в) Компромиссы в решениях — это особая форма связей контрагентов, которая обеспечивает согласование противоречивых интересов путем взаимных уступок сторон.
Менеджеру любого ранга необходимо учитывать, что в управлении людьми крайне редко встречаются решения, результатом реализации которых было бы только блпго. Это объясняется тем, что всякое решение уравновешивает противоречивые ценности, а следовательно, использует каждую из них не в полной мере. В результате этого получается, что принятое решение не достигает абсолюта по ценности. В то же время уравновешивающее решение обеспечивает меньшие утраты (негативные явления).
На практике руководитель выбирает не кратчайший путь к цели, а тот, который сопряжен с наименьшим ущербом, — то есть действует по принципу «от противного».
Лучшими считаются те руководители, управленческие решения которых сопряжены с наименьшими утратами (экономическими потерями, сокращением персонала, остановкой работы, обострением морально-психологической обстановки в коллективе, общественными потрясениями и т. п.). Это относится как к хозяйственным руководителям, так и к руководителям подразделений региональных и муниципальных администраций.
т} Интуитивные решения — это те, которые являются результатом управленческого опыта и подсознательных предпочтений менеджера. Их принятие не опосредовано какими-либо логическими построениями. Они нужны в тех ситуациях, когда надо быстро принять решение, не вдаваясь в длительное изучение проблемы. Обычно это — решения по тактическим вопросам.
Что касается стратегических решений, то они в основной части являются результатом фундаментальных логических построений. Это, однако, не исключает использование интуиции. Но она в таких случаях носит вспомогательную функцию.
д) Решения на базе суждений основываются на сравнении рассматриваемой ситуации с подобными, которые встречались ранее, в разработке мер по аналогии. Удобство этого метода принятия решений заключается в том, что он не требует проведения глубокого анализа ситуации и позволяет быстро находить оптимальный вариант действий.
Недостатком этого метода является то, что он приемлем только для повторяющихся ситуаций. Кроме того, поскольку суждения опираются на прожитый опыт, они изначально приглушают у менеджера интерес к нестандартным решениям, к управленческому творчеству.
е) Аналитические решения опираются на исследование конкретной ситуации. Такие решения представляют собой сложный процесс анализа ситуации и выбора оптимального варианта управленческих действий.
1.5.3. Этапы процесса принятия решения
Принятие решения представляет собой протяженный во времени процесс. Его особенность заключается в том, что он не завершается выдачей управленческой команды, а предполагает последующие взаимодействия (связи) в форме обратной связи, контроля и анализа общих результатов этого управленческого действия.
Можно выделить 8 этапов процесса аналитического решения: диагностика, границы и критерии, варианты, сравнение альтернатив, выбор, внедрение, обратная связь, анализ постфактум. Последний этап представляет собой осно-зу для нового цикла осуществления управленческого решения (см. схему 19).
1) Диагностика
Принятие решения аналитическим методом начинается с установления и диагностирования проблемы. Под проблемой обычно понимается то, что не достигнуто по каким-либо причинам (например, недоборы в налогах и сборах; медленные темпы строительства каких-либо объектов;
нарушения в обеспечении населения коммунальными услугами; перебои в доставке продовольствия и т. п.).
В управленческой практике установление диагноза проблемы, как правило, не носит разового характера, а являет собой процедуру (процесс) из нескольких последовательных шагов с принятием промежуточных решений. Первой фазой такой процедуры становится выяснение симптомов (причинных факторов) затруднений или нереализованных возможностей. Таковыми могут быть: несовершенство региональных законодательных актов о налогообложении; несбалансированность решений региональных и муниципальных органов по льготированию отраслей и хозяйствующих субъектов; неадекватность организационной структуры региональной (или муниципальной) администрации изменившимся условиям хозяйствования; высокая текучесть кадров в организации; внутренние и внешние конфликты и т. п.
Обнаруженные симптомы проблемы подлежат анализу. В этом случае уместен запрос дополнительной информации, сосредоточенной на указанных симптомах. Такую информацию называют релевантной, то есть касающейся только конкретной проблемы. Всю работу но сбору и анализу релевантной информации должны выполнять менед-жеры-аналитики.
2) Границы и критерии
Для решения любой проблемы в организации имеется ограниченный (лимитированный) набор средств (ресурсов). Поэтому важно установить такие ограничения и критерии, учет которых оказался бы окупаемым при решении конкретной проблемы.
Обычно ограничения проявляются в объеме полномочий, которыми наделяются менеджеры разных уровней, а также в сумме средств, выделяемых на решение конкретной проблемы (фонд оплаты труда персонала; средства на закупки оборудования и материалов и т. п.).
Под критериями принятия решения понимаются стандарты организации (региональной администрации, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и т. п.), по которым оцениваются альтернативные варианты выбора. Такие варианты проявляются в форме различных рекомендаций. Например, для снижения дефицитности элек-троэпергетических ресурсов в регионе необходимо: ввести двухтарифную систему оплаты за электроэнергию для населения с использованием счетчиков местного производства; перевести на многозонный тариф на электроэнергию промышленные предприятия; ввести льготы па применение альтернативных источников энергии и т. п. Такие ограничительные меры, снабженные конкретными цифровыми показателями, могут выступить критериями в решении данной проблемы.
3) Варианты
Наряду с предложенным способом решения конкретной проблемы, важно рассмотреть (изыскать) альтернативные варианты. Это важно для нахождения оптимального пути решения.
В управленческой практике нередко игнорируется поиск альтернативных вариантов или делается это формально, что чревато неудачами. Основными причинами такого подхода являются склонность высших руководителей к принятию решений методом суждений (то есть на основе полученного опыта), а также ограниченность в средствах решения проблемы (лимиты денежных, материальных и трудовых ресурсов).
Тем не менее, от руководителей высшего звена региональных администраций требуется ориентация работников аппарата па разработку нескольких вариантов решения проблемы. Такой подход убережет организацию от ошибок и потерь. В крупных корпорациях существуют менеджеры, занимающиеся альтернативными решениями. По этой аналогии можно предложить, например, департаменту финансов содержать диспажеров (специалистов по оценке убытков), департаменту строительства — аналитиков-математиков (для оценки риска вложений средств в различные варианты долгосрочных инвестиционных программ), департаменту сельского хозяйства — маркетоло-гов-аналитиков (для оценки перспективного спроса на отдельные виды сельхозпродукции).
. 4) Сравнение альтернатив
Практика показывает, что эффективность менеджмента выше там, где генерирование альтернативных решений разделено с оценкой этих идей. Функциональная обособленность оценщиков альтернативных идей (решений) позволяет сосредоточить их внимание исключительно на интересах организации (будь то региональная структура, муниципалитет, производственная или обслуживающая фирма, брокерская контора и т. п.).
Для сопоставления вариантов решений необходимы стандарты или критерии. Обычно решение должно отвечать нескольким критериям (ограничительным параметрам). Например, для снабжения населения сел и хуторов хлебом необходимо построить сеть малых пекарен, которые бы отвечали следующим критериям: себестоимость выпечки хлеба не должна превышать средних действующих цен;
расстояние доставки хлеба должно быть не более 20 километров; стоимость строительства малой пекарни должна быть в пределах 100 тысяч рублей; качество хлеба должно соответствовать действующим нормам; энергетический носитель — электричество и газ (там, где имеются газопроводы). В этих граничных параметрах и могут разрабатываться несколько вариантов распределения по территории региона малых пекарен, которые в комплексе с крупными хлебозаводами решали бы задачу ежедневного снабжения всего населения региона свежим хлебом.
5) Выбор
Наиболее ответственным этапом является выбор варианта решения проблемы. Именно здесь в наибольшей степени проявляется квалификация руководителя.
Как отмечено выше, руководитель зачастую принимает не «максимизирующее», а «удовлетворяющее» решение, то есть выбирает тот его вариант, который наносит минимальный ущерб организации и исполнителям.
• Зачастую, ввиду ограниченности времени и трудностей учета релевантной информации, оптимальное решение не обнаруживается. Поэтому руководитель, как правило, не уточняет конкретные работы для исполнителей, а выбирает лишь направление действия, которое является наиболее приемлемым. Уточняющие решения по ходу выполнения управленческой команды принимают менеджеры Нижестоящих уровней. В этом и проявляется принцип делегирования полномочий, позволяющий ввести в управленческую практику разделение труда,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73