Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

в таблице 1.2.1.

Таблица 1.2.1.

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы за вычетом расходов на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней

(в % к ВВП)27


Годы /бюджетные уровни

Федеральный бюджет

консолидированный бюджет регионов

Региональные бюджеты

Местные бюджеты

1996

10,8

15,0

4,9

10,2

1997

10,8

17,5

6,6

10,9

1998

9,7

15,1

6,3

8,75

1999

п,з

13,9

6,8

2000

14,6

15,1

8,7

6,4.

2001

15,1

14,3

7,8

6,5

2002

13,5

14,8

8,3

6,5

2003

13,8

14,6

8,4

6,8

Анализируя представленные данные, отметим, что после финансового кризиса 1998 г. соотношение различных уровней бюджетной системы России

27 Источник: Институт экономики города в докладе "Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992-2002 годах" на основе данных Минфина России, Госкомстата России.

27


существенно изменилось. Начиная с 1999 года наметилась тенденция роста федерального бюджета (с 10% до 15%) в структуре ВВП при существенном сокращении местных бюджетов с 10,2 в 1999 году до 6,5 в 2002 году.

Можно назвать несколько причин такой тенденции. Во-первых, произошло перераспределение налоговых поступлений в пользу федерального центра, а именно прекращение практики "расщепления" НДС между бюджетами разных уровней в 2000 г. и изменения в налогообложении в добывающих отраслях промышленности. Во-вторых, сформировалась благоприятная конъюнктура на рынках энергоносителей, что способствовало росту налоговых поступлений и, прежде всего, в федеральный бюджет. В-третьих, после финансового кризиса 1998 г. увеличилась собираемость федеральных налогов, в результате чего была прекращена практика налоговых зачетов с федеральным бюджетом и уплаты налогов в неденежной форме и в 2000-2003 гг. сократилась кредиторская задолженность промышленных предприятий и организаций, в том числе задолженность перед федеральным бюджетом.

Еще одна особенность последних лет - сдвиги в структуре доходов консолидированного бюджета в пользу региональных бюджетов. Это обусловлено тем, что регионы стали в большей степени принимать на себя расходные полномочия муниципалитетов28.

Как показывает динамика доходов местных бюджетов (табл. 1.2.2.), этот тезис не подтверждается. В 2002г. по сравнению с базисным - 1996г., при положительной динамике темпов роста доходов местных бюджетов, их доля в структуре консолидированного бюджета уменьшилась на 23%.

Сокращение доходов местных бюджетов в 1998 г. после роста в 1997 г. вызвано   августовским   (1998г.)   кризисом,   который   привел   к   снижению

28 А. Чернявский / «Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992-2002гг.» // Вопросы экономики 2003. №10.

28


финансовых поступлений от налогоплательщиков. Их падение в 1999 г. в значительной степени обусловлено изменением структуры распределения поступлений доходов регионального бюджета, что в значительной степени привело к ослаблению доходной базы бюджетов муниципальных образований.

Таблица 1.2.2.

Динамика доходов местных бюджетов в 1997—2002 гг. % к предыдущему году)29


Темпы    роста бюджетов

доходов

местных

1997

1998

1999

2000

2001

2002

200


цепные



112,2

74,2

84,4

100,1

104,8

104,4

104,

5

базисные (1996

г. - 100%)


112,2

83,1

70,1

70,2

73,5

76,7

77,

1

Одна из важнейших пропорций в структуре доходов местных бюджетов -соотношение между налоговыми доходами и финансовой помощью из вышестоящих бюджетов. В 1996-1999 гг. наблюдался, рост доли налоговых доходов в структуре доходов муниципалитетов и снижение доли финансовой помощи. В период с 1999-2003 гг. заметно уменьшение налоговых доходов и частичное увеличение финансовой помощи в местные бюджеты из вышестоящих (рис.1.2.1.).





1996г.  1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.


Ш Налоговые доходы

Ш Неналоговые доходы

□ Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов

О Доля собственных доходов в общем объеме доходов муниципалитетов


Рис. 1.2.1. Укрупненная структура доходов местных бюджетов

в 1996-2003 гг. (в %)?()




зо

"у Источник: Институт экономики города в докладе "Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992-2002 годах" на основе данных Минфина России. Госкомстата России.

Источник: данные Минфина РФ.

29


Зависимость муниципальных образований от финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов в среднем значительно выше, чем зависимость субъектов РФ от дотаций из федерального бюджета. Статистические данные показывают, что наиболее самообеспечены в финансовом плане бюджеты областных городов, доля помощи из федерального бюджета в общей доходной части их бюджетов составляет в среднем 25 - 27%, в доходах районных бюджетов - 55-57 %, в бюджетах районных городов - 40-45%,. поселковых бюджетов - 50 % и сельских - 80%31.

Собственные доходы муниципалитетов формируются из суммы поступлений от налогов на имущество, налога с продаж, местных налогов (включая земельный) и неналоговых доходов. С учетом этого отметим, что собственные доходы муниципалитетов Российской Федерации в 1998-2000 гг. составляли 25—27,5% от общего объема доходов муниципалитетов. В 2002 г. их доля резко снизилась в связи с отменой налога на ЖКХ (табл. 1.2.3.).

Таблица 1.2.3. Структура доходов местных бюджетов РФ в 1996-2003 гг., в %32



1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002.

2003

Налоговые доходы         |59,8

60,5

63,8

69,7

68,2

61,5'        J53,5

52,1

в том числе:                    |








НДС

7,1

7,5

7,9

6,8

5,3

о

b

0

налог на прибыль

11,5

9,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.