|
|
Программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)». Государственный заказчик: Минэкономразвития России |
3.3.3. Регламентирование региональных программ \ Региональные целевые программы - особый класс целевых программ.
Их можно классифицировать по нескольким видам: по срокам исполнения, по масштабу, по цели, по источникам финансирования (см. рис. 3.10).
Наибольшую сложность вызывает разработка и реализация комплексных программ, охватывающих различные стороны социально-экономического развития региона, которые получают распространение в последнее время.
Особенность комплексных программ состоит в их многоцелевом характере, и поэтому часто они расчленяются на подпрограммы, малосвязанные друг с другом.
Кроме того, реализация комплексной программы вызывает затруднения из-за сложностей с механизмом обеспечения программы ресурсами на уровне субъекта федерации, а также ввиду необходимости проработки многовариантности подхода, что маловероятно в условиях целевой программы.
Поэтому, как правило, подобные комплексные программы представляют собой просто систему инвестиционных проектов, предполагаемых к реали-
зации в определенный промежуток времени в рамках территории субъекта федерации.
Целевая программа развития социально-экономического комплекса региона должна опираться на научно обоснованную стратегию, определяющую важнейшие точки (сферы) роста экономики и решение наиболее сложных и острых проблем, создающих кризисные ситуации в различных сферах деятельности. Решение задач целевой региональной программы комплексного характера должны способствовать тому, чтобы в рамках определенного периода создать условия и добиться конкретных результатов в подъеме экономики и в преодолении кризисных процессов.
Для Воронежской области таких задач несколько.
Прежде всего необходимо задействовать резервы развития агропромышленного комплекса: в первую очередь развивать программное растениеводство, животноводство, комплексы перерабатывающей промышленности (производство сахара, переработка зерна, производство растительного масла).
Затем создать условия для повышения конкурентоспособности продукции машиностроения. А также необходимо создать условия для преодоления негативной демографической ситуации (естественной убыли, старения населения).
Подобные стратегические направления в целевой программе должны быть детально обоснованы, а количественные параметры (цели) рассчитаны на основании возможностей получения инвестиций, прогнозов рынка профилирующей продукции, росте доходов региональных бюджетов и доходов населения. Здесь программы должны опираться на данные социально-экономических прогнозов развития.
По существу региональные целевые программы представляют собой симбиоз прогноза социально-экономического развития и инвестиционных проектов и мероприятий.
Трудности процедуры разработки такой программы обусловлены спецификой и особенностями развития региона. Почти невозможно построить ее «снизу» - от предприятий. Сложность разработки программы заключается и в многоцелевом характере устремлений хозяйствующих субъектов (иногда взаимоисключающих друг друга), и в отсутствии у большей части предприятий среднесрочных программ и бизнес-планов.
Возможно типизировать, упростить информацию, включаемую в программы (например, путь Ростовской, Курганской областей). Это формализует расчеты и снижает трудоемкость разработки программы, но не преодолевает многоцелевой характер таких программ.
U Вместе с тем программы социально-экономического развития субъекта РФ должны представлять собой документ, направленный на реализацию стратегии развития региона в определенном промежутке времени и содержащий: прогноз макроэкономических показателей, инвестиционные проекты, предложения по развитию хозяйственного механизма региона. О Особенность региональных программ еще и в том, что в них должны учитываться все мероприятия, которые вошли в ФЦП по данной территории. Это противоречит действующим нормативным документам, где исключается возможность дублирования одних и тех же мероприятий в целях предотвращения двойного финансирования.
На практике в региональных целевых программах приводятся сведения об уже намеченных к реализации мероприятиях, включенных в ФЦП.
Необходимо, на наш взгляд, придать региональной целевой программе функцию, координирующую все виды программ, реализуемых на данной территории, что способствовало бы более четкой регламентации использования ресурсов, упорядочиванию проведения корректировок в случае срывов сроков реализации отдельных мероприятий и позволило бы перейти от «выбивания» средств из федерального бюджета к обоснованию необходимости первоочередной реализации определенных проектов. Это усилило бы про-гоаммно-целевую направленность региональных программ. U Опыт разработки и реализации региональных целевых программ указывает на необходимость усовершенствования отдельных нормативных положений, регламентирующих процедуры создания и исполнения мероприятий программ. Эти положения должны включать следующие этапы. — /. Отбор проблем для программной проработки
В соответствии с действующим порядком субъекты РФ ежегодно представляют в Минфин РФ и Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства бюджетные заявки, в которые включают объемы финансирования мероприятий.
Такой порядок приводит к тому, что Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства, получая множество заявок от регионов, не в силах их прогнозировать и обосновать выбор, поэтому отбор региональных программ происходит бессистемно.
Целесообразно поручить Минэкономразвития РФ наметить комплекс стратегических проблем регионального характера, подлежащих программной разработке с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития страны.
Подобный проект перечня стратегических проблем должен определяться среднесрочной программой развития страны и утверждаться в установленном порядке законодательной властью. Затем в рамках утвержденных стратегических проблем Минэкономразвития РФ должно формировать перечень
Федеральных региональных программ с определением сроков и источников финансирования.
Для решения региональных проблем, имеющих локальный характер, субъекты Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы, согласовывают их в Минэкономразвития РФ и Минфине РФ и предоставляют на утверждение в Правительстве РФ, которое принимает решения об участии федеральных органов в разработке программы.
— 2. Назначение государственного заказчика
В большинстве программ функции государственного заказчика возлагаются на Минэкономразвития РФ, либо соответствующее профилю программы отраслевое министерство.
На практике при реализации функций управления разработкой и реализацией региональных программ субъектам РФ передавался широкий круг полномочий государственного заказчика или куратора. Целесообразно разделить функции государственного заказчика, куратора программы, определить специальным нормативным актом их правовое положение.
— 3. Процедура разработки, рассмотрения и представления проектов программ
На практике региональные программы разрабатываются при участии субъектов федерации и часто за их счет либо на договорных началах, либо совместно с заинтересованными ведомствами и предприятиями. Нет четкого порядка рассмотрения, согласования программ, что недопустимо затягивает сроки их разработки и утверждения. Необходим нормативный документ, регламентирующий состав разработчиков региональных программ, процедуры согласования и утверждения.
— 4. Содержание региональных целевых программ Необходимо систематизировать разделы программы:
- аналитический, где выявляются кризисные точки, конкретные проблемы;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.