Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС №11

 

«Институциональная структура общества».

 

Новая институциональная экономическая теория - направление экономической науки конца XX - начала XXI в., вариант институционализма (см.). Основы заложены трудами американских экономистов - лауреатов Нобелевской премии Р. Коуза (1991) и Д. Нор-та (1993). Отличительная особенность - синтез ряда неоклассических взглядов с элементами теории институтов. Из неоклассической теории взята концепция выбора и стимулов в экономической системе. Из институционализма заимствована концепция институтов и их развития как важнейшего условия эффективного функционирования экономической системы. Институциональная структура общества (т. е. макроэкономика) создает (или, напротив, не создает) систему стимулов к эффективной деятельности в сфере микроэкономики.

В центре внимания Н. и. э. т. такие категории, как рыночные трансакции и их роль, трансакиионные издержки (см.), а также право (главным образом с точки зрения установления и поддержания прав собственности).

Большое место занимают институты, их содержание, образование и эволюция институциональной структуры, ее роль в обеспечении эффективного выбора и эффективного функционирования экономики. Серьезное внимание уделяется изучению траектории экономического развития страны в прошлом для уяснения ее настоящего и определения будущего. Широко используется сравнительный анализ экономических систем с точки зрения их институциональной структуры и ее эффективного функционирования.

Существенное, как теоретическое, так и практическое значение имеют разработки Д. Норта в области теории институтов. Он определяет институты как конструкции, созданные человеческим сознанием, как "правила игры" в обществе, созданные человеком, как ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Они задают структуру побудительных мотивов, стимулов человеческого взаимодействия, будь то в политике, социальной сфере или экономике. Институты включают все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим отношениям. Они могут быть формальными (институты права) и неформальными (общепринятые условности и кодексы поведения), могут быть продуктом человеческого сознания, а могут сформироваться стихийно, в процессе исторического развития. Институты выступают фундаментальными факторами функционирования экономических систем.

Иную функцию в сравнении с институтами выполняют организации. Они также структурируют взаимоотношения между людьми, но это уже не правила игры, а сами игроки, их стратегия. В понятие "организация" входят политические органы и учреждения, экономические структуры (фирмы, профсоюзы, семейные фермы, кооперативы), общественные и образовательные учреждения. Организации создаются для достижения определенных целей. В процессе движения к ним они выступают главными агентами институциональных изменений. Если организации направляют свои усилия на непродуктивную деятельность, это значит, что институциональные ограничения создали такую структуру стимулов, которая поощряет именно непродуктивную деятельность. По мнению Норта, в этом кроется одна из важнейших причин бедности в странах "третьего мира". Для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, создание эффективной институциональной структуры является, согласно Д. Норту, ключом к успешному осуществлению реформ.

Н. и. э. т. поддерживается и развивается многими экономистами, в том числе и в России. Однако ее принципиальная новизна неизбежно приводит к некоторой аморфности, многообразию определений и трактовок ряда категорий.

Особенность транзитивной экономики состоит в том, что в ней происходят радикальные институциональные изменения в системе политических, правовых, экономических и социальных отношений. Для анализа транзитивных экономик методология институциональной теории приобретает особое значение. В Украине структурные процессы, происходящие в обществе и экономике, являются практически неуправляемыми и неконтролируемыми, вектор институциональных изменений не определен и не формализован.

 Вопросы институциональной структуризации экономики институциональной трансформации рассматривались в работах В.В.Дементьева [6], А.Е.Шас-титко, Д.Норта [1],  С.И.Архиереева [2],  С.Г.Кирдиной [3],  Р.И.Капелюшникова. В институциональной теории появляется новая терминология, отражающая процесс развития этого направления экономической мысли. Так, для целей институционального анализа А.А.Гриценко предложил ввести термин „институциональная архитектоника”.

 Вместе с тем, в отечественной научной литературе теория и практика функционирования институциональных секторов в экономике фактически не изучены, закономерности институциональных сдвигов не выявлены и не известны. Во многом в обществе отсутствует понимание того факта, что экономические процессы основываются на определенной институциональной структуре, которая до сих пор в Украине не сформирована.

Институциональный подход предполагает рассмотрение экономики не как статичной системы, а как динамичного процесса, который постоянно трансформируется. „Технологические и институциональные изменения – это ключи к пониманию общественной и экономической эволюции, которой присуща зависимость от ее пути…”, – писал Д.Норт [1,С.198].

 По мнению С.И.Архиереева, применение термина "архитектоника", с одной стороны, к сознательно регулируемым процессам, а с другой – к не зависящим от сознательной деятельности, обусловливает наличие двух его основных значений – закономерностей сознательного построения структуры и отражения ее объективно сформировавшихся особенностей [ 2, С.69].

Исходной задачей архитектоники является прояснение соотношения различных уровней институциональной сферы и особенностей их взаимодействия. Очевидно, что построение системы формальных институциональных ограничений должно базироваться на знании глубочайших институциональных основ экономической деятельности, которого мы пока не имеем.

Сложность институциональной структуры общества обусловливает важную особенность институциональной архитектоники, демонстрирующую принципиальное отличие ее от экономической теории. Последняя изучает наиболее общие принципы экономических отношений, в то время как архитектоника изучает конкретные институты, обеспечивающие их функционирование в той или иной стране, их структуру и соотношения, обусловленные спецификой институциональной основы общества.

Таким образом, понятие "архитектоника" применимо к институциональной среде в двух основных значениях этого термина – для описания объективно сложившейся в обществе институциональной ситуации и для раскрытия принципов построения институциональной структуры, способов обеспечения устойчивости последней посредством сознательной деятельности людей.

Институциональная структура тесно связана с институциональной средой. Институционная среда состоит из системообразующих правил игры. В соответствии с терминологией, разработанной  Д.Нортом и Л.Дэвисом, институциональная среда – это совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения. В таком случае институциональная структура – это многомерная система координат, которую образует институциональная среда.

Традиционно в рамках неоклассического подхода анализ сосредоточен на экономическом выборе, который делали агенты в рамках данных (и достаточно стабильных) или вообще неспецифицированных институтов. Отсюда дискретность в анализе, поскольку за пределами внимания оставались изменения, которые происходили в предпосылках товарных трансакций.

Таким образом, институциональная структура оказывается экзогенной по отношению к модели выбора, тогда как экономические условия рассматриваются только как результат обмена.

В связи с этим интересной, на наш взгляд, является теория институциональных матриц, предложенная С.Г. Кирдиной [3]. Согласно ее концепции, институциональная структура экономики представляет собой совокупность элементов двух качественно разнородных типов: неизменных базовых институтов, определяющих тип институциональной матрицы общества, и институциональных форм, которые в отличие от базовых институтов изменчивы, постоянно обновляются и могут целенаправленно модифицироваться субъектами. Возможные модели базовых институтов ограничиваются западным типом институциональной матрицы (институты рыночной экономики) и восточным (институты "редистрибутивной" экономики), причем они полностью детерминируются характером материально-технологической среды национальной экономики.

И хотя общее направление исследования, заданного С.Г. Кирдиной, является верным, приведенная трактовка институциональной матрицы достаточно размыта. По мнению О.Ю.Красильникова, институциональная матрица представляет собой органический комплекс институтов, характеризующих способ взаимодействия индивидов в рамках устойчивых общественных групп, как между собой, так и по отношению к другим социальным группам [4].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.