Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

-         предложено    переориентировать    межбюджетное    регулирование    на
местном   уровне   с   регулирующих   и  трансфертных   поступлений   из
вышестоящих бюджетов к 100% закреплению налога на недвижимость,
60%   налога   на   доходы   физических   лиц   за   местным   бюджетом   и
проведению реформы земельного налога;

-         доказана   необходимость   стимулирования   собираемости   собственных
доходов  местных   бюджетов   при   помощи   дифференциации   порядка
предоставления      средств      из      Фонда      финансовой      поддержки
муниципальных образований и применения понижающих коэффициентов
при собираемости собственных доходов менее 85 %;

-         обоснованы    дополнительные     объекты     контроля     при     получении
финансовой помощи от вышестоящих бюджетов; системно представлены

индикаторы целевого использования переданных финансовых ресурсов и их пороговые значения;

-         выявлены резервы увеличения расходов на развитие территории за счет
рационализации     текущих      расходов      (переход      на      подушевое
финансирование расходов на образование,  интеграция  бюджетных  и
внебюджетных     средств     и     адресная     поддержка     приоритетных
инновационных    и     инвестиционных     проектов    развития     системы
образования; конкурсная передача заказов на работы и услуги в сфере
ЖКХ; паспортизация и стандартизация медицинских услуг, оценка их
стоимости с учетом качества и доступности; дифференциация по уровням
бюджетной системы обязательного медицинского страхования);

-         конкретизирован   нормативно-целевой   метод   планирования   текущих
социально значимых расходов бюджета муниципального образования как
совокупность     последовательных     приемов:     выделение     социально
значимых  расходов,   их ранжирование   на  приоритетные   и   обычные,
разработка   нормативов   приоритетных   расходов,   расчет   нормативов
обычных текущих расходов;

-         дополнительно    аргументирована    значимость    и    эффективность    в
финансовом   планировании   и   финансовом   прогнозировании   сводного
баланса финансовых ресурсов муниципального образования при условии
преодоления фрагментарности финансовых планов (местного бюджета,
внебюджетных фондов, объема муниципальных заимствований, объема
доходов     и     расходов     хозяйствующих     субъектов     и     населения
муниципального образования) и их информатизации;

-         разработана и предложена частная методика расчета порогового значения
безопасного        объема        муниципальных         заимствований         для
муниципалитетов-доноров и дотационных муниципальных образований.
Теоретическая  и  практическая  значимость   работы   заключается   в

следующем: обоснованы ориентиры и предложены стимулирующие способы межбюджетного регулирования на местном уровне, основанные на повышении


собственной доходной базы муниципального бюджета. Конкретизированы функции управления бюджетом на местном уровне применительно к социально значимым расходам на основе уточнения нормативно - целевого метода планирования и представления субъектов, объектов и индикаторов контроля целевого финансирования. Предложена альтернативная методика расчета порогового значения безопасного объема муниципальных заимствований.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке методики определения резервов увеличения расходов на развитие за счет рационализации текущих расходов по социально значимым статьям бюджетной классификации на основе нормативно-целевого метода планирования, а также в совершенствовании прогнозирования расходов местного бюджета на основе сводного баланса финансовых ресурсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов (г. Волгоград 2002г.), на Всероссийской научно-практической конференции: «Потенциал развития России XXI века» (г. Пенза, 2004г.), а так же в рамках внутривузовских научно-практических конференций студентов, преподавателей и молодых ученых г. Волжского (2003-2004гг.).

Отдельные рекомендации и методические разработки диссертации по рационализации и применению финансовых нормативов социально значимых расходов внедрены в деятельность Управления финансов по г. Волжскому, что подтверждается справкой о внедрении результатов диссертационного исследования. Теоретические результаты исследования применены в учебном процессе при чтении курсов: «Бюджет Российской Федерации» и «Муниципальное управление».

Публикации. По результатам диссертации опубликовано 9 научных работ общим объемом 3,6 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Глава I. Теоретические основы формирования бюджетных

ресурсов муниципального образования 1.1. Специфика финансов муниципального образования

Реформы, проводимые в России в течение последних десяти лет, оказали серьезное влияние на основные принципы функционирования экономики страны.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в функционировании финансового механизма государства. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе движения финансов, формирования бюджетов страны.

Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало развитие финансово-бюджетного федерализма. Это развитие повлекло за собой изменение и демократизацию финансовых отношений в России и формирование системы децентрализованного использования государственных финансов, основанной на рыночном принципе эффективного размещения ресурсов.

С учетом произошедших изменений финансовая система Российской Федерации включает1:

-  государственные финансы,

-  финансы хозяйствующих субъектов,

-  муниципальные финансы.

При этом финансы в этой системе выступают как денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства, в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство и удовлетворение различных потребностей общества.

1 Дадашев А. 3. и Черник Д Г. Финансовая система России Учебное пособие. - М, 1997. С-18.

9


Финансы, являясь экономической категорией, вносят денежный и распределительный характер в финансово-бюджетные отношения .

Государственные финансы находятся на высшем уровне иерархии финансовой системы и состоят из федерального и субфедеральных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственного кредита, финансов государственных предприятий3

Государственные финансы


7


\




Федеральный бюджет


Субфеде ральный бюджет


В небюджет ные фонды


Государст венный кредит


Финансы государст

венных предприятий


Рис. 1.1.1. Структура государственных финансов

В результате рыночных преобразований и развития демократических рыночных принципов в государственном устройстве произошло отделение местного самоуправления от государственной системы управления, что привело к выделению в отдельное звено финансовой системы РФ - финансов местного самоуправления.

Местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ (ст. 12) самостоятельная под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В настоящее время в России насчитывается около 11500 тысяч муниципальных образований, из них: 571 - город; 254 - городские районы и

2  Васильев В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М.: 1999. С.48

3  Финансы Учебник / Родионова В М , Вавилов Ю Я , Гончаренко ЛИ. и др. , Под ред. Родионовой В. М. -
М.Финансы и статистика, 1997 с -10.

10


округа;   450 - поселков городского типа; 1511 - административных районов; 270 — сельских населенных пунктов; 8426 - сельских администраций .


городские районы и

округа

2%


поселки городского

типа

4%


административные

районы

13%


сельские населенные пункты

2%


города

5%


Рис. 1.1.2. Наличие муниципальных образований в РФ в 2003 г.

В современных условиях местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие муниципальных образований, производственной и непроизводственной сфер, координировать экономическое и социальное развитие подведомственной им территории.

В соответствии с федеральным законом №131 от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления» реализовывать вышеназванные функции призваны органы местного самоуправления соответствующей территории5, а для этого им необходима прочная материальная и финансовая база. В соответствии с наделенными функциями возникла необходимость формирования финансовых средств в форме финансов местного самоуправления.

Возникновение категории «финансовые ресурсы местного самоуправления» потребовало определение ее содержания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.