Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Неотъемлемым элементом бюджетного процесса является контроль за правильным формированием бюджетных показателей и экономический анализ результатов исполнения бюджета. Исследование всего спектра функций, принципов и задач функционирования механизма казначейского исполнения бюджета, представленное в предыдущей главе, позволяет утверждать, что его создание и эффективное функционирование требует трудоемких операций составления, хранения, учета изменений и дальнейшего неоднократного применения огромного объема информации. Поэтому деятельность Управления казначейства    и    Финансового    Управления    предлагается    реализовать    с

143


применением современных информационных технологий. При этом объектами автоматизации необходимо считать все структурные подразделения системы финансов территории: отделы и службы Финансового Управления администрации муниципалитета, учреждения банков и отделы Управления казначейства. При этом главной целью деятельности Управления казначейства являются: оперативное управление текущей ликвидностью бюджета муниципального образования в соответствии с утвержденным планом доходов и расходов.

Дальнейшее развитие органов федерального, регионального и местного казначейства невозможно без создания перспективной и эффективной системы информационного обеспечения. Создание такого комплекса должно проводиться на единой методологической основе с использованием ограниченного числа типовых региональных решений, учитывающих не только объемные показатели, обслуживаемые органами казначейства (число налогоплательщиков, собираемых на территории федеральных и регулирующих налогов, получателей средств федерального бюджета), но и развитие всей финансово-коммуникационной системы казначейства в субъекте РФ.

При решении задач совершенствования бюджетного процесса в муниципальных образованиях нельзя ограничиться лишь некоторыми его аспектами. Реформы законодательства местного самоуправления, его организационных основ, повышение степени самостоятельности местных бюджетов и разделение компетенции властей по вопросам бюджетного регулирования, развитие контрольно-аналитической работы в бюджетном процессе являются важнейшими направлениями реформирования бюджетной системы РФ в целом. Важнейшим толчком в этом направлении должно стать активное участие и тесное сотрудничество по организационно-правовым и экономическим вопросам всех уровней власти.

144


3.3. Формирование муниципальной заемно-инвестиционной

системы

В современных условиях финансово-экономического развития и реформирования местного самоуправления становится необходимой разработка определенной стратегии развития муниципалитета.

Вопросы формирования, исполнения и развития бюджетного потенциала города является основной составляющей финансовой сферы.

В современных условиях необходима концентрация усилий местных органов власти как на осуществлении текущих мер по преодолению бюджетного кризиса посредством сокращения дефицита бюджета, совершенствование налогового и бюджетного законодательства, рационального использования имеющихся ресурсов местного самоуправления, так и на осуществлении мер нацеленных на формирование краткосрочной и долговременной бюджетной стабилизации и увеличение бюджетного потенциала на местном уровне.

Бюджетный потенциал города неразрывно связан с бюджетом развития, так как именно в этот бюджет включаются ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность муниципального образования. Следует еще раз подчеркнуть, что текущий бюджет, напротив, включает в себя только систематические и повторяющиеся расходы, в том числе на содержание инфраструктуры, заработную плату и социальные расходы. Поскольку текущие затраты должны выплачиваться регулярно, а инвестиционные затраты могут быть отложены, существует тенденция, при которой в случае сокращения бюджетных доходов от инвестиционных доходов отказываются в пользу текущих. В то же время «отказ от финансирования инвестиционных расходов города на практике означает постоянное увеличение расходов текущего бюджета, вызванный ростом затрат на текущий ремонт разрушающейся инфраструктуры города»   .

80 Уваров А. В. Эффективность функционирования инвестиционно-заемной системы региона //Привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области. // Материалы всероссийской научно-практической конференции г. Волгоград, 13-15 июня, 2000. - Волгоград. 2001 с. 116.

145


На примере г. Волжского нами, совместно с Администрацией города Волжского, было рассмотрено формирование заемно-инвестиционной системы города с целью совершенствования управления инвестиционными ресурсами города, привлечения дополнительных финансовых ресурсов в бюджет города, а также с целью последующей оптимизации его расходной части.

Основным этапом к повышению эффективности инвестиционной системы города является формирование единого инвестиционного бюджета города, отражающего не только расходные статьи, но также и источники средств на финансирование инвестиционной программы формирования, к которым могут относиться: а) заемные средства; б) налоговые и иные поступления в бюджет; в) прочие источники. Использование заемных средств способствует повышению инвестиционных возможностей города, но, с другой стороны, требует четко соразмерять потребности города в инвестиционных ресурсах с его возможностью по обслуживанию и погашению долговых обязательств.

Следует также различать перспективный инвестиционный бюджет, который составляется на основе финансового плана-прогноза (ФПП) на несколько лет вперед, и текущий инвестиционный бюджет, который представляет собой совокупность финансовых фондов, направляемых на инвестиционные потребности города в текущем финансовом году.

В зависимости от форм финансирования, проекты, реализуемые за счет средств инвестиционного бюджета, можно структурировать следующим образом (см. рис.2. Приложения 6):

I. Выделение прямых бюджетных ассигнований: А. Проекты, окупаемые за счет прямых доходов; В. Проекты, окупаемые за счет прямых и косвенных доходов (неокупаемые только за счет прямых доходов по проекту); С. Неокупаемые проекты.

П. Косвенные формы поддержки со стороны бюджета города: А. Предоставление поручительств; В. Предоставление универсальных льгот; С.

146


Предоставление специфических видов льгот (предоставляются на конкурсной основе).

В соответствии с инвестиционной системой города была разработана структура городской инвестиционной программы в части инвестиционных проектов, предполагающих осуществление капиталовложений со стороны города, которая отражена на схеме (рис.1. Приложения 6). В данной схеме проекты подразделяются на две большие категории:

1.   Переходящие   проекты   -   это   проекты,   реализуемые   с   участием
инвестиционных ресурсов города, разрабатываемые в предыдущем периоде,
финансирование    которых    полностью    или    частично    предполагается    в
предстоящем финансовом году.

2.  Новые (вновь начинаемые) проекты - это проекты, предполагающие
осуществление капиталовложений за счет инвестиционных ресурсов города.

Эффективность формирования инвестиционной системы города зависит от характеристик инвестиционных проектов, включаемых в нее, соответственно повышение эффективности программы возможно за счет реформирования процедуры ее формирования, внедрения единой, четкой методики отбора инвестиционных проектов, интеграции в этот процесс следующих принципов:

-  подчиненность     инвестиционной     системы     города     приоритетам
социально-экономического развития;

-  привлечение   частных    инвесторов    и    поддержка    инвестиционной
активности;

-  привлечение    заемных    ресурсов    для    финансирования    наиболее
перспективных проектов;

-  финансовая концентрация инвестиционных ресурсов города;

-  рационализация пространственного размещения;

-  территориальная концентрация инвестиционных ресурсов;

-  прозрачность и гласность процедуры отбора инвестиционных проектов;

147


- ориентация на кумулятивный эффект бюджетных инвестиций в экономике города.

Совершенствование системы управления инвестиционным комплексом города предусматривает:

1.  Совершенствование процедур выдвижения и отбора проектов, включая
разработку и принятие единой методики выдвижения и отбора проектов;

2.   Совершенствование процесса бюджетно-финансового планирования
путем     выделения     инвестиционного     бюджета     города;     распределения
инвестиционного бюджета между финансированием окупаемых и неокупаемых
проектов;   дробления   инвестиционного    бюджета   на   гарантированные   и
добавочные фонды финансирования инвестиционных проектов;

3.    Мониторинг   реализации    инвестиционных    проектов:    внедрение
системы   регулярной   отчетности,   позволяющей   осуществлять   мониторинг
качества и затрат по мере продвижения проекта, а также сроков реализации
проектов;  введение системы  персональной ответственности за реализацию
проектов; осуществление ретроспективного анализа инвестиционных проектов
с  целью  выявления точности  начальной  оценки,  успешности  реализации,
состоятельности инвестиционной политики.

Реализация этих мер позволит осуществить переход системы планирования и управления инвестиционной деятельностью в муниципальном образовании (в том числе и в г. Волжском) на качественно новый уровень, повысить эффективность бюджетных капиталовложений.

Кроме инвестиционной составляющей г. Волжского, нами была рассмотрена составляющая заемной системы в целях уменьшения расходной части бюджета города.

Во многих регионах и городах России на первое место среди различных форм заимствования средств в настоящий момент выходят облигации. За последний год произошло двукратное увеличение количества займов и объемов эмиссии субфедеральных муниципальных облигаций.

148


В настоящее время рынок муниципальных облигаций, хотя и начал постепенно оживать после кризисного состояния 1998 г., по-прежнему оставался низко ликвидным, регионализированным и информационно закрытым. И хотя потенциальный спрос на облигации муниципальных администраций может быть оценен в десятки миллиардов рублей, фактический спрос на них и существующие размеры предложения заметно ниже.

По мнению автора, в настоящее время применительно к бюджетам муниципальных образований, обладающих реальной автономией, должны применяться жесткие бюджетные ограничения, ведущие к реальной ответственности органов местного самоуправления за эффективность муниципальной бюджетной политики, в том числе и на уровне муниципальных заимствований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.