Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

а) повышать качество и полноту предпрогнозного анализа экономиче­ской ситуации в регионе;

б) анализировать многовариантные ситуации с привлечением современ­ного математического аппарата (имитационное моделирование, линейное программирование и др.);

в) повышать корректность использования информационной базы про­гноза (шире использовать логическое моделирование, экспертные оценки);

г) шире использовать корреляционные зависимости между несколькими вероятностными характеристиками (уровень доходов и товарооборот, объем производства и прибыли и др.);

д) практиковать прогнозирование развития нормативного регулирования локальных сфер экономики (бюджетной сферы, налоговой системы и др.);

е) применять для оценки межрегиональных связей маркетинговый тер­риториальный анализ;

ж) по истечении периода прогнозирования оценить достоверность про­гнозных оценок параметров и выявить причины их отклонения, что поможет учесть эти просчеты в перспективе.

Реализация этих направлений требует значительных затрат времени, специально разработанных методик и подготовленных специалистов.

3.2.3. Понятие индикативных планов. Индикативные планы как инстру­мент регулирования развития региона

Сущность индикативного плана заключается в целенаправленном рас­пределении региональных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и др.) между различными видами экономической деятельности.

Индикативные планы выполняют следующие функции:

- обеспечивают пропорции в развитии воспроизводства; распределении ресурсов между разными отраслями, территориями, видами деятельности, стадиями воспроизводства, распределении и перераспределении произве­денного продукта и полученного дохода;

- концентрируют ресурсы для структурных сдвигов, освоения иннова­ций, развития инфраструктуры, на стратегическое планирование и др.;

- аккумулирует часть доходов территорий для финансирования опре­деленных экономических, социальных, экологических, оборонных и др. проектов.

В последние годы в развитых рыночных странах государство все чаще вмешивается в процесс распределения и перераспределения ВВП.

История создания индикативных планов в России восходит к плану ГОЭЛРО. Тогда задача электрификации страны была определена главной, а для ее достижения были использованы жесткие государственные механизмы регулирования и контроля.

В последствии централизованное директивное планирование вытеснило индикативное.

Признавая определенные преимущества директивного планирования в критических ситуациях (война, восстановительный период), когда необ­ходимо жестко контролировать использование ресурсов на важнейших на­правлениях, необходимо констатировать, что в условиях рыночного развития директивные планы лишают регионы и предприятия возможности выраба­тывать собственную политику развития, более адекватно приспосабливаясь к изменившимся условиям конъюнктуры рынка.

В сравнении с директивным, индикативное планирование имеет следу­ющие преимущества:

- исходит из самостоятельности регионов в выборе и осуществлении собственной стратегии и тактики, обеспечении ресурсами, а также их ответ­ственности за принятые решения;

- дает возможность самостоятельно определять стратегические задачи и обеспечивать их решение имеющимися ресурсами, воздействовать на субъ­екты хозяйствования посредством законодательного регулирования;

- государство концентрирует ресурсы на развитие вторичного сектора (социоструктура, экология, оборона и др.);

- показатели плана носят ориентировочный характер, не загромождены излишней детализацией (кроме бюджета).

На рис. 3.5 показана система индикативных планов в регионе.

Источниками финансирования региональных индикативных планов является собственные доходы территорий и поступления из федерального бюджета в порядке межбюджетного регулирования.

Региональные планы в настоящее время носят текущий, локальный характер. В связи с этим предстоит значительно повысить роль государ­ственного индикативного планирования, принять новый федеральный закон по прогнозированию, индикативному планированию и программированию, повысить роль экономических служб регионов как головных прогнозно-пла­новых центров, что будет способствовать усилению регулирующей функции государства.

3.2.4. Организационный аспект прогнозирования

Ученые и специалисты отмечают, что долгосрочные, среднесрочные, -краткосрочные прогнозы субъектов РФ должны быть увязаны в единый ком­плекс с прогнозами по стране.

Такая взаимосвязь должна обеспечиваться:

- преемственностью долгосрочной стратегии, среднесрочных программ и прогнозов и текущих (краткосрочных) прогнозов по стране в целом и по отдельно взятой территории;

- существованием единой методологии сбора, обработки статистиче­ской информации, а также методических рекомендаций по разработке про­гнозных показателей;

- разработкой прогнозных показателей по единым сценарным условиям, единой системе индикаторов и дефляторов;

- разработкой прогнозных показателей в единые сроки. В идеальном случае необходимо наличие методических рекомендаций по всем территориальным аспектам прогнозирования:

- по разработке территориальных разделов прогнозов социально-эконо­мического развития РФ;

- по разработке региональных аспектов отраслевых прогнозов;

- по созданию комплексного прогноза социально-экономического раз­вития региона;

- по разработке региональных целевых программ.

В настоящее время в субъектах Федерации в основном разрабатываются краткосрочные (текущие) прогнозы. На рис. 3.6 показан современный поря­док разработки прогнозов.

Ежегодно Правительство РФ выпускает постановления, регламентиру­ющие порядок разработки краткосрочных и среднесрочных прогнозов со­циально-экономического развития страны и регионов, а также бюджетов на предстоящий год.

Этими постановлениями закрепляются функции федеральных мини­стерств и ведомств, органов исполнительной власти по сбору исходной информации, определению стартовых условий развития экономики, а также разработке сценарных, макетных параметров функционирования экономики страны на ближайшую перспективу. Особую роль в согласовании федераль­ных и региональных прогнозов играют контрольные цифры и финансово-экономические условия прогнозного периода.

Поскольку регионы страны значительно различаются между собой по географическому положению, инфраструктурному потенциалу, по обеспе­ченности топливо-энергетическими ресурсами, - очевидно, что в областях ЦФО и в Приморье динамика макропоказателей не может быть одинаковой.

Поэтому в составе контрольных цифр необходимо приводить конъюн­ктурные прогнозы рынков (внутренних и внешних) по важнейшим видам продукции, а также планы Правительства РФ о развитии системы государ­ственных заказов, закупок, принятие мер по поддержке развития базовых отраслей, то есть то, что будет определять возможности развития отдельных регионов.

Анализ региональных прогнозов необходимо проводить на предмет установления пропорций:

- в развитии отдельных отраслей и составных частей ВРП;

- между инвестициями и их влиянием на развитие производства и со­циальной сферы;

- между развитием производства, занятостью, оплатой труда, доходами населения;

- между развитием экономического потенциала региона и бюджетной обеспеченностью.

На основании постановлений правительства в регионах издаются поста­новления, распоряжения администраций по разработке собственных проек­тов прогнозов и бюджетов на среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Статистические службы обязаны предоставить в администрацию ин­формацию о динамике показателей социально-экономического развития за предшествующие годы (как правило, за 2-3 года до начала прогнозируемо­го). На рис. 3.7 показана взаимосвязь между структурными подразделениями органов исполнительной власти, необходимая для разработки текущих про­гнозов. Организационная модель прогнозирования - понятие комплексное. Оно включает распределение: целей между различными исполнителями, задач и функций по разработке показателей прогноза между участниками процесса, ответственности, полномочий и прав внутри системы, отражающей соотно­шение пентпализаиии и децентрализации при формировании прогноза.

Важнейшими элементами модели являются коммуникации, потоки ин­формации и документооборот. При построении организационной модели необходимо исходить из системного подхода и организационного модели­рования.

При этом системный подход предполагает: учет всех задач прогнозиро­вания; выявление системы функций, прав и ответственности и их «привязка» к задачам; исследование и организационное оформление всех связей и отно­шений по горизонтали при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных проектов; обеспечение сочетания (согласованности) верти­кальных и горизонтальных связей (централизации и децентрализации).

Применяются следующие традиционные методы проектирования орга­низационных структур: экспертно-аналитический (обследования и форми­рование структуры группой экспертов); структуризации целей.

Организационное моделирование представляет собой разработку фор­мализованных (математических, графических и др.) отображений распреде­ления полномочий и ответственности в каком-либо процессе, являющихся базой для построения различных вариантов организационных структур.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.