Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
  1. Трансформация отношений собственности на региональном и муниципальном уровне.
  2. Управление и менеджмент. Этапы развития теории и практики менеджмента.
  3. Управление изменениями и нововведениями в организации.
  4. Управление качеством.
  5. Управление риском.
  6. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала; менеджмент знаний.
  7. Управление человеческими ресурсами и кадровые технологии.
  8. Факторы трансформации способов производства. Влияние технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур
  9. Федеральные и региональные программы регионального развития.
  10. Фирма и рынок как типы организации экономического обмена в обществе.
  11. Формы организации хозяйства и расселения на территории.
  12. Формы пространственной организации хозяйства и расселения страны.
  13. Функции  управления. Классификация функций управления.
  14. Функции предпринимательства и его носители в рыночной экономике.
  15. Функциональная система региона.
  16. Характеристики и параметры экономического пространства.
  17. Экономические связи региона. Формирование системы взаимодействующих регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС № 1

 

«Анализ как функция управления».

 

Анализ как функция управления - особый вид умственной, познавательной деятельности руководителей и специалистов-аналитиков, системное и постоянно обновляемое познание содержания, структуры, сети взаимодействий между отдельными элементами управляемого объекта и его движения, динамики. А. как ф. у. использует средства и методы изучения обстановки, проблем, ситуаций путем выявления и сопоставления свойств и характеристик объектов исследования по определенным, установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций изменения. Такой анализ, как правило, критичен. Хотя он используется для выявления позитивных аспектов и стимулирования их создания, но главная его цель - в создании гносеологических предпосылок для развития. А это требует сосредоточения на угрозах внешней среды, недостатках и слабых сторонах управляемой системы, процессов управления, личностей руководителей и др.

В экономике наибольшее распространение получили категории макро - и микроэкономического анализа. Макроэкономический анализ (macroeconomics) - часть экономической науки, исследующая экономику как целое, а также составляющие ее важнейшие совокупности - экономику государственного сектора, экономику частного бизнеса, экономику домохозяйств, но в любом случае - с приоритетным использованием обобщенных (суммарных) экономических показателей. Микроэкономический анализ (microeconomics) - часть экономической науки, исследующая обособленные экономические единицы (отрасли, фирмы, домохозяйства и др.), отдельные рынки, а также конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Среди разновидностей анализа в управлении экономикой как отдельных фирм, так и целых территорий (городов, регионов) и даже стран в последние десятилетия получили развитие SWOT - и SNW-анализ, STEP-анализ. Аббревиатура SWOT происходит от англоязычных слов Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабости, Opportunities - возможности, Threats - угрозы. Речь здесь идет о внутренней среде, о сопоставлении собственных характеристик в сравнении с основными конкурентами, что позволяет оценить собственные силы и слабости. Учитывается также внешняя среда, предоставляющая организации определенные положительные для нее возможности и отрицательные факторы, угрозы. На практике сначала анализируется именно внешняя среда. Поэтому, строго говоря, буквы О и Т должны были бы предшествовать буквам S и W. SNW-анализом называют расширенную первую часть SWOT-анализа, в которой характеристики фирмы могут быть оценены не только как силы или слабости, но и нейтрально (N - Neutral), на уровне основных конкурентов.

STEP-анализ помогает изучить "поведение" внешней среды, если адекватно оценить воздействие на организацию как минимум четырех типов факторов: социальных (С), технологических (Т), экономических (Э), политических (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации: СТЭП-анализ (STEP-factors analyzing). Анализ СТЭП-факторов обеспечивает ряд преимуществ: 1. Когда руководитель со своими ближайшими сотрудниками работают со СТЭП-факторами, они начинают думать о внешнем окружении, а не только говорить о нем. 2. У людей появляется "видение" внешнего окружения. Воспитывается культура учета факторов внешнего окружения. 3. Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения. 4. Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения. 5. Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.

CASE-средства анализа (Computer-Aided Software/Systems Engineering) - это комплекс средств автоматизации для экономического анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем, к которым и относятся многие организации. Специалисты советуют: разработке современных моделей с использованием перспективных технологий должен предшествовать глубокий анализ существующих технологий, построение их моделей типа "как есть". Разобраться в сложной предметной области, слабо структурированных знаниях о ней и позволяют CASE-средства, предоставляющие возможность декомпозиции, "дозированного" иерархического представления информации. Построение модели "как есть" с использованием CASE-средств вынуждает системного аналитика глубоко разобраться в моделируемом объекте, связать воедино разрозненные и неполные данные о нем. Требуя вертикальной и горизонтальной "привязки" функций к информационным потокам, CASE-средства играют роль "активизаторов", заставляющих аналитиков искать недостающую информацию, разбираться в неточностях и противоречиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС № 2

 

«Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики».

 

Для характеристики межрегиональных связей применяются показатели потоков продукции и ресурсов как в натуральном, так и в обобщенном стоимостном измерении. Наиболее характерны­ми являются натуральные показатели, отражающие движение кон­кретных видов продукции между регионами: сырьевых ресурсов, продовольствия, машин и оборудования (в весовом измерении и поштучно), а также трудовых ресурсов (в физических лицах).

Основными формами межрегиональных связей являются об­мен товарами и услугами, миграция населения, финансовые и информационные потоки.

Простые методы анализа обмена товарами и услугами осуще­ствляются с помощью коэффициентов ввоза и вывоза продукции, а также товарообмена.

В целях получения более общей картины взаимосвязей регио­нов страны применяются обобщающие показатели регионального развития, характеризующие потоки между отраслями в стоимост­ном выражении: по динамике валового регионального продукта, денежным потокам и пр.

Для наиболее общей характеристики взаимосвязей между ре­гионами используется такой показатель, как валовой региональный продукт (ВРП). Он определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институционны­ми единицами — резидентами региональной экономики. При этом методология расчета валовой добавленной стоимости в большин­стве случаев идентична применяемой на федеральном уровне. Валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью произведенных в отчетном периоде товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных в про­цессе производства за тот же период времени (промежуточным потреблением).

Единство методологии исчисления ВРП дает возможность проведения межрегиональных сопоставлений и определения рей­тинга регионов по данному показателю.

Величина ВРП является объективным индикатором вклада каждого региона — субъекта Федерации в развитие экономики страны. В настоящее время суммарный ВРП составляет около 90% ВВП России (по данным за 1998 г. было 89,1%). Различие между Указанными показателями обусловлено тем, что отдельные элементы ВВП, исчисленного на федеральном уровне, не могут быть рассчитаны для отдельных регионов или распределены между ними. (Структура ВВП по федеральным округам приведена в табл. 2.1). К числу указанных элементов относится валовая добав­ленная стоимость: нерыночных коллективных услуг, оказываемых государственными учреждениями обществу в целом (например, национальная оборона и государственное управление); услуг фи­нансовых посредников, деятельность которых не ограничивается рамками отдельного субъекта Федерации; услуг внешней торгов­ли и других услуг (как рыночных, так и нерыночных), информа­ция по которым отсутствует на региональном уровне. ВВП и ВРП в рыночных ценах отличаются также на величину налогов на экспорт и импорт, поскольку специфика учета данных видов на­логообложения в настоящий момент не позволяет полностью рас­пределить их между отдельными регионами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.