Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)
• сырьевым потенциалом и производственными возможностями
его использования;
• развитием производства и уровнем природоохранной деятельности;
• потенциальными ресурсными возможностями и предельно
допустимой производственной нагрузкой;
• эксплуатацией и воспроизводством природных ресурсов
(лес, земля, вода, животный и растительный мир).
Формирование этой группы пропорций предполагает разработку
балансов по каждому виду природных ресурсов и политики их использования.
7. Финансовые пропорции характеризуют кругооборот
финансово-денежных ресурсов. Эти пропорции лежат в основе механизма
управления региональной экономикой, обеспечивая такие соотношения и связи между
всеми участниками регионального воспроизводства, которые благоприятствовали бы
достижению целей развития и сбалансированности интересов всех взаимодействующих
сторон.
К основным пропорциям данной группы относятся пропорции
между:
• произведенной чистой продукцией и использованным на
территории региона национальным доходом;
• бюджетом региона и ресурсами, необходимыми для осуществления
функций региональных органов власти;
• долями налогов и платежей, поступающих в федеральный и
региональный бюджеты;
• внутренними и внешними финансовыми источниками,
обеспечивающими развитие региона;
• созданным совокупным общественным продуктом и использованными
ресурсами воспроизводства.
ВОПРОС № 4
«Государственное регулирование
регионального развития в Российской Федерации».
Региональное экономическое пространство представляет собой
систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в
процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической
целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное
разделение труда.
Общее экономическое пространство формируется как сочетание
различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, формы собственности,
технологического уклада. Главное, чтобы они были связаны между собой
устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадали.
При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как
временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как
определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.
Региональное экономическое пространство имеет внутренне
противоречивый характер. Источники его самодвижения и саморазвития находятся в
объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих
субъектов, связанных между собой разделением труда.
Объекты государственного регулирования экономики в регионе
многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и
территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость;
денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения;
подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические
связи.
Важнейшими направлениями государственного долгосрочного
регулирования экономики на современном этапе являются:
1) эффективное использование государственной собственности
на средства производства и природные ресурсы;
2) поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях
промышленности;
3) проведение общегосударственной инновационной политики;
4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;
5) регулирование регионального развития.
Среди методов регулирования регионального развития выделяют
прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем
использования административных средств, которые базируются на силе
государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения.
Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической
политики.
В условиях демократизации управленческих функций меняются
механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и
административных методов управления (табл. 4.1).
Таблица
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Административные методы
Экономические методы
Основаны на конкретно-адресных заданиях,
ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой
структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации
управленческих решений
Базируются на общих правилах поведения, выбора
маневра экономической стратегии
Выражают прямое воздействие на управляемые объекты,
преследуют преимущественно интересы органа управления
Оказывают косвенное воздействие на объекты
управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм
собственности
Основная доля ответственности за принимаемые решения
ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены
Предполагают полную самостоятельность хозяйствующих
субьектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия
Административные распоряжения, как правило,
однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных
отклонений от распоряжений
Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке
альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения
интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска