Наличие у муниципалитетов значительных свобод в отношении вышестоящих органов обеспечивает им возможность выбора различных рычагов экономического и административного координирования хозяйственной жизни территории, проявление инициативы и творчества в этом процессе. В то же время относительно слабая вертикальная взаимозависимость между региональным и муниципальным уровнями управления осложняет реализацию тех крупных региональных проектов, в которых существенное место занимает муниципальный фактор (природопользование, кадры, социально-культурные объекты и др.).
Наряду с региональными и муниципальными администрациями как составными элементами региональной системы управления страны координацию деятельности хозяйствующих субъектов на территориях осуществляют па добровольной основе различные негосударственные и некоммерческие организации. Одной из важных организаций такого рода является региональная торгово-промышленная палата (ТПП). В ряде стран (особенно Европы) членство в торгово-промышленной палате выступает для фирмы (организации) визитной карточкой, характеризующей ее надежность и авторитет. В последние годы подобная тенденция все более усиливается и в Российской Федерации. Наряду с регистрацией фирмы, торгово-промышленные палаты РФ осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, оказывают содействие в установлении межфирменных контактов как на внутрироссийском, так и на международном уровне. Проводимые под эгидой ТПП выставки продукции, конференции производителей и потребителей являются эффективным средством координации деятельности фирм в регионе, выяснения перспективных сегментов рынка, освоения рациональных технологий. Консультативная деятельность ТПП способствует ознакомлению дислоцированных в регионе фирм с передовыми достижениями в интересующей области и др.
Наряду с торгово-промышленными палатами, в регионах действуют многочисленные представительства различных просветительских, образовательных, инвестиционных, страховых и др. фондов. Такие формирования выступают дополнительным связующим звеном в деятельности на территории хозяйствующих субъектов, занимая свободные в этой сфере потребительские ниши.
1.1.3. Общественные институты
Региональное и муниципальное управление территорией в большей мере, нежели управление фирмами, обусловлено общественными институтами. Это объясняется тем, что органы территориального управления, как правило, избираются населением и соответственно обязаны выполнять его желания и стремления. Поэтому реализация общественных потребностей выступает определяющей целью и движущим мотивом регионального менеджмента.
Общество влияет на региональную (или муниципальную) организацию, выступающую в роли координатора той или иной сферы хозяйственной жизни территории, в основном косвенным образом. В отличие от производственно-коммерческих фирм, в деятельности территориальных организаций существует более высокий уровень социальной ответственности. При этом не всякая деятельность последних в рамках законодательства может быть принята населением соответствующей территории (например, размещение вредных производств, хранилищ химреактивов и углеводородов, строительстве водоемов, распахивание выпасов, закрытие нерентабельных муниципальных предприятий, библиотек, клубов и др.).
При сравнении альтернатив (выборе между голосами избирателей и прибылями для региональных предприятий) региональные органы, как правило, отдают предпочтение первым. В противном случае их офисы заполнят другие персоны.
В этом ракурсе координаторская задача региональных органов сводится к наиболее полному учету (пониманию) общественных потребностей конкретной территории и наиболее четкому их выражению в конкретных управленческих действиях.
Ответственность региональной (и муниципальной) организации может быть социальной и юридической.
Под социальной ответственностью организации понимается определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы (экология, трудозанятость, обустройство, культобслуживание и т. к.). В отличие от частных фирм, социальная ответственность имеет вполне материализованные (то есть конкретные) последствия для оргсиш-заций региональных (и муниципальных) органов власти и управления. Поэтому такой фактор находится в числе перворазрядных после соблюдения законодательства.
Под юридической ответственностью организации понимается следование конкретным законам и нормам государственного и муниципального ре1улирования, определяющим то, что может делать организация, а что не должна и не имеет права делать.
Действия организации в области социальной ответственности являются мерами стратегического порядка и, как правило, приносят эффект длительного действия.
Для поддержания равновесного состояния общественных отношений на соответствующей территории, а также внутри коллектива региональной организащш последняя вырабатывает и поддерживает определенную систему этических норм. Часть из них носит универсальный для всех территорий и организаций характер, а часть — специфична для конкретных территорий и организаций.
Этические нормы описывают систему общих ценностей и правил этики, приемлемых для конкретной территории или организации. Обычно они не имеют верхних границ. Причем, как правило, чем крупнее организация, тем выше ее этические нормы.
Неэтичным в менеджменте территориальной (региональной, муниципальной) организации считается:
— брать и давать взятки;
— допускать картельные соглашения;
— не применять мер по санитарной защите персонала и населения;
— платить персоналу выше возможного;
— недоплачивать населению компенсацию за размещение вредоносных производств, хранилищ и т. п.;
— допускать поставки на рынок недоброкачественных товаров;
— вовлекать персонал и население в противоборство с вышестоящими органами;
— распространять сведения, порочащие конкурентов или партнеров;
— отказываться от благотворительности. Для поддержания этических норм территориальные организации создают специальные комитеты но этике (г. законодательном собрании, думе). В крупных региональных и муниципальных организациях действуют специальные внутренние общественные формирования по этике. Это имеет целью поддержание определенного нравственного фона в коллективе и соответственно — имиджа организации.
Известны примеры плодотворной работы территориальных общественных комитетов по этике, формируемых из наиболее авторитетных руководителей различных организаций. Цель таких комитетов — использовать этические нормы в качестве дополнительных регуляторов отношений расположенных на территории хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательства и делового партнерства.
ВОПРОС 38
Особенности России — ее огромная территория и разнообразие природно-экономических, социальных и других условий — безусловно требовали развития региональных исследований и децентрализации самой науки. Проблемам территориального экономического устройства государства уделили внимание великие русские ученые М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Н.Г. Чернышевский и многие др.
В XIX — начале XX в. региональные исследования в России концентрировались главным образом на изучении естественных производительных сил, социально-экономической географии, природном и экономическом районировании, региональной статистике, проблемах региональных рынков (здесь следует напомнить о работе В.И. Ленина «Развитие капитализма в России»).
Региональные экономические исследования в СССР развивались под сильным воздействием государства, и с конца 20-х гг. XX в. они были жестко ориентированы на цели и задачи планового управления'. Это предоставляло принципиально новые возможности для научно обоснованного размещения производительных сил в масштабе всего народного хозяйства.
Теоретические и методологические исследования по региональной экономике в СССР до перехода к рыночным отношениям концентрировались вокруг трех проблем:
• выявление закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил;
• формирование теории экономического районирования;
• создание методологии планирования и регулирования территориального и регионального развития.
Выявление закономерностей и основ размещения производительных сил. Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.
В соответствии с парадигмой традиционной советской политической экономии закономерности являются конкретикой, частными случаями или следствиями объективных экономических законов.
К числу важнейших закономерностей, например, относят:
1) рациональное, наиболее эффективное размещение производства; 2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах территории; 4) выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73