Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

-

4,6

4,7

8,9

15,1

15,1

В том чиссле выплачено наличными, млн., руб.

-

-

2,6

2,7

8,8

10,9

15,1

Согласно выводам, сделанным Мировым Банком в результате анализа развития 14 государств мира (Португалии, Китая, Таиланда, Турции, Южной Кореи, Малайзии, Индии и др.) в 70-80 гг., основным источником внутренних финансовых ресурсов для инвестиций в этих странах были накопления домашних хозяйств, составившие в среднем 12,9% от ВВП. Причем 6% средств инвестировалось населением самостоятельно, а остальные поступали в финансовую систему страны. Предприниматели накапливали 8,6% ВВП, а 15,8% ВВП инвестировали через финансовую систему. Размер иностранных инвестиций составил лишь 2% от ВВП75.

Был сделан важный вывод о том, что даже небольшое повышение нормы сбережений населения дает гораздо больший эффект в экономике, чем многократное увеличение средств иностранных инвесторов. Для этого органы местного самоуправления и банки, функционирующие на подведомственной им территории должны стать как гарантами сохранения, так и увеличения средств граждан в условиях инфляции. Это представляется весьма важным для развития финансов местного самоуправления

74   Самуэльсон П. Экономикс. М. -1992. - с.47

75   Планирование в городском самоуправлении: Сб. материалов / Сост. Ю.В.Кириллов. - Обнинск: Институт
муниципального управления. 1997. - с. 89.

127


Личные денежные сбережения выступают как своеобразная экономия, что позволяет им в совокупности быть одним из инвестиционных факторов, способствующих расширению масштабов капиталовложений общества. В этой связи нам представляется крайне важным вопрос размещения аккумулированных сбережений населения. Эти ресурсы должны быть в первую очередь направлены на создание экономической инфраструктуры. Наиболее высокими темпами растут инвестиции в отраслях, позволяющих достигать быстрой отдачи по вложенным средствам - финансовой, банковской, страховой деятельности, коммерческой деятельности по обслуживанию рынка. Что же касается реальных, базовых секторов экономики, то, несмотря на рост абсолютных величин, очевидна тенденция к регулярному снижению их доли в общем объеме инвестиций. Ресурсы населения не должны использоваться непроизводительно, не должны решать узких, пусть и насущных задач (например, покрытие дефицита бюджета или увеличение социальных выплат, не связанное с ростом вновь созданной стоимости). Только тогда они будут приносить доход, денежное выражение которого не будет частью инфляционной составляющей.

При определенных условиях денежные средства населения могут сыграть большую роль в укреплении финансовой самостоятельности местного самоуправления, если используются в соответствии с индивидуальными интересами жителей муниципальных образований и под их полным контролем. Естественно, что средства привлекаются на договорных условиях и с гарантией высокой эффективности. Такой подход позволяет сократить "вывоз денег" за пределы муниципального образования и вовлекать их в местный хозяйственный оборот.

На наш взгляд, одним из мероприятий, направленных на стимулирование производственных инвестиций, является освобождение от подоходного налога доходов частных инвесторов, полученных от инвестиций в корпоративные ценные бумаги. Доходы бюджета от налогов на дивиденды по акциям крайне незначительны.   Поэтому  вероятные  потери  от  внедрения  такой   практики

128


многократно перекроются за счет того, что свыше сотни триллионов рублей "из чулок" поступят в реальное производство.

Проведение обозначенных нами мероприятий в области дальнейшего реформирования налоговой политики, активном использовании и более эффективном управлении муниципальной собственностью, реформировании межбюджетных отношений, а также развития отдельных элементов финансов местного самоуправления будет способствовать дальнейшему развитию финансов местного самоуправления в целом.

3.2. Пути совершенствования управления расходами местного

бюджета

Решению обозначенных в диссертационном исследовании проблем, которые стоят перед финансами местного самоуправления в их развитии, способствуют организационно-экономические факторы их совершенствования.

Факторами, определяющими состояние финансов местного самоуправления, являются: состояние хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, объем ресурсов, расположенных на территории муниципальною образования, объем прав и полномочий, предоставленных органам местного самоуправления государством; профессионализм самих муниципальных служащих76. Данное утверждение актуально и в наши дни, так как именно от данных факторов зависит дальнейшее укрепление и развитие финансов местного самоуправления.

Одним из важнейших условий совершенствования финансов местного самоуправления является ясное и по возможности полное представление о финансовой базе развития муниципального образования, источниках финансовых ресурсов местного самоуправления, структуре и направлениях основных финансовых потоков территории. Такое представление способен дать

76 Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. - Репринт.изд. 1928 г. - Обнинск: Ин-т муниципального управления. - 1995. - с. 138

129


только сводный баланс финансовых ресурсов местного самоуправления отдельных муниципальных образований.

Сводный баланс финансовых ресурсов местного самоуправления территории должен являться важнейшим документом при разработке программ экономического и социального развития муниципального образования, отражать процесс образования денежных средств населением и хозяйствующими субъектами, функционирующими на его территории независимо от форм собственности, их использования на цели производственного и социального развития.

Практика составления сводных финансовых балансов территории у нас в стране имеется большая. Однако работы по составлению этих планов прекращалась по разным причинам. Так, в 30-е годы подобному балансу пытались придать несвойственные ему функции объединения всех финансовых планов и балансов, сделать его оперативным планом и практически заменить

7*7

им бюджеты республик . В начале 60-х годов роль и значение сводною финансового баланса территории сильно принижались, так как составлялся он после завершения работы над проектом плана экономического и социальною

7Q

развития . Это делало его практически бесполезным для активною воздействия на формирование основных показателей и пропорций в проекте плана. В последующие годы делались попытки увязать комплексные программы развития административно-территориальных единиц со всей системой плановых балансовых расчетов, пятилетних и годовых, однако составление балансов по отраслям, подведомственным министерствам затрудняло обобщение и возможность анализа экономической деятельности территории. Даже с принятием в 1993 году Конституции РФ, закрепившей права органов местного самоуправления в решении вопросов местною значения и отделившей местное самоуправление от государственной системы управления, данные балансы не составлялись.

77   Постовой Н.В. Местное самоуправление: История, теория, практика. - М, 1995. с. 37

78  Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики / СпбГУ - СПб.: И$д-во СПб. ун-та.

1995.-с. 161

130


Основными причинами, по которым не составляются сводные балансы финансовых ресурсов местного самоуправления территорий, на наш взгляд, является то, что бюджеты территорий более чем на 70% формируются за счет регулирующих доходов; до предела сужена имущественная база муниципальных образований, которая служит основой формирования собственных доходов местных бюджетов; социально-бытовая инфраструктура, которая практически полностью находится в ведении муниципалитетов, требует значительных, постоянно возрастающих вложений; муниципальные внебюджетные фонды формируются очень медленно, и их размер незначителен, сохраняющееся тяжелое финансовое состояние хозяйствующих субъектов и низкий уровень доходов населения, не позволяет им активно участвовать в решении местных проблем и главное, отсутствует полная и достоверная информационная база.

Осуществление мероприятий по решению финансовых и ряда методологических проблем объединения финансовых ресурсов муниципальных образований представляют процесс в экономическом, правовом и организационном отношении. Не все они равнозначны по эффективности, но в комплексе они смогут обеспечивать наиболее полное и рациональное их использование.

Составлению сводного баланса финансовых ресурсов местного самоуправления территории должна предшествовать разработка и согласование с органами местного самоуправления прогноза социально-экономического развития муниципального образования, определение объема финансирования целевых программ, перечень приоритетных вложений средств с расшифровкой структурной ответственности, направлениям финансирования, а также определение нормативов отчислений от регулирующих доходов, сумм финансовой поддержки. Благодаря сведению воедино местного бюджета, финансовых планов муниципальных внебюджетных фондов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, планов муниципальных заимствований и планов доходов и расходов населения муниципального образования в сводном

131


балансе финансовых ресурсов местного самоуправления будет возможно определить имеющийся на территории финансовый потенциал и эффективно его использовать.

В сводном балансе финансовых ресурсов местного самоуправления должны найти комплексную оценку средства, аккумулируемые на территории муниципального образования, и весь объем затрат, обеспечивающих развитие территории, В таком виде он будет отражать экономические отношения, связанные с образованием денежных средств на цели воспроизводства, социальной защиты населения, культурно-просветительских мероприятий, государственного управления и других потребностей жизнеобеспечения территории муниципального образования. В нем найдут отражение процессы распределения и перераспределения вновь созданной стоимости на данной территории и ВВП страны. Полагаем, что баланс денежных доходов и расходов населения как составная часть сводного баланса финансовых ресурсов местного самоуправления территории, позволит прогнозировать объем производства товаров, услуг, работ и экспорт товаров па территорию. Часть денежных средств населения будет направляться на приобретение муниципальных займов, а это один из самых распространенных в мире способов финансирования инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры муниципального образования и улучшающих его жизнеобеспечение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.