Определяющее значение в регулировании экономики области имеют ежегодно принимаемые законы о бюджете области на очередной финансовый год. Этим документом устанавливается приоритетное значение одних нормативных актов и приостанавливается действие других. Именно этот документ обеспечивает реализацию экономического законодательства в области в очередном финансовом году.
Важное значение в регулировании региональной экономики играют подзаконные нормативные акты, прежде всего издаваемые исполнительными органами государственной власти (а также с участием законодательных органов государственной власти). В Воронежской области таковыми являются постановления и распоряжения главы администрации области, совместные постановления администрации области и областной Думы. Они дают возможность оперативного регулирования отдельных вопросов экономики, в том числе организационных (например, утверждают решение о разработке областных законов и составе рабочих групп по их разработке), создают механизм реализации законов области, утверждают региональные программы социального и экономического развития области.
Так, в целях реализации областного закона «Об управлении государственной собственностью Воронежской области» были приняты следующие нормативные правовые акты:
- совместным постановлением Воронежской областной Думы и администрации области от 10 апреля 2000 года № 1356/328 утверждено Положение о порядке приобретения имущества в собственность Воронежской области. В Положении определяется порядок создания залогового фонда области, обеспечения участия органов государственной власти области в деятельности акционерных обществ и использования приобретенного имущества для социальных нужд области;
- постановление администрации Воронежской области от 31 марта 2000 года № 297 «О проведении инвентаризации государственной собственности Воронежской области по финансовым итогам 1999 года» было принято в целях контроля за фактическим наличием и использованием государственного имущества Воронежской области, определения реального имущественного потенциала области, установления финансового состояния государственных предприятий областного уровня собственности, корректировки пообъектного реестра недвижимости области;
- постановления администрации Воронежской области от 21 декабря 1999 года № 1247 и от 22 октября 1998 года № 1011 утверждают соответственно перечни объектов областной собственности, передаваемых в федеральную собственность, и объектов федеральной собственности, передаваемых в государственную собственность Воронежской области.
Вопросы реализации инвестиционной политики Воронежской области были отражены в следующих подзаконных нормативных актах:
- совместное постановление Воронежской областной Думы и администрации Воронежской области от 14 марта 1997 года № 239/766 «О практических мерах по развитию инвестиционной деятельности и инвестиционного законодательства в Воронежской области»;
- постановление администрации Воронежской области от 3 апреля 1997 года № 344 «О создании Воронежского областного фонда развития и инвестиций»;
- постановление администрации Воронежской области от 6 июня 1998 года № 654 «Об областном инвестиционном совете».
Поскольку перечисленные нормативные правовые акты не смогли эффективно регулировать отношения, связанные с привлечением инвестиций в Воронежскую область, и фактически оказались бездействующими, потребовалась разработка нового областного закона об инвестиционной деятельности. В целях достижения задач и целей закона и действенного исполнения его положений разрабатывается пакет нормативных правовых актов, направленных на создание механизма реализации этого закона. К ним относятся:
проект закона Воронежской области «Об областном залоговом фонде», проекты постановлений администрации области о порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов, о Реестре инвестиционных проектов, о порядке проведения конкурса инвестиционных проектов, о порядке формирования залогового фонда и др.
Осенью 2001 года распоряжением главы администрации Воронежской области была утверждена Программа экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006 годы, для исполнения которой необходимо существенное обновление экономического законодательства области. В силу особой значимости и масштабности Программа была утверждена законом Воронежской области от 10 июля 2002 года № 44-03 «О Программе экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006 годы».
Постановлениями и распоряжениями главы администрации области утверждаются и менее масштабные программы, например Программа энергосбережения Воронежской области на 2000-2003 годы (утверждена постановлением администрации Воронежской области от 21 сентября 1999 года № 943).
Особую роль в управлении региональной экономикой играют, с одной стороны, международные документы, с другой, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Примером регулирования экономики регионов на международном уровне являются документы Европейского Союза о региональной политике. К ним относятся:
- Единый Европейский акт 1987 года (раздел V);
- Резолюция Совета Европейских сообществ о руководящих принципах региональной политики 1979 года;
- Рекомендации Комиссии Европейских сообществ государствам-членам по программам регионального развития 1979 года;
- Европейская хартия обустройства территории 1985 года;
- Резолюция Европейского парламента по согласованной политике обустройства территории 1990 года;
- Постановление Совета (ЕЭС) о задачах структурных фондов, их эффективности и координации их действий между собой и с операциями Европейского инвестиционного банка и других существующих финансовых институтов 1988 года.
Резолюция Совета Европейских сообществ о руководящих принципах региональной политики 1979 года устанавливает основные направления регулирования региональной политики:
- использование системного анализа в разработке региональной политики в рамках Европейского Союза, подготовка и коллективное обсуждение итоговых документов;
- оценка воздействия политики Европейского Союза на регионы и ее учет при формировании экономической политики в целом;
- координация региональной политики государств-членов Европейского Союза и разработка региональных программ развития.
Единым Европейским актом 1987 года и другими документами были учреждены специальные организационные структуры по реализации региональной политики - Европейский фонд регионального развития, Комитет по региональной политике. Целью Европейского фонда регионального развития является устранение основных региональных диспропорций в социально-экономическом развитии стран Европейского Союза. Основные направления деятельности Комитета по региональной политике - анализ, координация и разработка региональной политики Европейского Союза, подготовка и представление на коллективное обсуждение итоговых документов анализа.
Российская Федерация включилась в процесс интеграции в рамках Европейского Союза, в связи с этим законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с документами Европейского Союза. Так, с учетом рекомендаций, содержащихся в документах Европейского Союза, и практического опыта стран-участниц была разработана Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)».
В качестве примера нормативных актов органов местного самоуправления можно привести регулирование земельных отношений, в том числе платы за землю, вопросов муниципальной собственности, в том числе аренды объектов недвижимости, регистрации юридических лиц, регулирование бюджетной сферы, а также исполнение переданных государственных полномочий, что оказывает косвенное влияние на экономику регионов.
Существуют и иные классификации методов государственно-правового регулирования. Например, классификация Тихомирова [78] основана на том, что способы государственно-правового регулирования отличаются по характеру воздействия и от степени самостоятельности, предоставляемой хозяйствующим и иным субъектом. Условно их можно объединить в шесть групп.
В первую группу он включает методы, способы общенормативного регулирования: а) введение общих правил; б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур; в) определение порядка их деятельности.
Во вторую группу входят программно - установочные способы: а) целевые программы; б) тематические планы; в) концепции, функциональные правила (режимы); г) схемы управления; д) схемы градостроительного планирования развития территорий; е) генпланы городов; ж) земельный кадастр.
К третьей группе относятся легализующие средства: а) лицензирование;
б) аккредитация; в) сертификация.
В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения: а) стандарты; б) квоты; в) цены; г) тарифы; д) нормативы; е) лимиты; ж) налоги (сборы); з) плата; и) ставки (таможенных пошлин и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73