Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирования: а) кредиты; б) льготы; в) отсрочки; г) дотации; д) субсидии;

е) трансферты; ж) надбавки; з) поощрение; и) госзаказ; к) госзакупки.

В шестую группу включаются контрольно-учетные и «запретные» способы: а) учет; б) статистическая отчетность; в) проверки и иные формы контроля; г) запреты; д) ограничения; е) предписания; ж) санкции (штрафы и др.); з) лишение легальности (приостановление, признание недействитель­ными сделок, действий,актов).

Эффективность использования государственно-правовых способов регу­лирования экономики и других сфер достигается при соблюдении следующих условий:

- обоснованный выбор их с учетом специфики тех или иных объектов воздействия;

- использование способов регулирования на основе анализа оценки ди­намики объектов;

- гибкое сочетание методов, не допускающее чрезмерной оценки пред­приятий;

- применение способов регулирования с учетом природы секторов экономики и организаций, принадлежащих к разным формам собственно­сти. Так, для государственных предприятий будут более жесткими методы шестой группы, для акционерных обществ - методы четвертой группы. Для всех субъектов хозяйствования применимы методы первой и второй групп;

- согласование способов внутреннего и международного регулирова­ния, когда последние признаны официально в установленном порядке. Так, международные стандарты финансовой отчетности реализуются в России в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283;

- тщательная регламентация методов государственного регулирования в специальных актах либо их разделах. Имеются в виду точные нормы -дефиниции, круг уполномоченных органов (должностных лиц), виды представляемых документов, права граждан и юридических лиц, порядок принятия решений и их обжалования, ведение реестра и пользование им. Например, есть Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», есть Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании от­дельных видов деятельности», но до 2002 года не было федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Это привело к наличию массы ненужных подзаконных и региональных актов.

Несмотря на всю важность факта введения и использования право­вых регуляторов, гораздо большее значение имеет содержательный аспект регуляторов. Например, установленные в первой половине 90-х гг. жесткие рамки деятельности юридических лиц должны замещаться на мероприятия и средства стимулирования и поощрения предпринимательской деятельно­сти. Поощрительный метод регулирования позволяет побуждать субъекты хозяйствования к совершению полезных действий путем создания их заин­тересованности в получении дополнительных благ.

Таким образом, устойчивое развитие экономики во многом зависит от эффективности ее государственного регулирования и применяемых юри­дических режимов. Только в этом случае достигается динамичный баланс государственного воздействия и экономической саморегуляции, выбор на­правлений государственного воздействия на экономику.

1.6.4. Проблемы правового регулирования региональной экономики

В изложенном выше материале уже упоминалось о существовании про­блем в правовом регулировании региональной экономики.

Множество проблем связано с разграничением полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления. В действующем законодательстве Российской Федерации предметы ведения органов государственной власти соответствующих уровней определены нечетко и неполно, что ведет к не­однозначному их толкованию и сложностям в правоприменении. Наличие исключительных предметов ведения Российской Федерации и неправомер­ность регионального нормотворчества по этим предметам привели к значи­тельным пробелам в законодательстве Российской Федерации, неурегулиро­ванности многих вопросов. Это в свою очередь привело к появлению ряда незаконных нормативных актов субъектов регионов, выходивших за рамки их компетенции. Иначе говоря, субъекты Федерации зачастую вынуждены были принимать нормативные документы, не удовлетворяющие условию за­конности, не носящие правовой характер.

Воронежская область в первой половине 90-х гг. получила печальную из­вестность в результате подобного нормотворчества, которое заключалось в том, что администрация Воронежской области на протяжении двух-трех лет неоднократно принимала решения, направленные на регулирование прода­жи производимых в области товаров за пределы области. Предприятиям вме­нялось в обязанность для продажи своих товаров за пределы области, в том числе и внутри России, получить соответствующее разрешение в комитете по материальным ресурсам администрации области. Без такого разрешения органам милиции предписывалось на границе области эти товары изымать и передавать на реализацию.

При явном несоответствии подобных правовых актов действующему за­конодательству, конечно, им можно найти некоторое оправдание, учитывая социально-экономические трудности в стране, а также отсутствие четких взаимоотношений между центром и субъектами Федерации.

Таким образом, одной из основных проблем регионального правотворчества является неправовой характер издаваемых нормативных актов, а именно:

- издание нормативных актов органом, не имеющим в соответствии с законодательством права издавать подобного рода акты или регулировать те или иные отношения;

- издание нормативных актов с нарушением установленного порядка издания таких актов;

— издание нормативных правовых актов, противоречащих действующе­му законодательству по содержанию.

Недостатком правового регулирования региональной экономики являет­ся механическое дублирование федерального законодательства, а именно: по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимаются федеральные законы и аб­солютно повторяющие их текст региональные законы. Так, в большей части субъектов законы об инвестиционной деятельности дублируют текст Закона РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Почему считается подобный повтор отрицательным? Во-первых, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Россий­ской Федерации и перенос их положений в региональные законы просто нецелесообразен, это показатель неэффективности деятельности органов государственной власти субъектов Федерации. Во-вторых, к совместному ведению Федерации и регионов отнесены вопросы, при регулировании ко­торых необходимо учитывать специфику отдельных территорий, связанную с природно-климатическими особенностями, историческим развитием, осо­бенностями размещения производительных сил и т. д. Например, Воронеж­ская область имеет обширный аграрный сектор, оборонно-промышленный комплекс, развитую сеть научных учреждений. К сожалению, все эти факто­ры не учитываются при регулировании экономических отношений.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают много законодательных актов декларативного, популистского характера, которые не содержат механизма реализации, не предусматривают источников финансирования.

Недостатком регионального нормотворчества в сфере экономических отношений следует считать частое изменение законодательства, действие наряду с новыми устаревших законов, что порождает коллизии правовых норм (одновременное регулирование одних и тех же отношений разными нормами, зачастую существенно отличающимися друг от друга).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 13

 

«Инструменты экономического регулирования: планирование и прогнозирование, бюджетно-налоговая система, бюджетный федерализм, использование различных регулирующих инструментов, макро и микроинструменты региональной политики».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.