К основным трудностям в моделировании можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, недоверчивость пользователей, высокую стоимость моделей и др.
Управленческая практика накопила множество различных видов моделей. Многие из них являются универсальными и могуг применяться как во внутрифирменном управлении, так и в региональном менеджменте.
В числе наиболее распространенных моделей можно выделить следующие:
а) «теория игр» — это моделирование оценки воздействия на внешнюю среду принятого решения. С его помощью можно, например, смоделировать реакцию муниципалитетов на решение регионального законодательного собрания о снижении ставок региональных налогов для фирм, создающих филиалы в малых населенных пунктах. Также можно промоделировать реакцию различных групп населения на введение в регионе дифференцированного по времени суток (в часы «пик» и в остальное время) тарифа на электрическую энергию и т. д.;
б) «модель теории очередей» — она используется для определения оптимального числа каналов обслуживания;
ее сущность заключается в уравновешивании расходов на дополнительные каналы обслуживания (например, количество источников информации об экономической деятельности муниципалитетов и производственных фирм) и эффекта от их функционирования;
в) «модель управления запасами» — она может, к примеру, описывать время размещения заказов региональной администрации на определенные количества товаров для бюджетных организаций (предприятий, учреждений и др.) и их количество на имеющихся складах;
г) «модель линейного программирования». Такая модель может применяться при выборе схемы распределе* ния заказов региональной (или муниципальной) администрации на поставки товаров, выпускаемых несколькими конкурирующими фирмами на основе минимизации издержек. Эта модель может использоваться при определении оптимального местоположения предприятия местной промышленности на основе минимизации затрат на транспортировку сырья, рабочей силы и продукции. Подобная модель может применяться при составлении общей схемы маршрутов городского пассажирского транспорта по принципу минимизации издержек и т. д.;
д) «имитационная модель» — она представляет собой отвлеченное изображение реальной ситуации;
е) «экономический анализ» — это тоже модель, а именно, модель функционирования конкретной экономики (например, региональной экономики в целом или ее отдельных территориальных или отраслевых анклавов). Такая модель может быть положена в основу определения точки безубыточности представленных в регионе отраслей экономики, например, зернового производства, молочного скотоводства и т. п. Экономический анализ используется для оценки сбалансированности структуры многоотраслевого хозяйства региона и выявления наиболее узких мест.
С развитием электронно-вычислительной техники возможности проведения экономического анализа существенно расширяются. Это особенно актуально для принятия стратегических решений по управлению региональной экономикой, которая значительно усложняется по мере развития различных форм хозяйствования и конкурентно-рыночных отношений.
Таким образом, принятие решений представляет^обон двойственное явление. С одной стороны, это связующий процесс, соединяющий два состояния объекта управления — исходное и искомое. С другой стороны, принятие решений — это функция управления, необходимый элемент повседневной деятельности управленческого апиара--, та (или отдельных руководителей), поскольку в его дей+-ствиях все время присутствуют выбор и решение.
ВОПРОС 27
Региональный мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему по отслеживанию региональной ситуации как базы выработки региональной и национальной политики.
Под региональным мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты региональных проблем. Главная его задача состоит в создании надежной и объективной основы для выработки государственной политики регулирования территориального развития и определения ее приоритетов в целях принятия мер селективной (выборочной) государственной поддержки тех или иных регионов и решения конкретных региональных проблем.
При множестве различных региональных ситуаций и проблем количество их типов как предметов мониторинга относительно невелико, и это обстоятельство существенно повышает реальность его проведения. Важно своевременно предупредить негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных проблем.
Необходимость регионального мониторинга связана с особенностями современного периода, которые состоят в резком сокращении объектов, масштабов и полноты обязательной статистической отчетности. Из поля зрения официальной статистики выпадают целые пласты социально-экономической действительности (теневая экономика, самозанятость населения, реальные доходы населения и т.п.). Практически разрушается и без того слабая структура муниципальной статистики — основа регионального мониторинга.
Задачей регионального мониторинга является формирование системы сбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны событиях, процессах и явлениях.
Предметом регионального мониторинга являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими или динамическими параметрами.
Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных (редко — качественных) показателей, определяющих состояние или динамику функционирования каждого из указанных потенциалов территории, а также различными комбинациями этих показателей (в первую очередь для обозначения удельных характеристик). Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, т.е. состояние природно-кли-матического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов территории, чаще всего в пределах административных границ субъектов Федерации и (или) муниципальных образований.
Важной составляющей множества региональных ситуаций являются внутрирегиональные пропорции в развитии экономической системы. Например, соотношение социального и экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов, баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории. Столь же обязательны данные о состоянии и развитии нормативно-правовых условий территориального развития.
Под региональной проблемой понимается системное проявление дисбаланса в функционировании (состоянии, развитии) одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий. К числу региональных проблем можно отнести и пока еще редкие проявления «точек роста», нуждающихся в особом внимании.
Региональные ситуации более инерционны, чем возникающие на их фоне региональные проблемы. Последние представляют собой сгустки конкретных региональных противоречий, возникших в ходе развития региональных ситуаций. Региональная проблема должна осознаваться как нечто поддающееся решению (упорядочению, смягчению и т.п.) в обозримом будущем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73