Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Лукьянова, Анна Васильевна

1. Система управления социально значимыми расходами местного Бюджета

1.1. Российская государственная Библиотека

diss.rsl.ru 2003


Лукьянова, .Лнна Васильевна

Система управления социально значимыми расходами местного Бюджета  [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

Экономика — Российская Федерация — Финансы — Местные Бюджеты.   Экономика — Российская Федерация — Финансы — Государственные раскоды — Раскоды на социально-культурные мероприятия.   Финансы, денежное обращение и кредит

Полный текст:

#"1.files/image001.jpg">

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



На правах рукописи


Лукьянова Анна Васильевна

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ РАСХОДАМИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

08.00.10. - Финансы, денежное обращение и кредит

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель: кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ Сазонов Сергей Петрович

Волгоград - 2004


Содержание

Содержание......................................................................................................... 2

Введение.............................................................................................................. 3

Глава I. Теоретические основы формирования бюджетных ресурсов
муниципального образования............................................................................. 9

1.1.        Специфика финансов муниципального образования................................ 9

1.2.        Особенности формирования и исполнения местных бюджетов............ 26

1.3.        Межбюджетное регулирование доходов и расходов муниципального
образования.................................................................................................... 45

Глава II. Управление расходами бюджета муниципального образования....... 64

2.1.   Распределение бюджетных средств на целевое финансирование
социально значимых расходов муниципального образования..................... 64

2.2.   Методы формирования расходной части местного бюджета................ 88

2.3. Казначейское исполнение бюджета муниципального образования..... 101

Глава III. Формирование источников финансирования расходной части
местного бюджета........................................................................................... 115

3.1.        Проблемы покрытия дефицита бюджета муниципального образования 115

3.2.        Пути совершенствования управления расходами местного бюджета... 129

3.3.        Формирование муниципальной заемно-инвестиционной системы...... 145

Заключение...................................................................................................... 164

Библиография.................................................................................................. 170

Приложения..................................................................................................... 186


Введение

Актуальность темы исследования.

Местное самоуправление охватывает наиболее массовые формы народовластия и составляет одну из основ конституционного строя современной России. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации оказалось одной из самых трудных задач реформирования всей политической и экономической системы общества и обновления государственности, возник целый комплекс нерешенных экономических, финансовых, социальных и политических проблем, в числе которых финансирование социально значимых расходов.

Перед администрациями городов и районов остро стоят задачи рационального управления расходами местных бюджетов. Пока еще нет эффективной системы мероприятий, позволяющих высвобождать ресурсы из статей текущих расходов в пользу статей развития территории, не наносящих ущерб финансированию социально значимых расходов.

Существующая практика распределения помощи из вышестоящих бюджетов не в полной мере выполняет функции стимулирования по наращиванию собственных доходов муниципального образования и уровня их мобилизации.

Обозначенные проблемы требуют дальнейшей разработки вопросов управления эффективным использованием финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления. Это совершенствование планирования и прогнозирования социально значимых расходов, контроль за эффективностью их использования, определение безопасных для территории размеров муниципальных займов.

Степень разработанности проблемы.

В России изучением формирования и развития местных финансов, определением их роли в финансовой системе страны в начале XX века занимались В. Дитман, А. Оптивцев, Н. Озеров, Ф Орлов, М. Смирнов, В. Твердохлебов, К. Шмелев и др.


В процессе трансформации бюджетных отношений на уровне местного самоуправления появилась необходимость дальнейшего исследования бюджетного процесса, формирования финансовых ресурсов, исполнения бюджетов и контроля за целевым использованием средств. Изучению этих вопросов в 80-90-х годах XX века были посвящены труды таких ученых как Л. Абалкин, А. Бабич, А. Воронин, Л. Велихов, О. Врублевская, А. Дадашев, Л. Дробозина, А. Игудин, Г. Поляк, В. Родионова, М. Романовский, В. Хурсевич, И. Ходорович, Д. Черник, Н. Ширкевич и др.

Вопросы совершенствования управления бюджетными средствами муниципальных образований, эффективного использования ресурсов, имеющихся в распоряжении местного самоуправления, реформирования межбюджетных отношений, а также методов управления расходной частью бюджета на местном уровне рассматриваются в трудах таких теоретиков и практиков, как С. Агапцов, О. Берг, А. Бирюков, В. Васильева, Л. Игонина, А. Пискунов, В. Попов, Л. Пронина, С. Прокофьев, С. Сазонов, И. Трунин, А. Уваров, А. Филлипов, В. Христенко, А. Шепелев и др.

Активизация реформы местного самоуправления привела к его унификации и появлению новых форм муниципальных образований, которые в свою очередь требуют индивидуального подхода к решению проблем местных бюджетов. Особенно обострилась проблема управления социально значимыми расходами муниципальных бюджетов в условиях снижения их собственной доходной базы. В современной литературе уделено недостаточно внимания планированию, прогнозированию, контролю и другим функциям управления расходами местного бюджета в период реформирования местного самоуправления, и многие вопросы требуют нового решения.

Цель диссертационного исследования - разработка системы управления социально значимыми расходами муниципального бюджета в условиях реформы местного самоуправления.

Реализация цели потребовала решения следующих задач:


-         конкретизировать основные объекты управления   местным бюджетом в
целях развития территории;

-         разработать методические приемы дифференцированного распределения
финансовой помощи, передаваемой в местные бюджеты из средств фонда
финансовой поддержки муниципальных образований;

-         определить      объекты      и      индикаторы      финансового      контроля,
обеспечивающие     муниципальному      образованию      рационализацию
использования целевой помощи из вышестоящих бюджетов;

-         систематизировать мероприятия по управлению текущими социально
значимыми  расходами,   обеспечивающие   высвобождение   финансовых
ресурсов для развития территории;

-         оформить в виде алгоритма нормативно - целевой метод планирования
социально значимых расходов бюджета муниципального образования;

-         доказать необходимость осуществления планирования и прогнозирования
расходов    на    развитие    территории    на    основе    сводного    баланса
финансовых ресурсов муниципального образования;

-         предложить    методику    определения    безопасного    уровня    размера
муниципального долга.

Предметом диссертационного исследования обозначены денежные отношения, возникающие на уровне местного самоуправления в процессе планирования, формирования и исполнения расходной части бюджета муниципального образования.

Объектом диссертационного исследования стали бюджеты муниципальных образований. Апробация полученных методик и системы управления бюджетом осуществлялась на примере бюджета г. Волжского Волгоградской области как типичного среднего города Российской Федерации.

Методологической и теоретической основой работы послужили теоретические положения муниципальных финансов, изложенные в отечественных и зарубежных монографиях и периодических изданиях, действующие законы, программы развития  и постановления Правительства


Российской Федерации. В диссертации использованы материалы Фонда развития парламентаризма, Фонда развития экономики города, Института переходного периода.

В работе применялись научные методы и приемы исторического, логического, структурно-функционального анализа, системного подхода, индукции, аналогии. Использовались методы: балансовый, экономического и статистического анализа, моделирования, экспертных оценок.

Информационно-эмпирическая база исследования включает опубликованные на официальном сайте в Internet данные Министерства Финансов РФ о формировании и исполнении бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований в составе РФ, данные отчетов по формированию и исполнению бюджета Волгоградской области, годовые отчеты Управления финансов по г. Волжскому об исполнении бюджета города, данные годовых отчетов инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по г. Волжскому, а также информация Волгоградского областного Управления статистики и Управления статистики по г. Волжскому, информационные ресурсы Internet. Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.