Горизонтальные коммуникации выполняют дополняющую (второстепенную) функции- в информационном обмене. При их отсутствии управленческая система может успешно функционировать, особенно в специфических средах со строго линейной системой управления (армия, полиция, санитарный контроль, инспекция дорожного движения, охранные ведомства, служба спасения и др.).
Вертикальные (межуровневые) коммупикгщии представляют собой информобмен между соподчиненными структурами (отделы, службы, сектора и т. п.) и отдельными менеджерами. По нисходящей линии информация перемещается в форме постановлении, распоряжений, приказов, указаний, поручений, а также в форме ограничений. Такого рода информация обеспечивает управленческое единство территории, ее экономическую целостность и организационную упорядоченность (см. схему 17).
Основную часть вертикальных коммуникаций составляет информобмен между руководителем и подчиненным, между руководителем и рабочей группой. В нервом случае руководитель выдает подчиненному индивидуальное задание и получает от него непосредственно отчет о выполнении этого задания (как форма обратной связи), а также иную информацию. Во втором случае руководитель выдает общее задание членам рабочей группы (департамент, управление, отдел, сектор, специальная группа работников и др.), а последняя докладывает о результатах выполнения. В первом случае имеет место чисто линейная система управления, во втором — линейно-штабная (функции штаба выполняет руководство группы).
Горизонтальные коммуникации проявляются в форме информобменов между менеджерами (сотрудниками, чиновниками) одного уровня (ранга), между равновесными подразделениями (отделами, секторами, службами и т. п.).
Региональная организация представляет собой совокупность специализированных отраслевых управленческих формирований. Поэтому очень важно сформировать ч'а' кую систему, в которой между этими формирпллпшши' осуществлялись бы yciuii ;n„oiy горизонтальные коммуникации.
Наряду с формальными (узаконенными) горизонтальными коммуникациями, в организациях существует неформальный горизонтальный информобмен. Он проявляется в неформальных контактах сотрудников аппарата, а также в виде различных слухов (придуманных или непридуманных сообщений, распространяющихся по неформальным каналам).
Практика показывает, что неформальные коммуникации играют заметную роль в психологическом климате организаций. Они не могуг быть обойдены вниманием территориальных органов власти — как форма воздействия на настроения населения.
С точки зрения психологии управления аппаратом, развитие горизонтальных коммуникаций способствует формированию в коллективе равноправных отношений, развитию корпоративного духа и повышению общей управленческой культуры в организациях. Горизонтальные коммуникации между отраслевыми подразделениями аппарата региональных органов являются дополнительным каналом информации об общерегиональных проблемах и задачах. Это вовлекает дополнительные интеллектуальные и иные ресурсы в решение особенно тех проблем, которые находятся на стыке различных отраслей (то есть по темам, выходящим за пределы компетенции отдельных департаментов, отделов и пр.).
Региональные управленческие организации (администрации республик, краев и областей) взаимодействуют с населением и расположенными на территории-хозяйствующими субъектами через разветвленную систему коммуникаций. Такие коммуникации являют собой, с одной стороны, средство получения информации о качестве жизни и настроениях населения (обратная связь), с другой — средство воздействия на население и хозяйствующие субъекты в управлении процессом общественной», воспроизводства на территориях (прямая связь).
Коммуникации представляют собой одну из форм связей управленческого аппарата региональных органов с внешней средой.
В отличие от отдельных хозяйствующих субъектов, региональная администрация ответственна за общее качество жизни проживающего населения, уровень его трудозанятости и социальной обустроенности, экологию, безопасность, обеспеченность продуктами питания и др. Предметом заботы региональной администрации является общий уровень npaiiOBUi'i культуры населения, морально-этическое наполнение его досуга и интересов.
Все это обусловливает необходимость наличия у региональных администраций и муниципалитетов большого арсенала средств сбора информации п воздействия на население, общественные и хозяйственнио формирораии.
Центральное место в этом арсенале занимают средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и др.), а также всевозможные сходы граждан, собрания трудовых коллективов, студентов и учащихся и т. п.
Наряду с этим, одной из существенных форм связей региональной администрации с хозяйствующими субъектами является принятие и доведение до их сведения постановлений, решений, распоряжений и других документов.
Одной из форм постоянной связи региональных администраций с хозяйственными, общественными и др. формированиями являются телефонные разговоры, проблемные совещания, тематические конференции и т. п.
В своей совокупности коммуникационные формы связи региональной администрации с внешней средой обеспечивают ей активную позицию, возможность организовать хозяйственные, общественные и иные формирования и население на решение программных задач конкретных территорий.
ВОПРОС №17
«Контроль как функция управления»
Контроль как функция управления обеспечивает достижение организацией поставленных целей.
В процесс контроля входит установление стандартов, измерение фактических результатов и их сравнение с запланированными или заданными показателями, выработка предложений по корректировке деятельности.
Основные задачи контроля:
1) обеспечение руководителей экспресс-информацией о ходе выполнения управленческих решений — как форма обратной связи;
2) доведение до руководителей текущей информации для принятия решений в условиях неопределенности;
3) предупреждение возникновения кризисных явлений;
4) поддержание успешных направлений и в целом успеха в деятельности аппарата администрации. Контроль бывает следующих видов:
1) предварительный;
2) текущий (система обратной связи);
3) заключительный (итоговый). Процесс контроля включает:
1) установление стандартов;
2) сравнение фактических показателей со стандартами;
3) действия работников аппарата по результатам сравнений.
Эффективность контроля в региональных администрациях обеспечивается следующими его качественными характеристиками:
1) стратегическая направленность;
2) ориентация на результаты;
3) соответствие основному направлению деятельности региональной организации;
4) своевременность;
5) гибкость (адаптивность);
6) простота;
7) экономичность;
8) сопрягаемость с информационно-управляющей системой (автоматизированной системой управления) региональной организации.
Как функция оперативного управления, контроль в региональной организации представляет собой сложный многогранный процесс разработки стандартов, получения, сравнения и анализа информации об их соблюдении, выработки решений и информирования руководителей разных уровней административно-управленческого аппарата о ходе выполнения управленческих решений и рекомендуемых путях корректировки курса.
Контроль представляет собой замыкающий элемент постоянно возобновляющегося процесса оперативного управления. В совокупности с планированием, распорядительством и мотивацией контроль обеспечивает целостность и внутреннее единство функций оперативного менеджмента.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73