Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

В своих трудах У.Изард адаптирует методы макроэкономики для исследований межрегиональных связей, разрабатывает моде­ли пространственного равновесия, размещенческих игр, форми­рования промышленного комплекса, исследует конфликты в ре­гиональных системах. Он связал теорию размещения с теориями производства, ценообразования, торговли и др.

Новые объекты исследования в региональной науке. Региональ­ная наука, используя теории и открытия других общественных дисциплин, делает упор на изучение пространственного аспекта человеческой деятельности и его значения для понимания обще­ственного поведения и общественных форм. Цель этого — выяв­ление пространственных взаимосвязей не только между людьми и их деятельностью, но и между людьми и географической сре­дой.

Следует отметить, что в трудах первооткрывателей региональ­ной экономики регион выступал только как сосредоточение при­родных ресурсов и населения, производства и потребления това­ров и не рассматривался как носитель особых экономических ин­тересов.

Новыми объектами теории регионалистики становятся разме­щения инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем. В современных условиях внимание перемещается с традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые Издержки) на проблемы инфраструктурного обеспечения, учет экологических ограничений. В настоящее время акцент перено­сится на учет нематериальных факторов размещения. К числу нематериальных факторов размещения относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий потенциал; привязанность лю­дей к своей местности и т.п. Поскольку нематериальные факто­ры труднее, нежели материальные, поддаются количественной оценке, потребовалось создание нового информационно-аналити­ческого инструментария.

Прежние теории ориентировались или на частные интересы производителей, продавцов и потребителей (западная школа), или же на интересы государства (советская школа). Современные те­ории объясняют закономерности размещения в условиях проти­воречивости индивидуальных, групповых (корпоративных, реги­ональных) и государственных интересов. Кроме того, в отличие от прежнего детерминистского описания исследуемых явлений в новых теориях анализируется и прогнозируется поведение участ­ников процесса размещения в условиях риска и неопределенности.

Теории структуризации и эффективной организации экономи­ческого пространства опираются на функциональные свойства форм пространственной организации производства и расселения — промышленных и транспортных узлов, агломераций, территори­ально-производственных комплексов, городских и сельских посе­лений разного типа.

Широкое признание получила теория полюсов роста, выдви­нутая французским экономистом Ф.Перру. В ее основе лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики, и в первую очередь, лидирующих отраслей, создающих новые то­вары и услуги. Она усиливает теорию центральных мест В.Крис-таллера, используя более современные достижения экономичес­кой науки (в частности, метод «затраты — выпуск» В.Леонтьева). В то же время данная теория во многих отношениях соприкаса­ется с теорией производственно-территориальных комплексов Н.Н. Колосовского. Те центры и ареалы экономического про­странства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, по­скольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит к концентрации предприятий и формированию по­люсов экономического роста.

Современная теория межрегиональных экономических взаи­модействий (или взаимодействия региональных экономик) вклю­чает в себя и интегрирует частные теории размещения производ­ства и производственных факторов, межрегиональных экономи­ческих связей, распределительных отношений. Она использует результаты теории общего экономического равновесия и идею международной экономической интеграции.

Математической базой современной теории размещения явля­ются многоцелевая оптимизация, теории кооперативных игр, группового выбора и др.

 

ВОПРОС 39

 

 

Многообразие субъектов, входящих в Россию, предопределяет необхо­димость учета региональных особенностей при решении общих для страны экономических и социальных проблем.

Поэтому при постановке задач государственного масштаба должен быть учтен территориальный аспект.

Основная цель прогнозирования территориального социально-эконо­мического развития - обеспечение согласования общегосударственных и региональных интересов при разработке и реализации региональной экономической политики.

Территориальные прогнозы разрабатываются на долгосрочную, средне­срочную перспективу и ежегодно (текущие прогнозы).

Задачи прогнозирования территориального развития на долгосрочную перспективу:

1. Размещение производительных сил.

2. Совершенствование территориальной структуры.

3. Выравнивание социально-экономического развития территорий.

4. Определение базовых (опорных) регионов, определяющих этапы реа­лизации целевых государственных программ.

5. Определение путей рационального использования природных ресурсов.

6. Определение путей улучшения состояния окружающей среды регионов.

7. Определение направлений совершенствования демографической си­туации.

Эти задачи прогнозирования решаются совместно на федеральном" и региональном уровнях.

Задачи прогнозирования территориального развития на среднесрочную перспективу:

1. Определение перспектив развития инфраструктуры региона.

2. Разработка собственного производства импортозамещающй продукции.

3. Разработка мероприятий по стабилизации экономической и финансо­вой ситуации в регионах.

4. Определение перспектив и путей развития экспортоориентированных регионов.

5. Выявление проблем, решение которых требует разработки целевых программ.

Среднесрочные прогнозы разрабатываются на территориях с последую­щим согласованием важных для страны задач на федеральном уровне.

Задача текущего (краткосрочного) территориального прогнозирования:

1. Определение инфляционных ожиданий (динамики изменения цен и тарифов).

2. Определение вариантов развития опорных (базовых) отраслей.

3. Определение налоговых потенциалов регионов, их бюджетной обе­спеченности и потребности в дотациях и субвенциях из федерального бюд­жета.

Эти задачи обязательно должны быть решены на основании региональ­ной политики, учитывающей специфику конкретного региона и особенно­сти современного этапа проведения экономических реформ.

3.1.2. Классификация региональных прогнозов

Развитие региональной экономики опирается на разработку региональ­ной политики, которая основывается на социально-экономическом прогно­зировании.

Существует система региональных социально-экономических прогно­зов, которые условно можно классифицировать по нескольким признакам:

- по субъектам прогнозирования (кто составляет);

- по объектам прогнозирования (сфера прогнозирования);

- по срокам прогнозирования;

- по видам прогнозов;

- по цели прогнозирования;

- по методам прогнозирования;

- по процедуре прогнозирования.

На рис. 3.1 представлена классификация региональных прогнозов.

В плановой экономике СССР существовала система территориальных и региональных планов. С середины 60-х гг. основными признанными доку­ментами были генеральная схема развития и размещения производительных сил, Генеральная схема систем расселения. К концу 70-х гг. появилась Ком­плексная программа научно-технического прогресса. В 80-х гг. разрабатыва­лись основные направления экономического и социального развития СССР, республик,регионов.

Система прогнозов и планов имела определенные позитивные качества:

создавались условия для увязки макроэкономического, отраслевого, терри­ториального аспектов развития, расчеты опирались на научно-технические, естественно-климатические, социальные факторы.

В России ситуация в сфере управления изменилась в связи с переходом на рыночную модель хозяйствования. Было ликвидировано детальное дирек­тивное планирование, в значительной мере утрачены контрольные функции при социально - экономическом прогнозировании. Сохранена (разработана и утверждена) генеральная схема расселения в России.

Однако отраслевые прогнозы утратили свою действенность, т. к. некото­рые отраслевые министерства ликвидированы, другие же лишены возмож­ности воздействовать на производство. Минэкономразвития РФ не управ­ляет реальным сектором экономики; ликвидирована, собственно, основа прогнозирования, отсутствует отраслевая ответственность за выполнение намеченных прогнозом параметров и показателей. По-существу прежняя система прогнозирования и планирования разрушена.

Усилия федеральных и региональных органов власти по прогнозирова­нию направлены, главным образом, на попытку регулировать процессы раз­вития в ближайшей перспективе.

3.1.3. Законодательная база прогнозирования

Прогнозирование социально-экономического развития осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 115 от 20.07.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-эконо­мического развития Российской Федерации». В Законе сформулированы цели и содержание системы государственных прогнозов социально-эко­номического развития России и программ, а также порядок разработки про­гнозов и программ. Прогнозы социально-экономического развития должны разрабатываться в целом по России, по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.