Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

-  ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;

-  формирование организационно-экономических условий для реализа­ции всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;

- ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы как внутри - так и внерегиональных потре­бителей, организация производства тех видов продукции, которые пользуют­ся спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способство­вать повышению финансовой самостоятельности региона;

- формирование и развитие регионального маркетинга как основы разра­ботки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

-  переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления

системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;

- конечный результат регионального управления оценивается в зависи­мости от степени соответствия уровней экономического развития региона и жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспе­ченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.).

Основными задачами регионального управления являются:

-  обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятель­ности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

-  экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, ана­лиз, прогнозирование и программирование регионального развития;

-  оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механиз­мов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

- обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружаю­щей среды;

-  формирование и реализация структурной, инвестиционной и науч­но-технической политики в регионе, формирование и развитие рыночной инфраструктуры.

Учитывая сущность, содержание и задачи регионального управления, рассмотренных ранее, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам:

1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (феде­ральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации и т. д.).

2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствова­ния (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, про­дукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономи­ческие, социальные, экологические и другие процессы в регионе.

4.  Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворе­ние потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетво­рение потребностей в образовании и культуре, социальная поддержка и др.).

Исходя из приведенной классификации объектов, можно сделать вывод о том, что к объектам регионального управления следует отнести все хозяй­ственные единицы региона. Но в то же время нужно отметить, что непосред­ственными объектами регионального управления являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроиз­водство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональное управление оказывает прямое (непосред­ственное) воздействие, на все другие объекты - опосредованное.

1.3. Принципы и методы региональной экономики и управления

Опыт регионального управления, а также анализ зарубежной теории и практики показывает, что его эффективность во многом зависит от соблю­дения вполне определенных принципов, которые обусловлены законами ры­ночной экономики. В литературе отмечается, что новая система управления должна ориентироваться на общие теоретические принципы, представлен­ные на рис. 1.2.

 

 Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Для эффективности регионального управления современные ученые предлагают использовать следующие основные принципы: децентрализа­ция, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, выделенная компетентность. Коротко рассмотрим их содержание.

Принцип децентрализации означает, что принятие решений от централь­ных органов управления переходит к агентам рынка. Принцип ограничивает монополию регионального управления, обеспечивает экономическую свобо­ду субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему при­нятия решений, а также обеспечивает передачу функций на региональный уровень.

Принцип партнерства предполагает уход от жесткой иерархической со-подчиненности по вертикали. Он определяет правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ре­сурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансо­вых ресурсов. Основная цель этого перераспределения заключается в обе­спечении минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способ­ность системы регионального управления гибко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформа­цию функциональной и организационной структур регионального управле­ния, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняю­щимся рыночным условиям.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграни­чения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По этому принципу осуществля­ется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъ­екта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон уста­навливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Методы управления в соответствии с ГОСТОМ разделяются на органи­зационно - распорядительные (административные), экономические и соци­ально-психологические.

Методы управления представляют собой способы, приемы, действия, с помощью которых выполняются функции управления. Все методы управле­ния взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо использовать комплексно, там где эти методы взаимно дополняют друг друга в оптималь­ной пропорции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.