшения интеграции России в мировую систему коммуникаций и стандартов.
- Новое поколение (образование, культура и охрана здоровья). Цель реализации: сохранение и развитие образовательного и культурного потенциала страны, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества; обеспечение высокого уровня общих и специальных знаний, формирование личности на принципах гуманизма и ориентации на общечеловеческие ценности; улучшение состояния здоровья населения.
- Реформа правосудия. Цель реализации: формирование правового пространства, адекватного современным запросам личности, общества и экономики; создание условий для эффективной деятельности судебной системы и исполнения ее решений.
- Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды. Цель реализации: недопущение ухудшения и создание условий для улучшения жизни населения по параметрам окружающей среды и состояния здоровья. Недопущение и предотвращение чрезвычайных ситу-
аций техногенного и социального характера. Ликвидация последствий аварий и катастроф. Обеспечение воспроизводства воспроизводимых природных ресурсов и рациональное использование не воспроизводимых природных ресурсов.
- Новая экономика. Цель реализации: инновационное развитие экономики, выход на внутренний и мировые рынки высокотехнологичных товаров и услуг, увеличение доли производства высокотехнологичных товаров и услуг в структуре экономики-.
- Региональный паритет. Цель реализации: создание условий для преодоления социально-экономического отставания отдельных территорий, имеющих геополитическую и геостратегическую значимость для страны; достижение выполнения этими территориями функций, необходимых для эффективного социально-экономического развития страны с учетом интеграционных возможностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73