Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Таким образом, характер регионального развития по всем рас­смотренным выше важнейшим экономическим параметрам может быть охарактеризован как асимметричный. Интенсивность тем­пов регионального расслоения в среднегодовом выражении может быть оценена от 10 до 30%.

Социальная асимметрия. В отличие от экономических рассмат­риваемые здесь процессы далеко не столь однозначны. По степе­ни обеспеченности населения жильем происходит сближение ре­гионов. Рос показатель обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями. Еще одна группа социальных показа­телей связана с продуктами питания. Как известно, потребление важнейших продуктов питания в первой половине 90-х гг. в РФ заметно сократилось. Исключение составляют хлеб и картофель. Асимметричный тип развития устойчиво наблюдается по потреб­лению наиболее качественных видов продуктов питания: мяса, овощей и бахчевых, сахара и молока. Вариация к 1997 г. возросла по сравнению с 1990 г. по мясу и овощам приблизительно на '/3,

сахару и молоку соответственно более чем в 2 и 2,5 раза. Диффе­ренциация названных показателей возросла более чем в 2,5 раза в 1997 г. по сравнению с 1990 г. Вариация показателя продолжитель­ности жизни как мужчин, так и женщин с конца 80-х до середи­ны 90-х гг. увеличилась практически вдвое. В 1996—1997 гг. по­казатель вариации заметно сократился и занял промежуточное положение между уровнем начала и середины 90-х гг.

Таким образом, имевшая место в конце 80-х гг. относитель­ная близость регионов страны по экономическим и социальным параметрам сменилась в дальнейшем их все более углубляющим­ся различием. Доминирующей тенденцией территориального и прежде всего экономического развития первой половины 90-х гг. является усиление межрегиональных диспропорций. Характерным для этого периода можно считать асимметричный тип региональ­ного развития.

Одной из целей экономической политики государства в этих условиях является выравнивание диспропорций в развитии эко­номики регионов. Межрегиональное выравнивание призвано сгла­живать чрезмерную региональную дифференциацию. Следует отметить, что дифференциация бюджетная, где действуют меха­низмы выравнивания, меньше, чем дифференциация по экономи­ческому развитию в целом, и тем объективно тормозит экономи­ческое развитие.

Одним из главных направлений решения проблемы дифферен­циации регионов является создание институциональной инфра­структуры, поскольку эффективность региональной политики во многом зависит от того, как организованы и как функционируют институты, созданные для ее проведения.

4.2.3. Пути поддержки депрессивных регионов

Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития.

Следует отметить, что, когда депрессия становится общерегио­нальной и общехозяйственной, традиционная трактовка лишает­ся смысла: ее пришлось бы распространить на все производствен­но-хозяйственные структуры и все регионы и, следовательно, выхолостить ее специфическое содержание. В этих условиях деп­рессивными следует считать территории, в пределах которых не-

гативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т.п.) более высокие, чем общероссийские. Степень же такого превышения является показателем остроты проблемы и определяет одновременно приоритетность ее решения.

Депрессивными территориями в регионе следует считать ком­пактные образования (например, населенные пункты), которые являются точками напряжений. Число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (рай­оны Крайнего Севера, районы национально-этнических конфлик­тов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедлен­ных регулятивных мер противодействия.

Современная система государственного регулирования разви­тия регионов зачастую не содержит необходимых корректирую­щих воздействий, направленных на выход регионов из депрессив­ного состояния.

Поддержка депрессивных регионов основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селек­тивность политики государственной поддержки регионов, адрес­ность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.

Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всесто­роннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наи­более острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии пред­ставляют собой краткую системную характеристику варианта со­стояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инст­рументария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий.

Каждый из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика из­менения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму воз­можность санации депрессивных территорий.

Селективность (избирательность) государственной поддержки регионов связана со множеством регионов и предприятий, требу-

ющих поддержки, а также с дефицитностью регионального бюд­жета.

Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, при-родно-ресурсного и экологического характера должна стать отно­сительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пунк­ты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация ано­мально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно. В производственно-хозяйственной сфере к числу таких структур в первую очередь относятся предприятия-банкроты; в региональ­ных системах таковыми являются депрессивные территории, т.е. пространственно-локальные образования, в которых по эко­номическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, ста­ло быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разреше­ние кризисных ситуаций.

В то же время в отличие от обанкротившихся предприятий территории как совокупности социально-экономического, при-родно-ресурсного, экологического, культурно-исторического по­тенциалов общества, как неотъемлемые составляющие единого государства не могут, естественно, обрекаться на ликвидацию, на механическое прекращение их функций.

Сам факт существования депрессивных территорий делает невозможной реализацию в их пределах конституционных прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает безусловная необходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном и местных уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напря­жений.

Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования.

Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточ­ности ресурсов для общего и относительно равномерного подъе­ма территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском спе­циально разработанных системных механизмов санации. При этом

требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремаль­ных точек и таких системных механизмов.

Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков после закрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов, например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в част­ности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок ак­тивизации хозяйственной деятельности, организацию самодея­тельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т.д.

Набор, последовательность и целевая ориентация мероприя­тий по санации в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной про­граммы.

Определяющим элементом в выборе вариантов санации де­прессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать:

•   временная консервация депрессивного состояния (средства внешней по отношению к данной территории поддержки препятствуют дальнейшей деструкции, не устраняя, одна­ко, ее причин);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.