Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета
К
необязательным расходам относят расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве случаев эти обязанности возлагаются на органы местного самоуправления
населением или самими
Барский
А. и др. Финансовая база местного самоуправления.//Вопросы экономики. - 1999. -
N 3. - С. 34.
54
Замотаев А. А. Местное самоуправление:
основные понятия и термины. Комментарии к отдельным нормам федерального
законодательства // М.: Муниципальная власть, 1999. с. 38.
Воронин А.Г. и др. Основы
управления муниципальным хозяйством: Учеб. пособие. - М.: Дело. 1998. - с. 49
64
органами местного самоуправления исходя из
интересов жителей, которых эти органы представляют .
Кроме
того, расходная часть бюджета делится на текущие расходы и расходы
на развитие. Такая классификация позволяет определить и оценить динамику развития муниципального образования.
В России текущие расходы
муниципальных составляют около 85% всех расходов местных бюджетов, что
позволяет качественно и количественно поддерживать социально-экономические
параметры территории на должном уровне.
Качественная
сторона воздействия предполагает активное влияние различных видов бюджетного финансирования на интересы различных субъектов хозяйствования57.
Количественное влияние
местных бюджетов на уровень территориального социально-экономического
развития характеризуется пропорциями
со
мобилизуемых, распределяемых и используемых
ими финансовых ресурсов . Изменяя размеры
финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования, административно-территориальных единиц, устанавливая направления наиболее эффективного вложения
средств, добиваясь распределения финансовых ресурсов в
соответствии с намеченными целями, местные органы
самоуправления могут воздействовать на
территориальное развитие в желаемом направлении.
Масштабность и действенность
количественного и качественного влияния местного
бюджета на социально-экономические процессы на территории муниципального
образования определяется рациональным распределением имеющихся денежных ресурсов для бесперебойного
финансирования мероприятий по развитию
местного хозяйства и удовлетворению потребностей
населения в социально-культурном и бытовом обслуживании .
56 Там
же с. 51.
57 Берг О. В.
Направления повышения эффективности бюджетных отношений в муниципальных
образованиях.
// Финансы и кредит. - 2002. -№16. - С. 47.
58 Там
же с.48.
59 Гильманов
А.З. Перспективы становления местного самоуправления. // СОЦИС - 2002. -N11.
- С. 26-29.
65
Органы местного
самоуправления, используя бюджетные рычаги, могут активно
влиять на размещение предприятий различных отраслей народного хозяйства,
развитие социальной инфраструктуры на подведомственной им территории.
Общая
динамика структуры расходов бюджетов муниципальных образований в РФ рассмотрена в первой главе диссертационного
исследования. С целью подкрепления изложенных выше положений рассмотрим практику
использования основных целевых статей
расходов муниципальных образований на
примере города Волжского, являющегося типичным представителем
большинства средних городов в РФ (табл.2.1.1 .).
Таблица 2.1.1.
Структура расходов бюджета г. Волжского в 2001-2003 гг.
Статьи расходов
Удельн!
>ш вес в общей сумме расходов (в%)
2001
2002
2003
Образование
22,9
28,3
31,8
Жилищно-коммунальное хозяйство
35,6
27,5
22,1
Здравоохранение и физическая культура
18,4
17,8
19,7
Социальная политика
8,5
8,1
7,9
Расходы на госуправление
6,7
8,1
7,5
Капитальное строительство
4,2
5,9
6,0
Поддержка отраслей (промышленности, сельского хозяйства)
2,4
2,8
2,9
Транспорт, дорожное хозяйство
1,3
1,5
2,1
Всего расходов
100
100
100
^Источник:
составлено автором на основе данных Управления финансов по г. Болжскому.
Структура
расходов бюджета г. Волжского, сложившаяся к началу 2004 года
наглядно показывает приоритеты в финансировании различных отраслей.
Рассмотрим
более детально статьи расходов бюджета г. Волжского, которые занимают наибольший удельный вес в общей сумме расходов.
60
Составлено автором на основе данных Управления Финансов по г. Волжскому.
66
Финансирование
системы образования как одной из наиболее приоритетных и значимых по объему предоставляемых услуг социальной сферы традиционно является существенной часть всех
бюджетных расходов муниципального образования. Расходы по данной
статье в среднем по России составили 27,4%
муниципальных расходов в 2001г. и существенно изменились в 2003 (30,1%), однако с учетом капитального
строительства можно предположить их
дальнейший рост примерно на 1,7%.
Уровень расходов в этой сфере
по г. Волжскому увеличился с 18,3% в 1996 году
до 31,8 в 2003 году. Рассмотрим динамику исполнения расходной части бюджета по разделу образование (табл.2.1 .2.).
Таблица 2.1.2. Динамика
расходов на образование г. Волжского в 2001-2003 гг.
Статьи
2001
2002
2003
расходов на образование
Наз начено
(тыс. руб.)
Испол нено (тыс. руб.)
Испол нено в%
Наз начено (тыс. РУб.)
Испол нено (тыс.
руб.)
Испол нено в%
Наз начено (тыс. руб.)
Испол нено (тыс.
руб.)
Исполн ено в%
Всего
211655
203625
96,2
385307
339461
88,1
442129
428240
96,9
В том числе:
Дошкольное образование
54300
55927
103,1
99349
90688
91,3
116790
113867
97,5
Общее образование
131744
124103
94,2
246135
212406
86,3
278487
268248
96,3
Начальное профессиона льное образования
32
31
96,9
Среднее профессиона льное
образование
2740
2165
79,01
3829
3250
84,9
4591
Страницы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11 , 12 , 13 , 14, 15 , 16 , 17 , 18 , 19 , 20 , 21 , 22 , 23 , 24 , 25 , 26 , 27 , 28 , 29 , 30 , 31 , 32 , 33 , 34 , 35 , 36 , 37 , 38 , 39 , 40 , 41 , 42 , 43 , 44 , 45 , 46 , 47 , 48 , 49 , 50 , 51 , 52 , 53 , 54 , 55 , 56 , 57 , 58
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник обязательна.