Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

36 Источник: расчеты авторов на основе данных Минфина России.

38


В-третьих, возрастает значимость бюджетных расходов по социальным составляющим расходов, а именно: увеличение расходов местных бюджетов на образование, здравоохранение, социальную политику.

Если рассматривать данные тенденции на примере муниципального образования г. Волжского, то следует отметить, что в настоящее время наблюдается положительная динамика расходов бюджета, уровень которых в 1999 - 2003 гг. увеличился почти в 2 раза по сравнению с 1996 г. (рис. 12.7., табл. 12.7.).




1ЖКХ

3,9% -i
4,6»/.-л     Г^'Г
7.8%     S .. ""вЩЩШ


^Здравоохранение □ Образование



□ Социальная политика

щ

■РР

Н Транспорт

2 4,9%

1 5,2%

ЕИПравоо.хранение



ШГосударственное управление



Ш Культура



Рис. 1.2.7. Структура расходов бюджета г. Волжского (в среднем за


период с 1996 по 2000 гг.)


37


Таблица 1.2.7.


Структура расходов бюджетных <

:редств г. Волжского в

2001-2003гг.

Направление расходов

2001

2002

2003


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

i ыс. руб

%

ЖКХ

329054

35,6

373952

27,5

292926

22,1

Образование

211655

22,9

385307

2 к,:,

420559

31,8

Здравоохранение

169830

18,4

241186

17,8

261378

19,7

Социально-культурная сфера

79345

8,5

109864

8,1

104576

7,9

Государственное управление

62716

6,7

110107

8,1

99633

7,5

Транспорт

12435

1,3

20942

1,5

28142

2,1

Отрасли экономики

20337

2,2

46088

3,4

61605

6,0

Прочие расходы

40780

4,4

72003

5,3

44120

-1 -» j,j

Всего расходов

925192

100

1358561

100

1322089

100

Несмотря на то, что в 2000 г. доходы превышали расходы, данный факт не   смог   изменить   сложившееся   структурное   несоответствие   доходов   и

Расходные статьи, удельный вес которых ниже 1.8 %. не указываются

39


расходов бюджета города. Вследствие недостаточности финансовых ресурсов почти 85 % доходов бюджета идет на финансирование текущих расходов -образования, ЖКХ, здравоохранения, социальной политики (рис. 1.2.8 табл.1.2.7.). Соответственно на развитие муниципалитета средства практически не выделяются, хотя именно развитие и формирование собственных доходных статей может помочь привлечению дополнительных финансовых ресурсов в муниципалитеты.


 



шжкх

Ш Образование

□   Здравоохранение

□   Социально-культурная
сфера

ШГосударственное

управление ШТранспорт

S Отрасли экономики Ш Прочие расходы


Рис. 1.2.8. Структура расходов бюджета г. Волжского за период с 2001

по 2003 гг.(в %)

В целом на основе изучения тенденций формирования и исполнения расходной части бюджета муниципального образования выявляется относительная стабильность структуры расходов местных бюджетов на протяжении последних шести лет, что свидетельствует о значительной их предопределенности и об отсутствии у муниципалитетов возможностей для маневра и концентрации ресурсов на каком-либо направлении.

Такому положению, в частности, способствует наличие большого количества "федеральных мандатов", то есть расходных полномочий, возложенных на муниципалитеты в соответствии с законами и постановлениями федерального правительства (в ряде случаев и региональных правительств). В 1990-е годы они передавались муниципалитетам без предоставления   требуемых   финансовых   ресурсов   в   необходимом   объеме.

40


Ж^Й^НАЯ

Подобная практика помогала уменьшить дефицит федерального бюджета, поскольку средств на финансирование всех законодательно принятых социальных программ у государства не хватало.

Общий объем «необеспеченных федеральных мандатов» достиг в 2003г. 8% ВВП при среднем их исполнении на уровне менее 30%. Такая ситуация складывается по той причине, что фактическое распределение финансирования расходов не отражает разграничения полномочий и ответственности за формирование расходов, поскольку значительная часть расходов местных бюджетов регламентируется централизованно принимаемыми решениями.

В 1999-2003 гг. на федеральном уровне был реализован ряд мер, направленных на снижение финансово необеспеченных расходов местных бюджетов38. Так, было выполнено:

-  перевод в денежную форму льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов с полным их
финансовым  обеспечением  начиная  с   1   июля 2001   года  за  счет  средств
федерального бюджета; создание с 2001 года в составе федерального бюджета
Фонда компенсаций, за счет  субвенций  и субсидий которого обеспечивается
финансирование   территориальными   бюджетами   Федеральных   законов   «О
государственных   пособиях   гражданам,   имеющих   детей»,   «О   социальной
защите  инвалидов  в Российской  Федерации»,  а также  ряда  федеральных
законов, устанавливающих льготы для лиц, пострадавших от радиации;

-  создание    с   2002    года   в   составе   федерального    бюджета   Фонда
софинансирования социальных расходов. В 2002 году за счет средств данного
Фонда в среднем было профинансировано  11% расходов территориальных
бюджетов на повышение заработной платы в соответствии с Федеральным
законом «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки
по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», а также 25%
расходов на выплату адресных жилищных пособий населению.

38

Бирюков А.Г.,  Данчиков Е.А.  Механизмы совершенствования бюджетной  политики субнациональных

властей. //Финансы. - 2003.-№2, с.6

41


В то же время в 2000 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающий возможность приостановки (отмены) действия законом о бюджете решений, не обеспеченных источниками финансирования.

В целях защиты региональных и местных бюджетов от «необеспеченных федеральных мандатов» предусматривается введение соответствующих законов в действие ежегодным законом о федеральном бюджете при условии их финансового обеспечения субвенциями, а также механизм судебной защиты от занижения оценок необходимых для их реализации бюджетных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.