Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Проведенный анализ процессов, происходящих в сфере формирования доходов и расходов местных бюджетов России, а так же структуры и динамики их объема, показало, что налоговые реформы посткризисного периода привели к снижению уровня фискальной автономии муниципалитетов, в результате этого значительно сократились источники финансовых ресурсов для формирования доходной части бюджета и возможности развития местного самоуправления.

В работе обосновывается предположение о том, что для повышения устойчивости и расширения самостоятельности местных бюджетов следует увеличить в их доходах долю собственных и устойчивых регулирующих налогов при одновременном сокращении доли трансфертов, кроме того, необходимо формировать муниципальный сектор в торговле, жилищном строительстве, бытовом обслуживании, создавать сеть муниципальных банков, трастовых и инвестиционных компаний, страховых и пенсионных фондов,

165


создавать смешанные муниципально - частные предприятия, доходы которых могли бы стать важным и надёжным источником доходов местных бюджетов; был сделан вывод о сравнительной устойчивости структуры функциональных расходов муниципалитетов, что свидетельствует о значительной их предопределенности и об отсутствии у муниципалитетов возможностей для маневра и концентрации ресурсов на каком-либо направлении.

В условиях развития бюджетного федерализма и проведения налоговой реформы система межбюджетных отношений должна в большей степени обеспечивать реализацию принципов экономической эффективности, бюджетной ответственности и самостоятельности. С этой целью в с учетом накопленного опыта в 2004 году и в среднесрочной перспективе необходимо перейти на качественно новый этап развития и реформирования межбюджетных отношений, что должно обеспечить создание условий для благоприятного экономического развития и наращивания налогового потенциала муниципальных образований, повышения бюджетной ответственности на местах. При этом основным звеном реформирования должны стать органы местного самоуправления, которым предполагается предоставить дополнительные бюджетно-налоговые полномочия.

В работе выделяются основные направления реформирования управления бюджетными расходами в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ, социальной политики, государственного управления, которые включают в себя: разработку предложений по оптимизации структуры затрат на эти сферы расходных полномочий и нормативной базы планирования расходов на них, организацию эксперимента в городе по самостоятельному распределению всех выделенных на бюджетных ассигнований, рассчитанных на основе подушевых нормативов на эти расходы, разработку и внедрение показателей и процедур оценки эффективности бюджетных расходов, включая комплексный анализ целей и результатов расходования бюджетных средств, а также эффективности использования бюджетных ресурсов с точки зрения получения качественных услуг, разработку и законодательное закрепление порядка распространения

166


принципа подушевого бюджетного финансирования всех видов услуг.

В диссертационном исследовании обосновывается необходимость формировании расходной части бюджета муниципального образования с учетом прогноза этих полномочий, основанный на нормативах финансовых затрат, которые в свою очередь оптимизируют финансовые потоки бюджетных ресурсов. Кроме того, рассматривается подробно схема построения и расчета нормативов расходных полномочий основных статей бюджета муниципального образования. Для формирования расходов местного бюджета на основе нормативов, предлагается использовать нормативно-целевой метод, который представляет собой алгоритм расчета минимальных бюджетных затрат на финансирование целевой программы по оказанию социальных услуг населению на уровне утвержденных социальных стандартов, позволяющий четко определить направления в области разработки и законодательного закрепления социальных и технических стандартов, а также систему стоимостной оценки услуг.

Реализация Федеральным казначейством надлежащего исполнения бюджетов местных органов самоуправления затруднена большим количеством муниципальных образований, в каждом из которых вносятся (в соответствии с действующим законодательством) дополнения в бюджетную классификацию исходя из вопросов, решаемых муниципалитетом при исполнении своих бюджетов. Кроме того, Федеральное казначейство, не находясь в подчинении администрации города, не заинтересовано в удовлетворении индивидуальных потребностей муниципального образования и не позволяет оперативно управлять и маневрировать денежными потоками.

В этой связи представляется целесообразным создание в г. Волжском Муниципального казначейства на базе автоматизированной системы исполнения бюджета на основе изученного опыта внедрения подобных технологий в ряде городов России (г. Санкт-Петербург, г. Ростов-на-Дону, г. Братск г. Волгоград и др.). При этом подразумевается обеспечение операционного     казначейского     контроля     за     целевым     использованием

167


выделяемых средств, посредством разработанной технологической схемы исполнения бюджета Муниципальным казначейством. В работе схематично представлены и подробно описаны роль автоматизированного контроля в регулировании финансовых потоков города, а также технология исполнения бюджета через Муниципальное казначейство.

В диссертационном исследовании предлагается уточенная и адаптированная к особенностям г. Волжского модель (вариант) заемно-инвестиционной системы финансирования расходной части местного бюджета. При этом рассматриваются различные варианты покрытия дефицита бюджета как основного показателя формирования и исполнения бюджета за счет внутренних и внешних источников финансирования в форме кредитов, займов, а также различного рода безвозмездных поступлений из вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Отмечается и анализируется негативная тенденция использования муниципальными образованиями кредитов для покрытия своих кассовых разрывов и для покрытия дефицита бюджета, а не для бюджетного развития.

Для решения задачи совершенствования механизма движения финансовых ресурсов муниципального образования с целью сбалансированности развития всех экономических субъектов предлагается создание единого финансового центра в форме муниципального банка для выполнения функций консолидации финансов местного самоуправления и контроля за эффективным расходованием средств. Для совершенствования управления расходной частью бюджета также необходимо проведение реформы муниципальных финансов в сфере налогового законодательства, межбюджетных отношений, казначейского контроля и т. д.

В диссертационном исследовании предлагается создание муниципальной заемно-инвестиционной системы города с целью решения проблем оптимизации расходной части бюджета муниципального образования. Кроме того, была предложена схема различных форм финансирования инвестиционных      проектов,      которые      могут      составлять      городскую

168


инвестиционную программу, повышение эффективности которой возможно за счет реформирования конкретной процедуры ее формирования, а также внедрения единой, четкой методики отбора этих инвестиционных проектов.

Для г. Волжского была рекомендована схема первого выпуска муниципальных облигаций, который позволит привлечь средства предприятий и населения и будет способствовать повышению инвестиционного потенциала города, подробно рассмотрены вопросы правового обеспечения выпуска, схема функционирования облигаций на вторичном рынке. Посредством экспертно-аналитического анализа были изучены и выявлены возможные параметры муниципального облигационного займа.

169


Библиография

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации. //Собрание законодательства

РФ. 1998. №31. Ст. 3823.

2.                        Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г. - СПб., 1997. - 46 с.

3.                        Налоговый  кодекс  Российской  Федерации.   Часть   1.   изд.   Финансы   и
статистика. М.: 2001 С. 224.

4.                        Налоговый     кодекс    Российской    Федерации.    Часть    2.    //Собрание
законодательства РФ. 2000. №32.

5.                        Об   основах   бюджетных   прав   по   формированию   и   использованию
внебюджетных   фондов   представительных   и   исполнительных    органов
Государственной власти республик в  составе РФ, автономных областей,
автономных округов, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов
Местного самоуправления. Федеральный закон от 15 апреля 1993 г. № 4807-
1. Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993.
№18. Ст.635.

6.                        О финансовых основах местного самоуправления. Федеральный закон от
25 сентября 1997 г. № 126. //Собрание законодательства РФ. 1997. №39. Ст.
4464.

7.                        О     государственном     прогнозировании     и     программах     социально-
экономического развития Российской Федерации. Федеральный закон от 23
июня 1995 г. № 115. //Собрание законодательства РФ. 1995. №30. Ст. 2871.

8.                        Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154. // Собрание
законодательства РФ. 1995. № 35. - ст. 3505-3506.

9.                        Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации. Федеральный закон от 10 октября 2003 года - СПб., 2003. - 34 с.

10.                О внесении изменений и дополнений в указания о порядке применения
бюджетной классификации Российской Федерации. // Сборник ФКЗ и ФЗ
РФ.-2001.-№11 с.3-197.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.