ВОПРОС № 1
«Анализ как функция управления».
В экономике наибольшее распространение получили категории макро - и микроэкономического анализа. Макроэкономический анализ (macroeconomics) - часть экономической науки, исследующая экономику как целое, а также составляющие ее важнейшие совокупности - экономику государственного сектора, экономику частного бизнеса, экономику домохозяйств, но в любом случае - с приоритетным использованием обобщенных (суммарных) экономических показателей. Микроэкономический анализ (microeconomics) - часть экономической науки, исследующая обособленные экономические единицы (отрасли, фирмы, домохозяйства и др.), отдельные рынки, а также конкретные цены и конкретные товары и услуги.
Среди разновидностей анализа в управлении экономикой как отдельных фирм, так и целых территорий (городов, регионов) и даже стран в последние десятилетия получили развитие SWOT - и SNW-анализ, STEP-анализ. Аббревиатура SWOT происходит от англоязычных слов Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабости, Opportunities - возможности, Threats - угрозы. Речь здесь идет о внутренней среде, о сопоставлении собственных характеристик в сравнении с основными конкурентами, что позволяет оценить собственные силы и слабости. Учитывается также внешняя среда, предоставляющая организации определенные положительные для нее возможности и отрицательные факторы, угрозы. На практике сначала анализируется именно внешняя среда. Поэтому, строго говоря, буквы О и Т должны были бы предшествовать буквам S и W. SNW-анализом называют расширенную первую часть SWOT-анализа, в которой характеристики фирмы могут быть оценены не только как силы или слабости, но и нейтрально (N - Neutral), на уровне основных конкурентов.
STEP-анализ помогает изучить "поведение" внешней среды, если адекватно оценить воздействие на организацию как минимум четырех типов факторов: социальных (С), технологических (Т), экономических (Э), политических (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации: СТЭП-анализ (STEP-factors analyzing). Анализ СТЭП-факторов обеспечивает ряд преимуществ: 1. Когда руководитель со своими ближайшими сотрудниками работают со СТЭП-факторами, они начинают думать о внешнем окружении, а не только говорить о нем. 2. У людей появляется "видение" внешнего окружения. Воспитывается культура учета факторов внешнего окружения. 3. Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения. 4. Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения. 5. Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.
CASE-средства анализа (Computer-Aided Software/Systems Engineering) - это комплекс средств автоматизации для экономического анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем, к которым и относятся многие организации. Специалисты советуют: разработке современных моделей с использованием перспективных технологий должен предшествовать глубокий анализ существующих технологий, построение их моделей типа "как есть". Разобраться в сложной предметной области, слабо структурированных знаниях о ней и позволяют CASE-средства, предоставляющие возможность декомпозиции, "дозированного" иерархического представления информации. Построение модели "как есть" с использованием CASE-средств вынуждает системного аналитика глубоко разобраться в моделируемом объекте, связать воедино разрозненные и неполные данные о нем. Требуя вертикальной и горизонтальной "привязки" функций к информационным потокам, CASE-средства играют роль "активизаторов", заставляющих аналитиков искать недостающую информацию, разбираться в неточностях и противоречиях.
ВОПРОС № 2
«Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики».
Для характеристики межрегиональных связей применяются показатели потоков продукции и ресурсов как в натуральном, так и в обобщенном стоимостном измерении. Наиболее характерными являются натуральные показатели, отражающие движение конкретных видов продукции между регионами: сырьевых ресурсов, продовольствия, машин и оборудования (в весовом измерении и поштучно), а также трудовых ресурсов (в физических лицах).
Основными формами межрегиональных связей являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые и информационные потоки.
Простые методы анализа обмена товарами и услугами осуществляются с помощью коэффициентов ввоза и вывоза продукции, а также товарообмена.
В целях получения более общей картины взаимосвязей регионов страны применяются обобщающие показатели регионального развития, характеризующие потоки между отраслями в стоимостном выражении: по динамике валового регионального продукта, денежным потокам и пр.
Для наиболее общей характеристики взаимосвязей между регионами используется такой показатель, как валовой региональный продукт (ВРП). Он определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институционными единицами — резидентами региональной экономики. При этом методология расчета валовой добавленной стоимости в большинстве случаев идентична применяемой на федеральном уровне. Валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью произведенных в отчетном периоде товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных в процессе производства за тот же период времени (промежуточным потреблением).
Единство методологии исчисления ВРП дает возможность проведения межрегиональных сопоставлений и определения рейтинга регионов по данному показателю.
Величина ВРП является объективным индикатором вклада каждого региона — субъекта Федерации в развитие экономики страны. В настоящее время суммарный ВРП составляет около 90% ВВП России (по данным за 1998 г. было 89,1%). Различие между Указанными показателями обусловлено тем, что отдельные элементы ВВП, исчисленного на федеральном уровне, не могут быть рассчитаны для отдельных регионов или распределены между ними. (Структура ВВП по федеральным округам приведена в табл. 2.1). К числу указанных элементов относится валовая добавленная стоимость: нерыночных коллективных услуг, оказываемых государственными учреждениями обществу в целом (например, национальная оборона и государственное управление); услуг финансовых посредников, деятельность которых не ограничивается рамками отдельного субъекта Федерации; услуг внешней торговли и других услуг (как рыночных, так и нерыночных), информация по которым отсутствует на региональном уровне. ВВП и ВРП в рыночных ценах отличаются также на величину налогов на экспорт и импорт, поскольку специфика учета данных видов налогообложения в настоящий момент не позволяет полностью распределить их между отдельными регионами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73