Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

В Законе определено, что прогнозы должны разрабатываться в несколь­ких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, социальных и др. факторов. Особо указы­вается на взаимосвязь долгосрочного прогноза, концепции социально-эко­номического развития, а также среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития региона. На рис. 3.2. показана взаимо­связь прогнозов и программ социально-экономического развития.

В настоящее время подготовлен проект нового Федерального закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и програм­мах социально - экономического развития Российской Федерации», согласно которому в систему прогнозирования вводится понятие индикативного плана.

Индикативный план социально-экономического развития - система по­казателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного; территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год.

В проекте закона усиливается роль прогнозирования государственного сектора экономики и уделяется внимание мониторингу за исполнением ин­дикативных планов, четко трактуется роль субъектов Федерации в прогнози­ровании социально-экономического развития.

Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ создал правовую базу для разработки и реализации страте­гии экономического и социального развития страны. При этом в Законе опре­деляются нормативы формирования системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, концепции на долгосрочную перспективу и про­граммы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и перечней федеральных целевых программ.

Однако подготовка прогнозов и концепции на долгосрочный период, а также разработка программ на среднесрочный период ведется от случая к случаю. Обоснованная перспективная стратегия развития экономики страны практически отсутствует, что ведет к крупным ошибкам и просчетам, затруд­няет выход страны из кризиса.

Практика применения закона показала, что в нем не предусмотрен механизм контроля законодательных органов за выработкой и реализа­цией стратегии социально-экономического развития страны, отсутствует индикативное планирование, широко используемое в зарубежных странах, недостаточно внимания уделяется территориальному разрезу федеральных прогнозных документов, а также не регламентируется работа в этом направ­лении субъектов федерации.

Концепция закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-эко­номического развития Российской Федерации» подготовлена Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН.

Предлагаемые принципиальные изменения в законе сводятся к следую­щему:

1. Изменено название закона - введен термин «индикативное планиро­вание».

2. Повышена роль территориального планирования. Предлагается до­полнительно ввести в закон статью, в которой определяются правовые основы разработки прогнозов и концепций на долгосрочный период, а также программ на среднесрочный период и годовых индикативных планов по ре­гионам и крупным экономическим районам.

3. Введено понятие индикативного плана. Вместо прогнозов социально-экономического развития на год предлагается разрабатывать годовые инди­кативные планы.

4. Предлагается создание Национального научного Совета по прогно­зированию, в функции которого входит совершенствование методологии социально-экономического и научно-технологического прогнозирования и научная экспертиза прогнозов и концепций социально-экономического развития.

Принятие перечисленных выше изменений и дополнений позволит су­щественно повысить обоснованность стратегии социально-экономического и территориального развития и эффективность государственного регулиро­вания в этой области.

3.2. Совершенствование системы прогнозирования регионов

3.2.1. Прогнозы - стратегия развития региона

Для преодоления многочисленных проблем переходного периода Пра­вительство РФ вынуждено основное внимание сосредоточить на решении текущих (тактических) задач. Долгосрочные проблемы не решаются из-за отсутствия достаточных ресурсов, а также нестабильной геополитической обстановки.

Среднесрочные прогнозы в основном носят формальный характер и в реальной управленческой деятельности региона не используются.

Такая расстановка приоритетов определяется ограниченными возмож­ностями прогнозирования в условиях нестабильной экономики.

Практически не разрабатываются отраслевые прогнозы. Попытки воз­действия на развитие отдельных отраслей предприняты при разработке и реализации федеральных целевых программ, которые, несмотря на их многочисленность, по сути потеряли свою силу, как механизм мобилизации средств на ключевых направлениях развития экономики.

В настоящее время региональный аспект прогнозирования представлен краткосрочными прогнозами, где основной акцент делается на показатели, характеризующие налогооблагаемую базу территории, что определяется ее существенной ролью в определении масштабов и направлений межбюджет­ных потоков.

В ряде случаев региональные прогнозы не согласуются с федеральным и лишь приблизительно ориентируются на сценарные условия развития, раз­работанные Минэкономразвития РФ.

Современная система прогнозирования имеет следующие недостатки:

- не охватывает отрасли реального сектора экономики;

- не определяет долгосрочной перспективы;

- не обеспечивает согласование макроэкономического, отраслевого, тер­риториального аспектов;

- не обладает обратной связью, то есть не отслеживается точность и до­стоверность прогнозных расчетов.

Учитывая долговременный характер решения большинства региональ­ных экономических, социальных и экологических проблем, необходимо разрабатывать стратегию перспективного территориального развития, что способствовало бы в свою очередь целенаправленному формированию тер­риториальной структуры стабильно развивающейся экономики.

Научный подход к обеспечению формирующейся системы государствен­ного прогнозирования требует обоснования перспективы экономического и социального развития региона.

Наряду с общеизвестными прогнозами социально-экономического раз­вития России и территорий следует разрабатывать в каждом муниципальном образовании прогноз-стратегию развития, комплексные и локальные про­гнозы развития отдельных отраслей. На рис. 3.3 представлена современная система прогнозирования развития экономики. Эти прогнозы должны учитывать действие долговременных факторов экономического развития регионов. На рис. 3.4 представлена класси­фикация факторов, определяющих развитие экономики на длительную перспективу.

3.2.2. Прогнозирование в регионах в современных условиях

В нынешней системе прогнозирование сводится к расчету территориаль­ных показателей на основе сценарных условий и макроэкономических пара­метров, разработанных Минэкономразвития РФ. Это не позволяет в полной мере учитывать различные региональные особенности.

Ряд показателей прогноза (показатели динамики малого предпринима­тельства, государственного и муниципального секторов экономики, уровень доходов от предпринимательской деятельности, общие суммы налоговых поступлений по вновь вводимым налогам) ранее не разрабатывались, отсут­ствуют базовые статистические или иные показатели за предыдущие годы, не разработаны методики региональных расчетов. В связи с этим возникает проблема достоверности прогнозных показателей и сопоставимости показа­телей в разных регионах.

К тому же технология разработки прогнозов, в основном, охватывает методику «на основе базиса», которая неприемлема в условиях кризисного и посткризисного развития.

Анализ региональных прогнозов, проводимых Минэкономразвития РФ, показал, что около 30 % территорий РФ представляют расчет с ошибками, искажающими пропорции между ВРП и объемами производства в отраслях экономики, с просчетами в определении возможных объемов инвестиций, показателей прибыльности.

Главный недостаток существующей системы регионального прогно­зирования - отсутствие механизма оценки достоверности прогноза, а так­же ответственности, которую несет разработчик за точность параметров прогноза.

Деятельность региональных органов управления должна основываться на объективной оценке таких разнородных факторов, как: природно-эколо-гический потенциал региона, перспективы развития отраслевой структуры хозяйства, экономическое положение хозяйствующих субъектов, возможно­сти использования методов государственного регулирования для привлече­ния дополнительных ресурсов, развитие межрегиональных связей.

Все эти задачи научных исследований состояния региональной эконо­мики должны быть решены для формирования территориальной стратегии развития региона. Выявление долговременных тенденций и определение влияния долговременных факторов на ход развития экономики должны быть многовариантными. Причем оптимистический и пессимистический вариан­ты следует также просчитывать по нескольким сценариям.

Практика показывает, что процесс территориального прогнозирования в последние годы превратился в процедуры заполнения присылаемых из Минэкономразвития РФ форм, а сам прогноз представляет набор таблиц, которые экономические органы должны в определенные сроки предоставить в Минэкономразвития РФ.

Логика прогноза должна быть нацелена на многовариантное предвиде­ние экономической ситуации в регионе и предоставлять возможность про­ектирования и принятия обоснованных управленческих решений. Для повышения достоверности показателей прогноза необходимо:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.