Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

На примере Отделения Федерального казначейства МФ РФ по г. Волжскому это выглядит следующим образом.

В Расчетно-кассовый центр Центрального банка РФ в г. Волжском в течение суток поступают платежные поручения по отчислению средств в бюджет от клиентов РКЦ, а также филиалов коммерческих банков (ФКБ),

66 Бабич Л.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы; Учебник для вузов. - М.: Финансы. ЮНИТИ, 1999.-С. 524

106


находящихся на территории города Волжского и обслуживающих своих клиентов.

В начале рабочего дня экспедиционная служба Отделения Федерального казначейства получает в РКЦ выписку с указанием поступивших денежных средств с приложением платежных поручений и приступает к обработке документов.

При распределении доходов по бюджетам принимаются во внимание льготы, предоставленные налогоплательщикам по платежам в бюджеты разных уровней, постановления распорядителей бюджетных средств (Правительства РФ, администрации области и города) о проводимых материальных, вексельных и других зачетах в соответствующие бюджеты, выполняются внутренние операции по переводу денег в погашение задолженностей налогоплательщиков по видам налогов, а также оформляются документы на возврат налогоплательщикам сумм, переплаченных в бюджет при авансовых платежах.

Регламент работы функционально направлен на обработку платежных поручений РКЦ и направление распределенных денежных средств на счета бюджетов, поэтому оформленные казначейством платежные поручения немедленно направляются в РКЦ для дальнейшей их обработки. На следующий день каждый бюджет получает распределенную сумму на свой счет. Дальнейшее использование бюджетных средств осуществляется финансовыми органами соответствующих уровней (города, области, федерации) на нужды, предусмотренные расходными частями их бюджетов.

В функциональных обязанностях казначейской системы исполнение бюджета по расходам является второй составляющей в основном объеме работы.

Исполнителями расходной части бюджета являются распорядители бюджетных средств, которые составляют сметы расходов и кассовые планы. При исполнении бюджета по расходам чрезвычайно важна так называемая "специализация бюджетных кредитов", т.е. расходование бюджетных средств в

107


целях и объемах, предусмотренных бюджетом. Органом, контролирующим такую специализацию, и выступает казначейство. Перенос расходов между статьями бюджетной классификации должен приходить только с санкции фину правления.

Задача органов Казначейства состоит в доведении денежных средств до получателей в соответствии с защищенными сметами расходов.

Служба расходов Отделения федерального казначейства МФ РФ по г. Волжскому осуществляет учет денежных средств, выделенных из федерального бюджета на текущее финансирование бюджетополучателей, реализацию государственных программ, в том числе и социального назначения, средств, выделенных из федерального бюджета на возвратной основе, а также кредитов и бюджетных ссуд.

В настоящее время существует обоснованная необходимость изменения действующей системы казначейского исполнения бюджета муниципального образования, которая определяется рядом негативных тенденций и процессов, а именно:

1. Не достигается должный уровень контроля за целевым использованием
бюджетных средств как распорядителями кредитов, так и учреждениями -
бюджетополучателями.

2.        Отсутствуют оперативные данные о текущих и планируемых доходах и
расходах, или «прозрачность» бюджета в каждый момент времени (а не раз в
день   или   реже),   что   приводит   к   невозможности   оперативно   размещать
временно свободные или привлекать необходимые средства.


3.                Увеличивается   время   прохождения   бюджетных  средств  от   счетов
доходов бюджета до конечного получателя, что приводит к образованию
кассовых разрывов и росту политическрй и социальной  напряженности  в
городе.

4.                Существует реальная  зависимость   муниципального   образования  от
центра, обусловленная требованиями Минфина.

108


5. Федеральное казначейство, не находясь в подчинении администрации города, не заинтересовано в удовлетворении индивидуальных потребностей муниципального образования и не позволяет оперативно управлять и маневрировать денежными потоками.

В этой связи другим вариантом организации казначейского исполнения городского бюджета является создание Муниципального казначейства. Такая форма исполнения бюджета внедрена в целом ряде муниципальных образований (г. Санкт-Петербург, г. Ростов-на-Дону, г. Братск, г. Волгоград и Др.).

Создание казначейства на уровне муниципального образования, например, в г. Волжском может преследовать цель формирования структуры управления городскими финансами, отвечающей следующим принципам:

- централизация информации, а, значит, власти. Вся информация обо всех
без исключения расчетах внутри бюджетной сферы как денежных, так и не
денежных,   по   всем   уровням   бюджета,   от  учреждений   и   распорядителей
кредитов различного уровня до финансового управления, должна содержаться
в единой  базе, доступной для просмотра и управления  в  соответствии с
принятой    в    структуре   управления    областью    городом    иерархией.    Эта
информационная база представляет собой "живой" и "прозрачный" бюджет, где
фактически  израсходованные или  полученные  по  каждой  статье  средства
изменяются с каждым платежом в режиме реального времени;

-  централизация и увеличение оборачиваемости финансовых потоков
внутри бюджетной сферы. Весь "пробег" средств от финансового управления
до бюджетополучателя должен проходить в режиме реального времени, без
задержек.

Таким образом, в городе создается единая замкнутая система пробега бюджетных средств, в которой каждый платеж описан согласно требованиям бюджетной классификации, и любое перемещение денежных средств оперативно отражается на автоматизированной системе исполнения бюджета.

109


Центром казначейской системы исполнения бюджета может являться заведенный в автоматизированной системе документооборота финансового управления бюджет, расписанный по статьям и бюджетополучателям. В каждый момент времени такой бюджет отражает оперативную информацию о полученных и израсходованных средствах постатейно и в разрезе плательщиков или получателей. Все денежные и неденежные расчеты в рамках бюджетных средств осуществляет казначейство. Платежные поручения проводятся за подписью данного юридического лица. В полномочия казначейства входит контроль и управление всеми финансовыми потоками, утверждение и запрещение платежа.

Создание казначейства на базе автоматизированной системы исполнения бюджета (операционного дня финансового органа) позволит оперативно обрабатывать и сортировать потоки данных и платежных документов (в зависимости от размера муниципального образования в день через казначейство может проходить от 200 платежных документов).

Одной из задач казначейского исполнения бюджета является целевое использование средств, выделенных бюджетополучателям и распорядителям кредитов различного уровня. В системе автоматизированного исполнения бюджета муниципального образования применяется метод операционного контроля, который осуществляет ревизию целевого использования средств еще до этапа их расходования. Такой контроль физически не допускает нецелевое использование средств. Операционный контроль за расходной частью бюджета может быть организован следующим образом:

•   в Казначействе заводится и поддерживается в актуальном состоянии в
режиме реального времени электронный бюджет муниципального образования;

•   каждое платежное поручение на оплату любым бюджетополучателем,
поставленных ему сторонней организацией товаров (услуг), сопровождается
заполнением      (помимо      стандартных      полей      платежного      поручения)
дополнительных полей бюджетной классификации (КСР, КФСР и др.);

ПО


• при приеме платежного поручения Казначейством осуществляется автоматическая проверка сумм платежного поручения по соответствующим классификаторам на предмет достаточного лимита. Если сумма по набору указанных в платежном поручении классификаторам превышает лимит, оно автоматически отказывается с указанием причины отказа.

Таким образом, создание муниципального казначейства является принципиально новой технологической схемой исполнения бюджета (рис. Приложения 5).

В результате внедрения казначейских технологий на муниципальном уровне становится возможным оптимально управлять финансовыми ресурсами, при этом:

-    повышается эффективность управления бюджетным процессом;
реализуется   концепция   функционирования   единого   казначейского
счета;

информация по исполнению   бюджета становится актуальной, любые денежные потоки немедленно регистрируются казначейством;

-    обеспечивается сохранность средств;

обеспечивается  контроль  на  всех  этапах  исполнения  бюджета  (от выделения ассигнований до кассового расхода);

создается   действенная   система   учета,   основной   базовый   элемент которой - бюджетная классификация.

Таким образом, можно сделать ряд выводов по проведенному в данной главе исследованию, а именно:

1.   Соотношение   в   бюджете   муниципального   образования   текущих
расходов и расходов на развитие позволяет дать оценку его развития, оценить
социально-экономические параметры.

2.  Изучение практики использования основных целевых статей расходов
муниципальных  образований  на  примере  города Волжского  подтверждает
общероссийскую    тенденцию    роста    основных    социально    значимых    и
экономически важных статей расходов.

Ill


3.           Положительная динамика роста расходов в сфере образования в г.
Волжском обусловлена недостаточностью собственных средств и источников
их пополнения.  Реформирование управления финансами  в данной отрасли
должно строиться, прежде всего, на системе нормативно-целевого подхода к
определению    текущих    расходов.    Кроме    того,    следует    пересмотреть
направление бюджетных расходов в этой сфере не только на текущие расходы,
но и на их развитие, на основе программно-целевого  принципа,  который
позволит аккумулировать средства из разных источников финансирования,
объединяя  бюджетные  и  внебюджетные  средства  в  процессе  достижения
поставленных целей муниципального образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.