Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

К основным трудностям в моделировании можно отне­сти недостоверные исходные допущения, информацион­ные ограничения, недоверчивость пользователей, высокую стоимость моделей и др.

Управленческая практика накопила множество различ­ных видов моделей. Многие из них являются универсаль­ными и могуг применяться как во внутрифирменном уп­равлении, так и в региональном менеджменте.

В числе наиболее распространенных моделей можно выделить следующие:

а) «теория игр» — это моделирование оценки воздей­ствия на внешнюю среду принятого решения. С его помо­щью можно, например, смоделировать реакцию муници­палитетов на решение регионального законодательного собрания о снижении ставок региональных налогов для фирм, создающих филиалы в малых населенных пунктах. Также можно промоделировать реакцию различных групп населения на введение в регионе дифференцированного по времени суток (в часы «пик» и в остальное время) тари­фа на электрическую энергию и т. д.;

б) «модель теории очередей» — она используется для определения оптимального числа каналов обслуживания;

ее сущность заключается в уравновешивании расходов на дополнительные каналы обслуживания (например, коли­чество источников информации об экономической деятель­ности муниципалитетов и производственных фирм) и эф­фекта от их функционирования;

в) «модель управления запасами» — она может, к при­меру, описывать время размещения заказов региональной администрации на определенные количества товаров для бюджетных организаций (предприятий, учреждений и др.) и их количество на имеющихся складах;

г) «модель линейного программирования». Такая мо­дель может применяться при выборе схемы распределе* ния заказов региональной (или муниципальной) админист­рации на поставки товаров, выпускаемых несколькими конкурирующими фирмами на основе минимизации из­держек. Эта модель может использоваться при определе­нии оптимального местоположения предприятия местной промышленности на основе минимизации затрат на транс­портировку сырья, рабочей силы и продукции. Подобная модель может применяться при составлении общей схемы маршрутов городского пассажирского транспорта по прин­ципу минимизации издержек и т. д.;

д) «имитационная модель» — она представляет собой отвлеченное изображение реальной ситуации;

е) «экономический анализ» — это тоже модель, а имен­но, модель функционирования конкретной экономики (на­пример, региональной экономики в целом или ее отдель­ных территориальных или отраслевых анклавов). Такая модель может быть положена в основу определения точки безубыточности представленных в регионе отраслей эко­номики, например, зернового производства, молочного скотоводства и т. п. Экономический анализ используется для оценки сбалансированности структуры многоотрасле­вого хозяйства региона и выявления наиболее узких мест.

С развитием электронно-вычислительной техники воз­можности проведения экономического анализа существен­но расширяются. Это особенно актуально для принятия стратегических решений по управлению региональной экономикой, которая значительно усложняется по мере раз­вития различных форм хозяйствования и конкурентно-рыночных отношений.            

Таким образом, принятие решений представляет^обон двойственное явление. С одной стороны, это связующий процесс, соединяющий два состояния объекта управле­ния — исходное и искомое. С другой стороны, принятие решений — это функция управления, необходимый эле­мент повседневной деятельности управленческого апиара--, та (или отдельных руководителей), поскольку в его дей+-ствиях все время присутствуют выбор и решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 27

 

 

Региональный мониторинг представляет собой информацион­но-аналитическую систему по отслеживанию региональной ситуа­ции как базы выработки региональной и национальной политики.

Под региональным мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и ана­лиза статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты реги­ональных проблем. Главная его задача состоит в создании надеж­ной и объективной основы для выработки государственной поли­тики регулирования территориального развития и определения ее приоритетов в целях принятия мер селективной (выборочной) государственной поддержки тех или иных регионов и решения конкретных региональных проблем.

При множестве различных региональных ситуаций и проблем количество их типов как предметов мониторинга относительно невелико, и это обстоятельство существенно повышает реальность его проведения. Важно своевременно предупредить негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных про­блем.

Необходимость регионального мониторинга связана с осо­бенностями современного периода, которые состоят в резком со­кращении объектов, масштабов и полноты обязательной статис­тической отчетности. Из поля зрения официальной статистики выпадают целые пласты социально-экономической действитель­ности (теневая экономика, самозанятость населения, реальные доходы населения и т.п.). Практически разрушается и без того слабая структура муниципальной статистики — основа региональ­ного мониторинга.

Задачей регионального мониторинга является формирование системы сбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны событиях, процессах и явлениях.

Предметом регионального мониторинга являются региональ­ные ситуации и региональные проблемы, описываемые количе­ственными и качественными, статическими или динамическими параметрами.

Региональная ситуация характеризуется совокупностью коли­чественных (редко — качественных) показателей, определяющих состояние или динамику функционирования каждого из указан­ных потенциалов территории, а также различными комбинация­ми этих показателей (в первую очередь для обозначения удельных характеристик). Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, т.е. состояние природно-кли-матического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, обще­ственно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов территории, чаще всего в пределах административных границ субъектов Федерации и (или) муници­пальных образований.

Важной составляющей множества региональных ситуаций яв­ляются внутрирегиональные пропорции в развитии экономичес­кой системы. Например, соотношение социального и экономиче­ского, природно-ресурсного и экологического потенциалов, баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней само­достаточности каждой территории. Столь же обязательны данные о состоянии и развитии нормативно-правовых условий террито­риального развития.

Под региональной проблемой понимается системное проявле­ние дисбаланса в функционировании (состоянии, развитии) од­ного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий. К числу региональных проблем можно отнести и пока еще ред­кие проявления «точек роста», нуждающихся в особом внимании.

Региональные ситуации более инерционны, чем возникающие на их фоне региональные проблемы. Последние представляют собой сгустки конкретных региональных противоречий, возник­ших в ходе развития региональных ситуаций. Региональная про­блема должна осознаваться как нечто поддающееся решению (упо­рядочению, смягчению и т.п.) в обозримом будущем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.