- предложено переориентировать межбюджетное регулирование на местном уровне с регулирующих и трансфертных поступлений из вышестоящих бюджетов к 100% закреплению налога на недвижимость, 60% налога на доходы физических лиц за местным бюджетом и проведению реформы земельного налога;
- доказана необходимость стимулирования собираемости собственных доходов местных бюджетов при помощи дифференциации порядка предоставления средств из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований и применения понижающих коэффициентов при собираемости собственных доходов менее 85 %;
- обоснованы дополнительные объекты контроля при получении финансовой помощи от вышестоящих бюджетов; системно представлены
индикаторы целевого использования переданных финансовых ресурсов и их пороговые значения;
- выявлены резервы увеличения расходов на развитие территории за счет рационализации текущих расходов (переход на подушевое финансирование расходов на образование, интеграция бюджетных и внебюджетных средств и адресная поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов развития системы образования; конкурсная передача заказов на работы и услуги в сфере ЖКХ; паспортизация и стандартизация медицинских услуг, оценка их стоимости с учетом качества и доступности; дифференциация по уровням бюджетной системы обязательного медицинского страхования);
- конкретизирован нормативно-целевой метод планирования текущих социально значимых расходов бюджета муниципального образования как совокупность последовательных приемов: выделение социально значимых расходов, их ранжирование на приоритетные и обычные, разработка нормативов приоритетных расходов, расчет нормативов обычных текущих расходов;
- дополнительно аргументирована значимость и эффективность в финансовом планировании и финансовом прогнозировании сводного баланса финансовых ресурсов муниципального образования при условии преодоления фрагментарности финансовых планов (местного бюджета, внебюджетных фондов, объема муниципальных заимствований, объема доходов и расходов хозяйствующих субъектов и населения муниципального образования) и их информатизации;
- разработана и предложена частная методика расчета порогового значения безопасного объема муниципальных заимствований для муниципалитетов-доноров и дотационных муниципальных образований. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в
следующем: обоснованы ориентиры и предложены стимулирующие способы межбюджетного регулирования на местном уровне, основанные на повышении
собственной доходной базы муниципального бюджета. Конкретизированы функции управления бюджетом на местном уровне применительно к социально значимым расходам на основе уточнения нормативно - целевого метода планирования и представления субъектов, объектов и индикаторов контроля целевого финансирования. Предложена альтернативная методика расчета порогового значения безопасного объема муниципальных заимствований.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке методики определения резервов увеличения расходов на развитие за счет рационализации текущих расходов по социально значимым статьям бюджетной классификации на основе нормативно-целевого метода планирования, а также в совершенствовании прогнозирования расходов местного бюджета на основе сводного баланса финансовых ресурсов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов (г. Волгоград 2002г.), на Всероссийской научно-практической конференции: «Потенциал развития России XXI века» (г. Пенза, 2004г.), а так же в рамках внутривузовских научно-практических конференций студентов, преподавателей и молодых ученых г. Волжского (2003-2004гг.).
Отдельные рекомендации и методические разработки диссертации по рационализации и применению финансовых нормативов социально значимых расходов внедрены в деятельность Управления финансов по г. Волжскому, что подтверждается справкой о внедрении результатов диссертационного исследования. Теоретические результаты исследования применены в учебном процессе при чтении курсов: «Бюджет Российской Федерации» и «Муниципальное управление».
Публикации. По результатам диссертации опубликовано 9 научных работ общим объемом 3,6 п. л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы формирования бюджетных
ресурсов муниципального образования 1.1. Специфика финансов муниципального образования
Реформы, проводимые в России в течение последних десяти лет, оказали серьезное влияние на основные принципы функционирования экономики страны.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в функционировании финансового механизма государства. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе движения финансов, формирования бюджетов страны.
Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало развитие финансово-бюджетного федерализма. Это развитие повлекло за собой изменение и демократизацию финансовых отношений в России и формирование системы децентрализованного использования государственных финансов, основанной на рыночном принципе эффективного размещения ресурсов.
С учетом произошедших изменений финансовая система Российской Федерации включает1:
- государственные финансы,
- финансы хозяйствующих субъектов,
- муниципальные финансы.
При этом финансы в этой системе выступают как денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства, в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство и удовлетворение различных потребностей общества.
1 Дадашев А. 3. и Черник Д Г. Финансовая система России Учебное пособие. - М, 1997. С-18.
9
Финансы, являясь экономической категорией, вносят денежный и распределительный характер в финансово-бюджетные отношения .
Государственные финансы находятся на высшем уровне иерархии финансовой системы и состоят из федерального и субфедеральных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственного кредита, финансов государственных предприятий3
Государственные финансы
7
\
Федеральный бюджет
Субфеде ральный бюджет
В небюджет ные фонды
Государст венный кредит
Финансы государст
венных предприятий
Рис. 1.1.1. Структура государственных финансов
В результате рыночных преобразований и развития демократических рыночных принципов в государственном устройстве произошло отделение местного самоуправления от государственной системы управления, что привело к выделению в отдельное звено финансовой системы РФ - финансов местного самоуправления.
Местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ (ст. 12) самостоятельная под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В настоящее время в России насчитывается около 11500 тысяч муниципальных образований, из них: 571 - город; 254 - городские районы и
2 Васильев В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М.: 1999. С.48
3 Финансы Учебник / Родионова В М , Вавилов Ю Я , Гончаренко ЛИ. и др. , Под ред. Родионовой В. М. - М.Финансы и статистика, 1997 с -10.
10
округа; 450 - поселков городского типа; 1511 - административных районов; 270 — сельских населенных пунктов; 8426 - сельских администраций .
городские районы и
округа
2%
поселки городского
типа
4%
административные
районы
13%
сельские населенные пункты
города
5%
Рис. 1.1.2. Наличие муниципальных образований в РФ в 2003 г.
В современных условиях местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие муниципальных образований, производственной и непроизводственной сфер, координировать экономическое и социальное развитие подведомственной им территории.
В соответствии с федеральным законом №131 от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления» реализовывать вышеназванные функции призваны органы местного самоуправления соответствующей территории5, а для этого им необходима прочная материальная и финансовая база. В соответствии с наделенными функциями возникла необходимость формирования финансовых средств в форме финансов местного самоуправления.
Возникновение категории «финансовые ресурсы местного самоуправления» потребовало определение ее содержания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58