Таким образом, использование методов нормирования при утверждении смет расходов финансируемым из соответствующего бюджета организациям, с одной стороны, позволяет органам государственной или местной власти при
100
составлении бюджета на очередной год ориентироваться не на "раздутые" бюджетные заявки на финансирование от данных организаций, а на утвержденные соответствующим законодательством (региональным или местным) нормативы финансирования, а с другой стороны, прозрачность предлагаемой схемы позволяет бюджетополучателям контролировать бюджетный процесс как на этапе составления бюджета и утверждения нормативных смет расходов, так и на этапе бюджетного финансирования, которое должно осуществляться строго в соответствии с нормативами.
2.3. Казначейское исполнение бюджета муниципального
образования
В условиях экономического и финансово-кредитного кризиса местного самоуправления наиболее остро стоит проблема исполнения бюджета, что является важной частью бюджетного процесса.
В международном и российском опыте существует несколько форм исполнения бюджетов65.
1. Банковская форма, когда кассовое исполнение бюджета возлагается на Госбанк. В Госбанк поступают и там хранятся все доходы бюджета, и оттуда же производятся все расходы бюджета на основании распоряжений финансовых органов. Госбанком осуществляется учет и отчетность перед контролирующими органами. Такая система исполнения бюджета существовала в СССР.
2. Смешанная система кассового исполнения бюджета, сложившаяся в России с распадом СССР, предусматривает то, что функции кассира федеральных бюджетных средств закреплены за Центральным банком, а система банковских бюджетных счетов регионов и муниципальных
65 Сазонов С. П. Проблемы казначейского исполнения бюджета. // Финансы, 2000. №5. С. 6 - 8
101
образований в основном построена на использовании коммерческих банков. Бюджетные средства (государственный фонд денежных средств региона, муниципального образования) хранятся не в государственном, а в коммерческих банках.
Суть смешанной системы кассового исполнения бюджета заключается в том, что распоряжается бюджетными средствами, осуществляет учет и формирует отчетность государственный финансовый орган, а прием, хранение и выдачу бюджетных средств организуют коммерческие банки, которые де-факто становятся уполномоченными банками бюджета.
3. В настоящее время в России сформирована система кассового исполнения бюджета или казначейская, когда кассовым исполнением бюджета ведает государственный финансовый орган (казначейство). Данная система действует в крупнейших капиталистических странах мира — США, Великобритании, Франции.
Казначейский механизм управления финансовыми потоками бюджета муниципального образования обеспечивает оптимальное и оперативное управление денежными потоками бюджетных средств.
При казначейском исполнении бюджета муниципального образования достигается полная «прозрачность» расходов, что позволяет оперативно вмешиваться в бюджетный процесс. При формировании доходов, достоинства введения казначейской системы заключаются в скорости, с которой суммы платежей в бюджет проходят по назначению.
При такой системе казначейство само занимается организацией приема, хранения и выдачи бюджетных средств через систему приходно-расходных касс. Казначейство принимает на себя обязательства бюджетных учрелсдений и осуществляет платежи по ним из бюджета напрямую, на счета поставщиков товаров и услуг и производителей работ.
На казначейство возлагаются организация и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Казначейство является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и
102
осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Исполнение местного бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет;
- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:
- составление и утверждение бюджетной росписи;
- утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
- утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедуры санкционирования расходов бюджета муниципального
образования действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным законом о бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета.
103
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. Финансирование расходов бюджета муниципального образования осуществляется казначейством.
Финансирование расходов местного бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:
- разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
- осуществление платежа.
Основными элементами казначейской модели исполнения бюджета является наличие:
- специализированных органов, на которые возложено исполнение бюджета;
- единого счета бюджета (казначейства);
- главной книги по учету исполнения бюджета;
- бюджетной классификации как основного элемента планирования и учета исполнения бюджета.
Органы федерального казначейства на местах представляют собой обособленные экономические субъекты, имеющие самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банковской системы, необходимые им для осуществления своих функций и подчиняющиеся при этом своим вышестоящим органам.
Преимуществом такой организации является унификация и выработка единых требований по взаимодействию главного управления Федерального казначейства с территориальными и муниципальными органами Федерального казначейства.
В ходе исполнения местных бюджетов Управление финансов или Отделение федерального казначейства по соответствующему договору выполняет следующие функции:
• организацию, осуществление и контроль бюджетного и финансового исполнения местного бюджета; оперативное управление средствами на счетах
104
казначейства исходя из принципов единства кассы, реальности, полноты и прозрачности;
• осуществление распределения в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом, а также отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местный бюджет, контроль за поступлением внебюджетных (федеральных) средств;
• обеспечение в соответствии с установленными размерами ассигнований целевого финансирования предприятий, учреждений и организаций за счёт средств местного бюджета;
• открытие счёта для зачисления и выдачи средств в Банке России, его учреждениях на местах, других кредитных организациях;
• осуществление кассового планирования средств местного бюджета и направлений их использования;
• контроль своевременности совершения операций со средствами местного бюджета, а также целевого направления использования этих средств;
• осуществление контрольных функций во взаимодействии с соответствующими налоговыми и правоохранительными органами, банками;
• направление правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
• в необходимых случаях предъявление в суд и арбитражный суд исков по основаниям, установленным законодательством РФ;
• осуществление систематического, полного и стандартизированного учёта операций по движению средств местного бюджета на казначейских счетах;
• составление отчёта об исполнении местного бюджета в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
• осуществление иных операций в соответствии с заключённым бюджетным соглашением.66
105
При обслуживании федерального и местных бюджетов по доходам казначейство исполняет важную задачу по оперативному доведению денежных средств до получателей (бюджетов), учету и регулированию денежных потоков в соответствии с проводимыми материальными и вексельными зачетами; возврату денежных средств, излишне уплаченных налогоплательщиком.
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими нормативными актами налогового законодательства налогоплательщик производит уплату в бюджет платежными поручениями через коммерческие банки и ПК на счета федерального бюджета открытые казначейству в РКЦ.
Зачисление денежных средств прямых и регулирующих налогов федерального бюджета производится РКЦ по счетам для их дальнейшего распределения отделением Федерального казначейства по уровням бюджетов. Нормативы распределения устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов федерации на соответствующий год (в Приложении 7 рассмотрены расщепления и распределение налогов по уровням бюджетной системы).
По вышеперечисленным регулирующим налогам Федеральное казначейство производит ежедневные операции с поступившими денежными средствами, распределяет их в соответствии с установленными нормативами, готовит платежные поручения банку на перечисление денежных средств в соответствующие уровни бюджетной системы: федеральный, областной, городской.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58