Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

•   дать ориентиры частным предпринимателям;

•   сформировать базу, позволяющую правительству осуществ­лять контроль над экономикой;

•   выделить те аспекты народно-хозяйственной жизни, где вследствие наличия острых проблем необходимо активное вмешательство государственных органов; определить прин­ципы и масштабы такого участия.

В странах Западной Европы целевые программы применяют­ся главным образом для развития производств с большим сроком окупаемости, не представляющих интереса для частного капита­ла. Другой формой участия государства в экономической жизни стран Западной Европы служит государственный заказ, который предназначен для поддержания традиционных отраслей промыш­ленности — угольной, судостроительной, металлургической и т.д.

Особый интерес представляет опыт применения региональных инвестиционных программ в Федеративной Республике Германия. Две трети территории Федеративной Республики Германия охва­чены целевыми программами по развитию территорий. В основ­ном законе ФРГ имеется даже специальное понятие «обществен­ная задача», что в современном понимании соответствует целевой программе. Одно из основных направлений, охватываемых дан­ными задачами, — улучшение хозяйственного климата в регионах. В федеральных землях (особенно в новых — на востоке страны) сформированы целевые программы «Улучшение региональной хо­зяйственной структуры». Указанные программы включают в себя выделение субсидий как из федерального, так и из земельных бюд­жетов на развитие промышленности и инфраструктуры, что, в свою очередь, создает предпосылки для широкого развертыва­ния инвестиционного процесса.

Следует отметить, что в Федеративной Республике Германия на протяжении ряда лет декларируется принцип минимального вмешательства государства в хозяйственную жизнь. На практике, однако, многие факты говорят об обратном. В Германии существу­ет специфический механизм макроориентации экономики, что в реальности сопряжено с плановыми методами. Общенацио­нальные среднесрочные программы появились в ФРГ в середине

60-х годов.

В Великобритании целевыми региональными программами охвачено 40% территории, в Норвегии — 90%. Важно отметить, что практически во всех европейских странах были созданы спе­циальные ведомства или административные органы, ведающие вопросами регионального развития, а также специальные бюджет­ные фонды для поддержки развития регионов.

Этим, однако, не исчерпываются специальные государствен­ные органы, предназначенные для реализации государственного воздействия на экономику регионов с помощью программно-це­левых методов. Так, например, в отдельных странах существует практика создания в регионах специальных государственных пред-

приятии, вкладывающих средства государственного бюджета, вы­деленные соответствующим регионам, в развитие инфраструкту­ры. Наиболее известный пример такого рода — программа под­держки юга Италии, где наблюдается отставание в социально-эко­номическом развитии. Программа предполагает широкий спектр мер, направленных на развитие промышленного производства в регионе, причем более половины средств выделены государством. Другой важный пример активного участия государства в ре­гиональном развитии — север Швеции (провинция Норланд). Программа развития провинции предполагает, что более трети предназначенных для нее средств будет получено из централизо­ванных источников.

Перейдем к рассмотрению французского опыта экономичес­кого программирования. Основной подход здесь состоит в фор­мировании и выполнении среднесрочных (сроком на 4—5 лет) программ экономического и социального развития. Эти програм­мы представляются французским экономистам средством, позво­ляющим проводить политику поддержания структурного равно­весия и развития. На программы возлагается также задача поддер­жания экономической политики государства в долговременном структурном аспекте.

Помимо среднесрочных программ экономического развития во Франции разрабатывались краткосрочные государственные про­граммы, так называемые экономические бюджеты. Данные бюд­жеты не представляют собой погодовую детализацию среднесроч­ных программ, так как составляются отдельно от них. Однако следует отметить, что, являясь инструментом государственной экономической политики, бюджеты должны быть состыкованы со среднесрочными программами, по крайней мере в качественном аспекте. Таким образом, во Франции мы видим систему на пер­вый взгляд подобную системе планирования в СССР — состоя­щую из годовых и пятилетних планов. Однако эта аналогия по­верхностная — по существу эта система предполагает иное, более мягкое регулирование экономических процессов. Как среднесроч­ные программы (аналог пятилетних планов), так и экономичес­кие бюджеты (аналог годовых планов) не являются обязательны­ми для выполнения не только для частных предпринимателей, но даже для государственных органов. Таким образом, программы по существу играют роль перспективных рекомендаций, их роль в процессе экономического регулирования определяется той мерой, в которой они учитываются при принятии конкретных решений.

Программы во французском государственном управлении пред­ставляют собой комплекс ориентиров, принципов, рекомендаций, но не план, не директивные указания экономическим агентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 45

 

 

 

В СССР программно-целевой метод планирования стал активно разви­ваться в конце семидесятых годов. Первая целевая программа общегосудар­ственного значения (создание Урало-Кузнецкого Комбината) была разрабо­тана и реализована еще в предвоенные годы, но широкое применение этого метода вошло в практику значительно позднее. Опыт программирования в СССР позволяет прийти к выводам: программно-целевой метод эффективен тогда, когда четко определена цель программ, есть определенный проектный задел и определен единый орган, распределяющий ресурсы между направ­лениями в программе.

В настоящее время с ликвидацией жесткого директивного планирования в общегосударственном и региональном масштабах, программы остались одним из наиболее действенных средств государственного регулирования.

Важнейшими задачами, поставленными на 2002 год и одобренными Правительством Российской Федерации, реализовать которые предусматри­вается посредством федеральных целевых программ, являются:

- Развитие инфраструктуры. Цель реализации: совершенствование усло­вий воспроизводства экономической деятельности, развитие социальной ин­фраструктуры, обеспечение эффективного функционирования производства и рынков, снижение трансакционных издержек. Обеспечение условий для улучшения интеграции России в мировую систему коммуникаций и стан­дартов.

Новое поколение (образование, культура и охрана здоровья). Цель реализации: сохранение и развитие образовательного и культурного потен­циала страны, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества;  обеспечение высокого уровня общих и специальных знаний, формирование личности на принципах гуманизма и ориентации на обще­человеческие ценности; улучшение состояния здоровья населения.

Реформа правосудия. Цель реализации: формирование правового пространства, адекватного современным запросам личности, общества и экономики; создание условий для эффективной деятельности судебной си­стемы и исполнения ее решений.

Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей сре­ды. Цель реализации: недопущение ухудшения и создание условий для улучшения жизни населения по параметрам окружающей среды и со­стояния здоровья. Недопущение и предотвращение чрезвычайных ситу-

аций техногенного и социального характера. Ликвидация последствий аварий и катастроф. Обеспечение воспроизводства воспроизводимых природных ресурсов и рациональное использование не воспроизводи­мых природных ресурсов.

- Новая экономика. Цель реализации: инновационное развитие эконо­мики, выход на внутренний и мировые рынки высокотехнологичных това­ров и услуг, увеличение доли производства высокотехнологичных товаров и услуг в структуре экономики-.

- Региональный паритет. Цель реализации: создание условий для пре­одоления  социально-экономического  отставания  отдельных территорий, имеющих геополитическую и геостратегическую значимость для страны; достижение выполнения этими территориями функций, необходимых для эффективного социально-экономического развития страны с учетом инте­грационных возможностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.