Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Таким образом, использование методов нормирования при утверждении смет расходов финансируемым из соответствующего бюджета организациям, с одной стороны, позволяет органам государственной или местной власти при

100


составлении бюджета на очередной год ориентироваться не на "раздутые" бюджетные заявки на финансирование от данных организаций, а на утвержденные соответствующим законодательством (региональным или местным) нормативы финансирования, а с другой стороны, прозрачность предлагаемой схемы позволяет бюджетополучателям контролировать бюджетный процесс как на этапе составления бюджета и утверждения нормативных смет расходов, так и на этапе бюджетного финансирования, которое должно осуществляться строго в соответствии с нормативами.

2.3. Казначейское исполнение бюджета муниципального

образования

В условиях экономического и финансово-кредитного кризиса местного самоуправления наиболее остро стоит проблема исполнения бюджета, что является важной частью бюджетного процесса.

В международном и российском опыте существует несколько форм исполнения бюджетов65.

1.        Банковская форма, когда кассовое исполнение бюджета возлагается на
Госбанк. В Госбанк поступают и там хранятся все доходы бюджета, и оттуда
же    производятся    все   расходы    бюджета    на    основании   распоряжений
финансовых органов. Госбанком осуществляется учет и  отчетность  перед
контролирующими     органами.     Такая     система     исполнения     бюджета
существовала в СССР.

2.        Смешанная система кассового исполнения бюджета, сложившаяся в
России   с   распадом   СССР,   предусматривает   то,   что   функции   кассира
федеральных   бюджетных  средств  закреплены   за  Центральным   банком,   а
система    банковских    бюджетных    счетов    регионов    и    муниципальных

65 Сазонов С. П. Проблемы казначейского исполнения бюджета. // Финансы, 2000. №5. С. 6 - 8

101


образований в основном построена на использовании коммерческих банков. Бюджетные средства (государственный фонд денежных средств региона, муниципального образования) хранятся не в государственном, а в коммерческих банках.

Суть смешанной системы кассового исполнения бюджета заключается в том, что распоряжается бюджетными средствами, осуществляет учет и формирует отчетность государственный финансовый орган, а прием, хранение и выдачу бюджетных средств организуют коммерческие банки, которые де-факто становятся уполномоченными банками бюджета.

3. В настоящее время в России сформирована система кассового исполнения бюджета или казначейская, когда кассовым исполнением бюджета ведает государственный финансовый орган (казначейство). Данная система действует в крупнейших капиталистических странах мира — США, Великобритании, Франции.

Казначейский механизм управления финансовыми потоками бюджета муниципального образования обеспечивает оптимальное и оперативное управление денежными потоками бюджетных средств.

При казначейском исполнении бюджета муниципального образования достигается полная «прозрачность» расходов, что позволяет оперативно вмешиваться в бюджетный процесс. При формировании доходов, достоинства введения казначейской системы заключаются в скорости, с которой суммы платежей в бюджет проходят по назначению.

При такой системе казначейство само занимается организацией приема, хранения и выдачи бюджетных средств через систему приходно-расходных касс. Казначейство принимает на себя обязательства бюджетных учрелсдений и осуществляет платежи по ним из бюджета напрямую, на счета поставщиков товаров и услуг и производителей работ.

На казначейство возлагаются организация и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Казначейство является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и

102


осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение местного бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет;

-    распределение     в      соответствии      с     утвержденным      бюджетом
регулирующих доходов;

возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

-    учет    доходов    бюджета    и    составление    отчетности    о    доходах
соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

-  составление и утверждение бюджетной росписи;

-  утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей
и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и
расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

-  утверждение   и   доведение   лимитов    бюджетных   обязательств   до
распорядителей и получателей бюджетных средств;

-  принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Процедуры     санкционирования    расходов    бюджета    муниципального

образования действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным законом о бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета.

103


Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. Финансирование расходов бюджета муниципального образования осуществляется казначейством.

Финансирование расходов местного бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:

-   разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;

-   осуществление платежа.

Основными элементами казначейской модели исполнения бюджета является наличие:

-   специализированных   органов,   на   которые   возложено   исполнение
бюджета;

-   единого счета бюджета (казначейства);

-   главной книги по учету исполнения бюджета;

-  бюджетной классификации как основного элемента планирования и
учета исполнения бюджета.

Органы федерального казначейства на местах представляют собой обособленные экономические субъекты, имеющие самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банковской системы, необходимые им для осуществления своих функций и подчиняющиеся при этом своим вышестоящим органам.

Преимуществом такой организации является унификация и выработка единых требований по взаимодействию главного управления Федерального казначейства с территориальными и муниципальными органами Федерального казначейства.

В ходе исполнения местных бюджетов Управление финансов или Отделение федерального казначейства по соответствующему договору выполняет следующие функции:

• организацию, осуществление и контроль бюджетного и финансового исполнения местного бюджета; оперативное управление средствами на счетах

104


казначейства исходя из принципов единства кассы, реальности, полноты и прозрачности;

•   осуществление  распределения   в   установленных   размерах   доходов
между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом,
а также отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в
местный бюджет, контроль за поступлением внебюджетных (федеральных)
средств;

•  обеспечение в соответствии с установленными размерами ассигнований
целевого финансирования предприятий, учреждений и организаций за счёт
средств местного бюджета;

•  открытие счёта для зачисления и выдачи средств в Банке России, его
учреждениях на местах, других кредитных организациях;

•  осуществление кассового планирования средств местного бюджета и
направлений их использования;

•   контроль   своевременности   совершения   операций   со   средствами
местного бюджета, а также целевого направления использования этих средств;

•    осуществление     контрольных     функций     во     взаимодействии     с
соответствующими налоговыми и правоохранительными органами, банками;

•   направление  правоохранительным   органам   материалов   по   фактам
нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

• в необходимых случаях предъявление в суд и арбитражный суд исков по
основаниям, установленным законодательством РФ;

•       осуществление  систематического,  полного  и  стандартизированного
учёта операций по движению средств местного бюджета на казначейских
счетах;

•       составление   отчёта   об   исполнении   местного   бюджета   в   случае
заключения соответствующих бюджетных соглашений;

•       осуществление   иных   операций   в   соответствии   с   заключённым
бюджетным соглашением.66

105


При обслуживании федерального и местных бюджетов по доходам казначейство исполняет важную задачу по оперативному доведению денежных средств до получателей (бюджетов), учету и регулированию денежных потоков в соответствии с проводимыми материальными и вексельными зачетами; возврату денежных средств, излишне уплаченных налогоплательщиком.

В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими нормативными актами налогового законодательства налогоплательщик производит уплату в бюджет платежными поручениями через коммерческие банки и ПК на счета федерального бюджета открытые казначейству в РКЦ.

Зачисление денежных средств прямых и регулирующих налогов федерального бюджета производится РКЦ по счетам для их дальнейшего распределения отделением Федерального казначейства по уровням бюджетов. Нормативы распределения устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов федерации на соответствующий год (в Приложении 7 рассмотрены расщепления и распределение налогов по уровням бюджетной системы).

По вышеперечисленным регулирующим налогам Федеральное казначейство производит ежедневные операции с поступившими денежными средствами, распределяет их в соответствии с установленными нормативами, готовит платежные поручения банку на перечисление денежных средств в соответствующие уровни бюджетной системы: федеральный, областной, городской.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.