|
Эмиссия облигаций в документарной форме на предъявителя уменьшает число коммерческих банков — основных инвесторов в это направление — в 2,1 раза, а при эмиссии именных облигаций — в 3,6 раза. Для инвестиционных компаний эти показатели равны 2,1 и 2,3 соответственно. Для физических лиц характерна обратная картина предпочтений к форме муниципальных облигаций. Доля населения, намеренного вкладывать средства в именные документарные облигации, в 2,2 раза выше, чем в бездокументарные, и на 12,8% больше, чем в предъявительские облигации.
Причины такого расхождения предпочтений в отношении формы облигации следует искать в различии задач, которые решают инвесторы. Юридические лица используют облигации в основном для получения дохода от их обращения на вторичном рынке или посреднического дохода при размещении облигаций. В этом случае при проведении операций возникают определенные технические сложности. Бездокументарная форма привычна и часто используется юридическими лицами при работе с другими ценными
155
бумагами, например, с федеральными ценными бумагами. Физические лица, как правило, приобретают облигации для получения дохода при их погашении, что позволяет сохранить или увеличить свои накопления, защититься от инфляции. В этом случае документарная форма выступает как дополнительный гарант надежности вложений.
Значимость вида облигаций для физических и юридических лиц более важна, чем форма облигации, и имеет среднюю оценку 6,7—7 по десятибалльной шкале. Ориентированность спроса юридических лиц на бескупонные облигации объясняется простотой расчета цен на облигации данного вида при работе на вторичном рынке, что усложняется при наличии купонных выплат, тем более в случае трудно предсказуемого переменного дохода по купонам. При обращении бескупонных облигаций наблюдается минимизация налогообложения, которое может быть несколько выше при покупке купонных облигаций по цене ниже номинала.
Бескупонные облигации будут приобретать 83,8% опрошенных коммерческих банков, большинство из которых признают этот вариант эмиссии наиболее удобным. Но и купонные облигации они не отрицают. Так, при переходе от дисконтных облигаций к купонным с постоянным доходом число коммерческих банков, заинтересованных в приобретении облигаций, уменьшается примерно на четверть. Вместе с тем будет снижаться и удельный объем спроса отдельных банков (в ряде случаев на 16—28%), для которых наиболее удобным видом облигаций являлась бескупонная. Из купонных облигаций вариант эмиссии с постоянным доходом по купонным выплатам более приемлем.
Предпочтения страховых компаний в отношении вида муниципальных облигаций несколько отличны от других сегментов юридических лиц в силу специфики деятельности этих организаций: важна равномерность, прогнозируемость получения дохода без значительного риска. Поэтому для
156
страховых компаний наиболее оптимальны купонные облигации с постоянным доходом. При переходе к бескупонным облигациям число страховых компаний, для которых они приемлемы, уменьшается на 18%, а при ориентации на купонные облигации с переменным доходом — на 33% .
Для физических лиц наиболее удобен вариант купонной облигации с постоянным доходом. При варианте эмиссии бескупонной облигации число намеренных инвестировать физических лиц снизится более чем в 2 раза. В неустойчивой ситуации в стране население вообще склонно к варианту с периодическим получением дохода от ценных бумаг и ясным определением его величины, что и дает купонная облигация с постоянным на весь срок действия облигации доходом. Отношение населения к периодичности купонных выплат распределилось примерно поровну между периодичностью один раз в квартал и один раз в полгода — эту периодичность для различных сроков обращения облигаций отметили 70— 90% респондентов. При выпуске муниципальных облигаций среди возможных комбинаций формы и вида данной ценной бумаги вне конкуренции для юридических лиц находится вариант бездокументарной и бескупонной облигации, который считают наиболее удобным почти половина опрошенных юридических лиц (для банков это количество еще выше — 53,4%). Остальные варианты значительно отстают по популярности, но более удобными из них считают бездокументарные в сочетании с различными видами облигации.
Определение значения номинала при разработке параметров эмиссии облигаций тоже может оказать серьезное влияние на уровень спроса как физических, так и юридических лиц, хотя оценки значимости для этих категорий инвесторов различаются. Для физических лиц номинал важен — оценка 7,7; для юридических лиц важность номинала не так высока — оценка 5. Поскольку предпочтения этих категорий потенциальных инвесторов серьезно расходятся, то выбрать оптимальный вариант не так просто,
157
потребуется оценка ряда факторов, влияющих на потенциал спроса инвесторов в перспективе. Главная задача — определить инвесторов, на которых необходимо ориентироваться при размещении и на интересах которых строить политику продвижения облигаций на рынок.
Для всех категорий юридических лиц наиболее оптимальны облигации с номиналом 500 руб. В облигации такого номинала будут инвестировать около 80% потенциальных инвесторов, для 80,9% из которых этот номинал является самым удобным, что обеспечивает привлечение максимального удельного объема инвестиций. В наибольшей степени нацелены на облигации номиналом в 1000 и 500 руб. коммерческие банки и управляющие компании паевыми инвестиционными фондами. На 37,1% меньше юридических лиц, намеренных инвестировать в облигации номиналом 250 руб., и почти в 2 раза меньше — при номинале 100 руб. Для физических лиц предпочтительны небольшие номиналы — 100 и 250 руб., причем первый наиболее удобен, а второй выступает как альтернатива ему для большинстве физических лиц. А самый удобный для юридических лиц номинал 1000 и 500 руб. предпочитают в 3 раза меньше инвесторов — физических лиц. Разница в предпочтениях к величине номинала физических и юридических лиц определяется как разница в суммах, которыми оперируют различные категории инвесторов, так и характером использования облигаций ориентацией юридических лиц на операции с крупными инвесторами на вторичном рынке, а также различием в предпочитаемых формах облигаций.
Учитывая изложенные выше данные аналитического и экспертного анализа, следует рекомендовать следующие стратегии выбора параметров муниципальных облигации:
-при ориентации на спрос только юридических лиц предпочтительно осуществлять эмиссию без документарных дисконтных или купонных облигаций с постоянным доходом номиналом 1000-500 руб.;
158
- при ориентации на спрос только физических лиц следует выпускать документарные именные или на предъявителя купонные облигации номиналом 100—250 руб.;
-для увеличения спроса перспективными являются также варианты выпуска нескольких ценных бумаг, ориентируемых на соответствующие сегменты рынка.
Облигации должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, отвечать требованиям последних по доходности, по срокам обращения, по гарантиям возвратности средств, по условиям выплаты процентов и погашения облигаций. Объемы предстоящих эмиссии ценных бумаг должны быть согласованы с прогнозируемым спросом на них на всех сегментах фондового рынка, где эти облигации предполагается размещать.
Приведенные выше данные позволяют сделать вывод о необходимости выпуска двух видов облигаций, ориентированных соответственно на два различных сегмента рынка - юридических и физических лиц. Это соответственно бездокументарная бескупонная облигация и бездокументарная купонная облигация с переменным доходом.
Таким образом, из проведенного анализа следует, что при выпуске эмитентом одного вида облигаций наиболее оптимальной формой является бездокументарная купонная облигация с переменным доходом, т. к. она предпочтительна для физических лиц и прочно удерживает второе место в предпочтениях юридических лиц.
Планирование объема эмиссии является одним из наиболее важных этапов в подготовке эмиссии. Если средний годовой объем эмиссии облигаций субъекта Федерации (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) составляет в среднем по России 200-300 млн. рублей, то этот показатель для муниципалитета составляет 50 млн. рублей. Объем эмиссии облигаций Администрации Волгоградской области в 2002 году установлен в размере 350 млн. рублей. Обнадеживает и положительный опыт размещения в 2002 году
159
Волжского трубного завода на сумму 500 млн. рублей.
По мнению автора и с учетом размера, параметров бюджета города Волжского следует осуществить эмиссию облигаций в объеме до 60 млн. рублей. При стабильном состоянии финансовых рынков и достаточных расходах на рекламу такой объем может быть успешно размещен.
При определении срока обращения облигаций необходимо исходить из готовности инвесторов приобретать данные бумаги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.