|
Рис. 1.2.7. Структура расходов бюджета г. Волжского (в среднем за
период с 1996 по 2000 гг.)
37
Таблица 1.2.7.
Структура расходов бюджетных <
:редств г. Волжского в
2001-2003гг.
Направление расходов
2001
2002
2003
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
i ыс. руб
%
ЖКХ
329054
35,6
373952
27,5
292926
22,1
Образование
211655
22,9
385307
2 к,:,
420559
31,8
Здравоохранение
169830
18,4
241186
17,8
261378
19,7
Социально-культурная сфера
79345
8,5
109864
8,1
104576
7,9
Государственное управление
62716
6,7
110107
8,1
99633
7,5
Транспорт
12435
1,3
20942
1,5
28142
2,1
Отрасли экономики
20337
2,2
46088
3,4
61605
6,0
Прочие расходы
40780
4,4
72003
5,3
44120
-1 -» j,j
Всего расходов
925192
100
1358561
100
1322089
100
Несмотря на то, что в 2000 г. доходы превышали расходы, данный факт не смог изменить сложившееся структурное несоответствие доходов и
Расходные статьи, удельный вес которых ниже 1.8 %. не указываются
39
расходов бюджета города. Вследствие недостаточности финансовых ресурсов почти 85 % доходов бюджета идет на финансирование текущих расходов -образования, ЖКХ, здравоохранения, социальной политики (рис. 1.2.8 табл.1.2.7.). Соответственно на развитие муниципалитета средства практически не выделяются, хотя именно развитие и формирование собственных доходных статей может помочь привлечению дополнительных финансовых ресурсов в муниципалитеты.
шжкх
Ш Образование
□ Здравоохранение
□ Социально-культурная
сфера
ШГосударственное
управление ШТранспорт
S Отрасли экономики Ш Прочие расходы
Рис. 1.2.8. Структура расходов бюджета г. Волжского за период с 2001
по 2003 гг.(в %)
В целом на основе изучения тенденций формирования и исполнения расходной части бюджета муниципального образования выявляется относительная стабильность структуры расходов местных бюджетов на протяжении последних шести лет, что свидетельствует о значительной их предопределенности и об отсутствии у муниципалитетов возможностей для маневра и концентрации ресурсов на каком-либо направлении.
Такому положению, в частности, способствует наличие большого количества "федеральных мандатов", то есть расходных полномочий, возложенных на муниципалитеты в соответствии с законами и постановлениями федерального правительства (в ряде случаев и региональных правительств). В 1990-е годы они передавались муниципалитетам без предоставления требуемых финансовых ресурсов в необходимом объеме.
40
Ж^Й^НАЯ
Подобная практика помогала уменьшить дефицит федерального бюджета, поскольку средств на финансирование всех законодательно принятых социальных программ у государства не хватало.
Общий объем «необеспеченных федеральных мандатов» достиг в 2003г. 8% ВВП при среднем их исполнении на уровне менее 30%. Такая ситуация складывается по той причине, что фактическое распределение финансирования расходов не отражает разграничения полномочий и ответственности за формирование расходов, поскольку значительная часть расходов местных бюджетов регламентируется централизованно принимаемыми решениями.
В 1999-2003 гг. на федеральном уровне был реализован ряд мер, направленных на снижение финансово необеспеченных расходов местных бюджетов38. Так, было выполнено:
- перевод
в денежную форму льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
военнослужащими и сотрудниками
правоохранительных органов с полным их
финансовым обеспечением начиная
с 1 июля 2001 года за счет средств
федерального бюджета; создание с 2001
года в составе федерального бюджета
Фонда компенсаций, за счет
субвенций и субсидий которого обеспечивается
финансирование территориальными
бюджетами Федеральных законов «О
государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О
социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»,
а также ряда федеральных
законов, устанавливающих льготы для лиц, пострадавших от радиации;
- создание с 2002 года в составе
федерального бюджета Фонда
софинансирования социальных расходов. В 2002
году за счет средств данного
Фонда в среднем было профинансировано 11%
расходов территориальных
бюджетов на повышение заработной платы в
соответствии с Федеральным
законом «О тарифной ставке (окладе) первого
разряда Единой тарифной сетки
по оплате труда работников организаций
бюджетной сферы», а также 25%
расходов на выплату адресных жилищных
пособий населению.
38
Бирюков А.Г., Данчиков Е.А. Механизмы совершенствования бюджетной политики субнациональных
властей. //Финансы. - 2003.-№2, с.6
41
В то же время в 2000 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающий возможность приостановки (отмены) действия законом о бюджете решений, не обеспеченных источниками финансирования.
В целях защиты региональных и местных бюджетов от «необеспеченных федеральных мандатов» предусматривается введение соответствующих законов в действие ежегодным законом о федеральном бюджете при условии их финансового обеспечения субвенциями, а также механизм судебной защиты от занижения оценок необходимых для их реализации бюджетных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.