Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Для повышения эффективности использования финансовых ресурсов местного самоуправления автор считает необходимыми следующий ряд действий:

1.         Пересмотреть внутреннюю структуру отраслей социально-культурной
сферы   и   соответствующих   расходов   с   учетом   перехода   к   рыночным
отношениям,     тенденции    роста     сети     негосударственных     учреждений,
подготовки специалистов исходя из потребностей рынка труда;

2.         Расширить права местных органов самоуправления и органов власти
субъектов Российской Федерации и по установлению и финансированию льгот
работникам социально-культурных учреждений и организаций;

138


3.  Расширить участие населения в финансировании социальных услуг на
основе постепенной трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии,
выделяемые непосредственно гражданам с учетом степени нуждаемости;

4.     Обеспечить    поэтапное    сокращение    дотационного     жилищно-
коммунального хозяйства и частичное перераспределение высвобождающихся
средств на цели адресной поддержки нуждающихся семей;

5.           Освободить государственные внебюджетные социальные фонды от
выполнения несвойственных страхованию функций и выплат; скорректировать
тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды для приведения их
доходной базы в соответствие с их реальными финансовыми обязательствами;

6.           Усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных
расходов    на    социальные    нужды    на    основе    использования    системы
государственных      минимальных      социальных      стандартов,      обеспечить
приоритетное финансирование этих расходов, недопущение секвестирования
соответствующих статей бюджетов.

Проблемы местных бюджетов накапливались десятилетиями. Сегодня они воспринимаются в условиях весьма значительного недостатка бюджетных ресурсов любого звена бюджетной системы РФ, для совершенствования которой объединяют усилия многие ученые и специалисты. Так, В.Б.Христенко полагает, что «с особой остротой встает вопрос о проведении реформы местных финансов, которая должна сопровождаться законодательным закреплением прав, полномочий и обязанностей местных администраций»79. Первым шагом в этом направлении, по нашему мнению, стало бы принятие законодательных актов о местных налогах и сборах.

Разумно децентрализованная бюджетная система все же более эффективна. Региональные и местные власти должны иметь реальную бюджетную    самостоятельность    и     нести    полную    ответственность    за

79 Христенко В. /Межбюджетные отношения и управление региональными финансами в РФЛЛроблемы теории и практики управления//№1, 2003. С.9.

139


принимаемые решения. Для того чтобы эти решения были обоснованными, необходимо:

1.   Четкое    разделение    расходных     полномочий.     Сегодня     сфера
«совместного финансирования» остается слишком широкой, многие позиции
перегружены финансовыми обязательствами, возложенными на них решениями
вышестоящих властей без предоставления источников финансирования. На
этой  основе  необходимо  внести  поправки  в  Бюджетный  кодекс,  который
 конкретизировал бы разграничение расходных полномочий между уровнями
бюджетной системы. Кроме того, необходимо упорядочить бюджетные льготы,
которыми пользуются большинство населения страны. И только после этого
станет возможным определение объективных потребностей каждого уровня
бюджетной   системы    в    бюджетных   ресурсах.    Это    позволит    провести
«вертикальное  выравнивание»  с  тем,  чтобы   обеспечить   каждому  уровню
бюджетной системы - федеральному, региональному и местному, источники
 финансирования, отвечающие их ответственности и функциям.

2.                         Стабильное    закрепление     доходных    источников,     отвечающих
расходным    полномочиям    и    ответственности    властей    разных    уровней.
Действующая в России система разделения доходов ориентируется на долевое
распределение по нормативам, но такие нормативы должны быть стабильными
и едиными для всех регионов. Для подавляющего большинства регионов доля
трансфертов      не      превышает      10-15%,      поэтому      их      перевод      в
дифференцированные      нормативы      окажет      решающее      влияние      на
заинтересованность собирать больше налогов. А для регионов, у которых доля
трансфертов превышает 40-50% всей суммы собранных на их территории
налогов,     окажется     недостаточно     для     финансирования     минимальных
бюджетных  потребностей.  Для того  чтобы  дифференцировать  нормативы,
фактически нужно сначала рассчитать трансферты, а затем спрогнозировать
налоговую базу по регионам. А это весьма сложно.

3.      Объективное      и      «прозрачное»      бюджетное      выравнивание,
перераспределение   ресурсов   между   регионами   и   муниципалитетами.   По

140


мнению В.Б.Христенко, общие подходы построения эффективной системы «горизонтального выравнивания» (распределения финансовой помощи из федерального бюджета) - это «объективные критерии и формулы, максимальная прозрачность, использование объективных оценок бюджетных потребностей (нормативов и индексов удорожания) и возможностей (налогового потенциала), разделение текущей и инвестиционной поддержки, обусловленность предоставления финансовой помощи». Все они в той или иной мере отражены в концепции реформирования межбюджетных отношений.

В контексте взаимодействия регионального и местного управления следует также затронуть вопрос совершенствования межбюджетных отношений, который заключается в росте финансовых возможностей местного уровня, рационализации межуровневых потоков финансовых средств, реформировании нормативно-правовой базы местного самоуправления.

Основным условием совершенствования межбюджетных отношений является реализация принципов бюджетного федерализма, поэтому среди направлений реформирования межбюджетных отношений необходимо выделить: оздоровление региональных финансов; сокращение дотационных территорий; минимизацию встречных финансовых потоков; обусловленность выделения средств и повышение контроля и ответственности за их использование регионами; особую финансовую поддержку высокодотационных территорий; их избирательную инвестиционную поддержку и использование режимов совместного финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для реализации отдельных программ и проектов.

По мнению автора, совершенствование межбюджетных отношений должно основываться на следующих позициях:

- бездефицитность муниципальных бюджетов, которая обеспечивается приведением в соответствие реальной доходной базы местных бюджетов и бюджетных назначений;

141


-единые правила и нормативы образования собственных доходов местных бюджетов, включая отчисления от регулирующих региональных и федеральных налогов, обеспечивающие прозрачность бюджетного процесса;

- изменение схемы финансовой поддержки из средств регионального бюджета и внебюджетных фондов, способствующее укреплению их финансового и экономического потенциала, снижению различий уровней социально-экономического развития районов, активизации местных инициатив по решению этих задач.

Необходимая реформа межбюджетных отношений, которая является актуальным вопросом совершенствования финансов для любого местного самоуправления, должна проходить одновременно по следующим направлениям:

1.  Разграничение   расходных   полномочий   и   ответственности   между
органами власти и управления разных уровней, что предполагает закрепление
за   каждым   уровнем   бюджетной   системы   финансирования   определенного
перечня    расходов,    а    также    определение    расходов    их    совместного
финансирования.    Другими    словами,    необходимо           конкретизировать
разграничение    расходов    и    бюджетной ответственности органов власти и
управления  разных  уровней   на  основе   бюджетных  нормативов.   Значения
нормативов    необходимо    базировать    на    минимальных    государственных
стандартах  и   социальных   нормативах   с   учетом   реальных   возможностей
консолидированного    бюджета    РФ    по    их    финансированию    в    данном
финансовом    году.    При   этом    следует   отметить,   что    дифференциацию
нормативов по регионам нужно производить по единой методике с учетом
объективно    обусловленных    географических,    природно-климатических    и
социально-экономических    особенностей.    Сами    нормативы    не    должны
предопределять уровень и структуру бюджетных расходов субъектов РФ, а
лишь использоваться для расчетов финансовой помощи.

2.             Разграничение доходных источников между уровнями  бюджетной
системы, что предполагает разделение налоговых поступлений и неналоговых

142


доходов между бюджетами разных уровней, установление нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в соответствии с действующим законодательством. Распределение поступлений от федеральных налогов между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами должно производиться на основе базовых (минимальных) нормативов, закрепленных за бюджетами муниципальных образований не менее чем на 3 года.

3. Совершенствование методики распределения средств ФФГТМО, назначение которого - выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в РФ.

Таким образом, чтобы достичь социально-экономической стабилизации муниципальных образований в кротчайшие сроки, необходимо:

1.  Передать в доходы местных бюджетов на постоянной основе ряд
федеральных налогов, развитие налоговой базы которых прямо зависит от
деятельности органов местного самоуправления.

2.              Гарантировать   минимальные   местные   бюджеты   муниципальных
образований путем закрепления за ними на долговременной основе более
высоких, чем сегодня, долей от федеральных и региональных налогов.

3.              Разработать и ввести в действие механизм, исключающий нарушение
положений   федеральных   законов,   гарантирующих   минимальные   местные
бюджеты, и защищающий бюджетные права муниципальных образований,
предоставленные федеральным законодательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.