Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Стратегический подход к формированию сводного баланса финансовых ресурсов местного самоуправления должен быть ориентирован на достижение определенных целей, главная из которых - сбалансировать доходы и расходы муниципального образования в соответствии с планом его экономического и социального развития

По мнению автора, в структуре департамента экономики и финансов г. Волжского необходимо создать отдел, который бы стал координирующим центром и где будет собираться вся разрозненная информация, касающаяся экономики и финансов данного муниципального образования, что позволит

132


проводить анализ современного исходя из состояния, прогнозировать их дальнейшее развитие, разрабатывать мероприятия, направленные на стабилизацию и упрочение экономики на территории муниципального образования и совершенствование финансов местного самоуправления.

Таким образом, составление сводного баланса финансовых ресурсов местного самоуправления даст органам исполнительной власти на местах полную и достоверную информацию о финансовом и экономическом потенциале, о значимости каждого источника финансовых ресурсов, о структуре и направлениях основных финансовых потоков территории. Отлаженная структура и оптимизация направлений основных финансовых потоков территории муниципального образования является одним из факторов совершенствования финансов местного самоуправления.

Современная модель формирования финансов местного самоуправления, как видно из проведенного нами анализа, характеризуется множественностью каналов поступления финансовых ресурсов на территорию муниципального образования и их использования и различием механизмов воздействия на отдельные каналы.

В формировании финансов местного самоуправления участвуют: федеральные, субфедеральные и муниципальные органы управления, в компетенции которых находится сформирование и расходование бюджетов соответствующих уровней, государственные и муниципальные внебюджетные фонды, предприятия производственной сферы, учреждения непроизводственной сферы и общественные организации, относящиеся к сфере нематериального производства на территории муниципального образования; учреждения финансово-кредитной системы; население.

Эти экономические субъекты вступают в разнообразные экономические взаимодействия в рамках муниципального образования, основными из которых являются: совместное использование земли и природных ресурсов, объектов инфраструктуры; обеспечение условий жизнедеятельности для всего населения муниципального образования (через отчисления налогов в местный бюджет);

133


участие в системе производственной кооперации, формирование финансово-кредитных отношений экономических субъектов, обеспечивающих финансовые ресурсы в муниципальном образовании, необходимые для деятельности каждого экономического субъекта.

Каждый из экономических субъектов в экономике ориентируется на достижение собственных целей. Общей характеристикой этих целей является стремление к воспроизводству условий для самостоятельного, независимого существования экономических субъектов, в конечном счете, для экономического субъекта важно обеспечить превышение получаемых доходов над расходами, т.е. необходимо поддержание состояния "безубыточности" деятельности или достаточности средств для выполнения социальных нормативов обеспечения условий жизнедеятельности населения.

Реализация цели каждым экономическим субъектом муниципального образования зависит не только от его собственных усилий, но и от взаимодействия с другими экономическими субъектами, в результате чего возникают связывающие их финансовые потоки.

Ни один из экономических субъектов не может достичь своих целей без участия в сложной, целостной системе финансовых потоков на территории муниципального образования. Каждый из экономических субъектов действует в направлении реализации своих интересов и целен в динамично изменяющейся рыночной среде. В результате этого достижение или не достижение цели любым из них через систему обратных связей способствует или препятствует достижению целей остальных экономических субъектов муниципального образования. Невозможность выполнения в срок финансовых обязательств одного из субъектов становится источником риска не достижения цели для остальных экономических субъектов.

Таким образом, можно утверждать, что только через отлаженную систему финансовых взаимосвязей, полностью исключающую возможность задержки платежей и наличие встречных финансовых потоков, в муниципальном образовании может быть достигнуто положение, при котором

134


все экономические субъекты на его территории будут достигать собственных целей, что будет содействовать укреплению местного самоуправления и дальнейшему развитию его финансовой самостоятельности. Существующая система финансовых потоков, не может обеспечить решение этой задачи. В ней отсутствует центр, который бы координировал все финансовые потоки на территории муниципального образования и связал в единую технологическую цепь все элементы, составляющие финансы местного самоуправления. Таким центром должен стать финансовый институт, который бы кардинально отличался от действующих финансово-кредитных институтов Его необходимо наделить широкими полномочиями в области исполнения местного бюджета и смет муниципальных внебюджетных фондов, расчетно-кассового обслуживания муниципальных предприятий и учреждений, аккумуляции временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов не зависимо от форм собственности функционирующих на территории муниципального образования и населения; обслуживания муниципальных займов, а также кредитования и подчиняться только законодательным и исполнительным   органам   местного самоуправления.

В настоящее время активно обсуждается вопрос создания муниципальных банков, которые бы и выполняли функцию консолидации финансов местного самоуправления в одно целое и контроля за эффективным использованием имеющегося на территории муниципального образования финансового потенциала.

Муниципальный банк должен представлять собой специальное кредитное учреждение, имеющее глубокие корни в местной хозяйственной жизни, находящееся под главенством городской администрации и работающее с ней в тесном оперативном контакте, опирающееся в своей деятельности на муниципалитеты, хозяйствующие субъекты и население. Он должен стать организацией заинтересованной в развитии местного самоуправления, в расширении его финансовых возможностей, в сохранении и эффективном использовании   бюджетных   и   внебюджетных   средств,   должен   усиливать

135


изнутри доходный потенциал муниципального образования, обеспечивать надежное кредитное питание местного хозяйства путем мобилизации денежных ресурсов в своем городе, районе, не прибегая к привлечению из вне, что, в свою очередь, приведет к укреплению финансовой базы местного самоуправления, к совершенствованию процесса исполнения местного бюджета, к расширению возможностей по изысканию дополнительных источников финансирования задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Задачи и характер деятельности муниципального банка должны, главным образом, определяться единством местной хозяйственной системы, сложностью и многогранностью местной экономики, ее масштабами и потребностями, а также размером зависимости от нее населения.

Создавать муниципальные банки и направлять их деятельность -неотъемлемое право органов местного самоуправления, закрепленное за ними федеральным законодательством. Поэтому их доля в уставном фонде такого банка должна составлять не менее 51%. Остальная часть уставного фонда может формироваться за счет благотворительных взносов хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности, расположенных на территории муниципального образования, пожертвований общественных и частных организаций и физических лиц.

Уставный фонд вместе с резервными и страховыми фондами, не распределенной банковской прибылью, резервным капиталом муниципалитета, городскими фондами, а также средствами полученными муниципалитетом от аренды; деньгами на счетах в банке, открываемых хозяйствующими субъектами, бюджетными организациями и населением, а также ассигнованиями из местного бюджета будут формировать кредитный потенциал муниципального банка. Помимо перечисленных источников составной частые долгосрочных кредитных ресурсов муниципальных банков должны стать денежные поступления от реализации муниципальных облигаций.

136


В условиях недоверия со стороны населения и юридических лиц к финансовым инструментам, банкам, фондовому рынку, государственным гарантиям, именно через создание муниципальных банков, которые выступят в роли покупателей муниципальных ценных бумаг и гарантов сохранности вложенных в них средств, органам местного самоуправления удастся вернуть доверие и заинтересованность экономических субъектов к займам и облигациям.

Создание муниципальных банков будет способствовать укреплению, развитию и совершенствованию финансов местного самоуправления. Однако, на наш взгляд, в настоящее время существует множество препятствий этому процессу. Одним из них является строгая регламентация деятельности банковских и иных финансово-кредитных учреждений со стороны центральных органов власти, что недопустимо по отношению к муниципальному банку, другим - главная цель, ради которой и создаются финансово-кредитные институты - получение максимально возможной прибыли, в то время, как главной целью деятельности муниципального банка должно стать содействие развитию муниципальной экономики, укреплению финансов местного самоуправления и создание оптимальной схемы финансовых потоков на территории муниципального образования. Но это не означает, что муниципальный банк не должен стремиться к получению прибыли, которая будет служить укреплению финансов местного самоуправления, но делать он должен не в ущерб интересам муниципального образования.

Таким образом, создание муниципальных банков требует внесения изменении в действующее законодательство, регламентирующее функционирование банковской системы, с тем чтобы расширить полномочия органов местного самоуправления в области создания, лицензирования муниципальных банков, также в области управления и контроля за их деятельностью

Расширение организационных и контрольных полномочий органов местного   самоуправления,   а   также   рассмотренные    нами   мероприятия,

137


направленные на решение проблем развития и совершенствования финансов местного самоуправления, позволят органам исполнительной власти на местах формировать финансовые ресурсы на подведомственной им территории в объемах, необходимых для обеспечения своей финансовой и экономической самостоятельности.

Система управления финансами базируется на финансовой политике государства, в разработке которой участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политики. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Тем не менее, нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. В целом же задача совершенствования бюджетного процесса решается по следующим направлениям: реформа межбюджетных отношений, соблюдение принципов построения бюджетной системы и повышение роли контрольно-экономической работы в бюджетном процессе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.