Основанием для включения той или иной региональной проблемы в ограниченный (из-за постоянного и жесткого лимита ресурсов) перечень тематики мониторинга могут быть:
• ее значимость в федеральном масштабе (с позиций внутри-и внешнеполитической безопасности, негативного воздействия на конституционные основы государства, массового нарушения законных прав и свобод, прогнозируемого неизбежного и социально небезопасного государственного вмешательства в ход ситуации или развитие проблемы);
• необратимый характер и невозможность саморазрешения на местном или региональном уровне за счет собственных ресурсов.
Проблемы такого уровня могут проявляться, например, в виде формирования зон системной депрессии в регионе или же могут быть связаны с необходимостью сезонного обеспечения труднодоступных территорий жизненно необходимыми ресурсами и т.п. Можно выделить следующие региональные проблемы: социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, социальная избыточность, угроза воспроизводству коренных национальностей, неадаптивное изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и т.п.), связанные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников, например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.), носящие геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и т.п.), вызванные внешними причинами быстрой утраты хозяйственного профиля территории (проблемы региональной перепрофилизации).
Периодически возникают ситуации и проблемы, относящиеся к типу чрезвычайных и требующие специфических решений и специально резервируемых ресурсов, а следовательно, и особого массива информации для описания и диагностики.
При всей значимости специально организованных мониторинговых исследований (преимущественно социологической ориентации) основной информационной базой мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем может и должна быть статистика. Именно на статистической информации основывается большинство известных нам систем регионального мониторинга.
Проблемы количественных и качественных оценок событий. Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик), которые могут быть корректно выражены совокупностью численных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) возможны лишь при устойчивых представлениях о региональном «благе» или региональных «ценностях», сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки не выступают как антиподы, а дополняют друг друга, причем только наличие первых (при их неизбежном субъективизме) позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой региональной ситуации и региональной проблемы как нечто целостное.
Можно сформулировать следующие критерии оценки региональных ситуаций:
а) объективность и достаточность исходной информации;
б) сравнительный и многокритериальный характер оценок;
в) отбор минимума необходимых и достаточных критериев;
г) поиск и отбор дополнительных (к статистическим) источников информации.
Объективность и достаточность исходной информации — наиболее очевидное и наименее реализуемое методическое требование.
Сравнительный характер оценок проявляется в том, что любая оценка региональной ситуации или проблемы может быть дана только в сравнении с состоянием, принимаемым за норму, с прежним состоянием, с состоянием соседней или условно аналогичной территории и т.д. Оценить — значит доказать, что анали- \ зируемая ситуация или проблема отличаются (или не отличают- ! ся) от других, и показать, насколько и по каким параметрам эти различия имеются.
Многокритериальный характер оценки определяется объективной невозможностью правильно описывать, а тем более корректно сравнивать региональные ситуации и проблемы по одному частному или интегральному показателю.
Так, при оценке проблем, связанных с региональными рынками труда (локальная массовая безработица), нельзя корректно оценить ситуацию, ориентируясь только на показатели занятости. Здесь необходимо привлечение не менее полусотни других показателей (в сфере экономики, финансов, малого предпринимательства, социальной политики, демографии и т.п.), в том числе характеризующих региональную ситуацию и рассматриваемую частную проблему за пределами данного региона.
Отбор необходимых и достаточных критериев осуществляется по единственному признаку — соответствию сути ситуации или проблемы. Несмотря на то что практически все параметры региональных ситуаций и проблем взаимосвязаны и взаимодополняемы, включение в число критериев избыточного числа параметров чаще всего лишь затрудняет, а во многих случаях делает невозможной процедуру такого отбора. Поэтому следует прежде всего сформулировать ключевые понятия генезиса и проявления данной ситуации и проблемы, а затем уже подобрать минимально необходимое и достаточное число адекватных критериев.
Привлечение сопутствующей информации. В региональной проблематике особенно важны те стороны ситуаций и проблем, которые почти невозможно выразить на языке статистики. Это настроения, мотивации, образ жизни, экономическое и социальное поведение, национально-этническое самочувствие и другие аспекты индивидуального и коллективного быта населения. Поэтому крайне важно иметь соответствующую информацию по половозрастным группам, по участникам различных форм хозяйственной деятельности городского и сельского населения, по отдельным социальным группам и т.п. В настоящее время такую информацию можно получить только в ходе специально организованных социологических обследований.
ВОПРОС 29
Одним из важных элементов функции управления является мотивация.
Под мотивацией, в широком смысле слова, понимается процесс побуждения к деятельности для достижения определенных целей.
Мотивация деятельности может распространяться как на объединения исполнителей (то есть организации), так и на отдельных работников (в частности, служащих аппарата региональных администраций, персонала).
В объединениях исполнителей (формальных и неформальных) также присутствуют люди, которые подвержены определенным мотивам поведения. Однако мотивы поведения таких объединений как целостных объектов управления существенно отличаются от мотивов поведения отдельных индивидумов. Это объясняется статичностью формальных объединений (организаций), наличием у них структурообразующих уставов и других документов, регламентирующих (ограничивающих) поведение персонала в интересах организации в целом.
3.4.1. Мотивация организаций
Для регионального администрирования основными групповыми объектами управления выступают региональные комитеты, департаменты, управления, муниципалитеты (в лице городских и районных администраций), а также функционирующие в регионе хозяйственные организации различных форм собственности.
Движущим мотивом и определяющей целью поведения таких организаций выступает экономический интерес. Это объясняется тем, что центральным вопросом всякого работодателя является размер зарплаты персонала, который зависит от размера оплаты заказчиком услуг или работ организации в целом. Поэтому всякая мотивация организаций в конечном счете определяется суммой средств (п денежной, материальной или иной форме).
Наряду с чисто экономическими, у организаций могут быть и иные мотивы деятельности. Среди них такие, как:
завоевание определенного имиджа в регионе; получение моральных знаков отличия (медали, почетной грамоты, благодарности, свидетельства и т. п.) организацией в целом и ее отдельными членами; представительство организации в региональных некоммерческих структурах (фондах, обществах, комитетах, палатах и т. п.) и др.
Тем не менее, определяющим мотивом организации все-таки выступает экономический интерес. Это выдвигает перед региональным руководством задачу совершенствования экономической мотивации организаций в границах финансовых возможностей региона.
В числе основных экономических мотивов деятельности нехозрасчетных подразделений региональной администрации является выделяемый из бюджета фонд оплаты труда персонала и сумма средств на функционирование (командировочные расходы, канцелярские принадлежности, оборудование, транспорт, аренда помещений и др.).
Для хозрасчетных формирований региональной администрации также основным мотивом деятельности (поведения) выступает получаемая сумма средств на функционирование и оплату труда. Однако такие средства должны быть «заработаны» (получены) в результате собственной хозяйственной деятельности, а не выделены из бюджета (хотя возможен и вариант дотирования из регионального бюджета не полностью самоокупаемых подразделений администрации региона). К примеру, на полной самоокупаемости могут функционировать региональные управления (или комитеты) жилищно-коммуналыюго хозяйства, ремонта и строительства автодорог, топливной промышленности, лесного хозяйства, промышленности местных строительных материалов (гипс, известь, цемент, кирпич, инертные заполнители и др.). На частичной самоокупаемости (то есть дотировании из регионального бюджета) действуют управления (департаменты) культуры, социальной защиты, занятости населения и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73