|
Анализируя представленные данные, отметим, что после финансового кризиса 1998 г. соотношение различных уровней бюджетной системы России
27 Источник: Институт экономики города в докладе "Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992-2002 годах" на основе данных Минфина России, Госкомстата России.
27
существенно изменилось. Начиная с 1999 года наметилась тенденция роста федерального бюджета (с 10% до 15%) в структуре ВВП при существенном сокращении местных бюджетов с 10,2 в 1999 году до 6,5 в 2002 году.
Можно назвать несколько причин такой тенденции. Во-первых, произошло перераспределение налоговых поступлений в пользу федерального центра, а именно прекращение практики "расщепления" НДС между бюджетами разных уровней в 2000 г. и изменения в налогообложении в добывающих отраслях промышленности. Во-вторых, сформировалась благоприятная конъюнктура на рынках энергоносителей, что способствовало росту налоговых поступлений и, прежде всего, в федеральный бюджет. В-третьих, после финансового кризиса 1998 г. увеличилась собираемость федеральных налогов, в результате чего была прекращена практика налоговых зачетов с федеральным бюджетом и уплаты налогов в неденежной форме и в 2000-2003 гг. сократилась кредиторская задолженность промышленных предприятий и организаций, в том числе задолженность перед федеральным бюджетом.
Еще одна особенность последних лет - сдвиги в структуре доходов консолидированного бюджета в пользу региональных бюджетов. Это обусловлено тем, что регионы стали в большей степени принимать на себя расходные полномочия муниципалитетов28.
Как показывает динамика доходов местных бюджетов (табл. 1.2.2.), этот тезис не подтверждается. В 2002г. по сравнению с базисным - 1996г., при положительной динамике темпов роста доходов местных бюджетов, их доля в структуре консолидированного бюджета уменьшилась на 23%.
Сокращение доходов местных бюджетов в 1998 г. после роста в 1997 г. вызвано августовским (1998г.) кризисом, который привел к снижению
28 А. Чернявский / «Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992-2002гг.» // Вопросы экономики 2003. №10.
28
финансовых поступлений от налогоплательщиков. Их падение в 1999 г. в значительной степени обусловлено изменением структуры распределения поступлений доходов регионального бюджета, что в значительной степени привело к ослаблению доходной базы бюджетов муниципальных образований.
Таблица 1.2.2.
Динамика доходов местных бюджетов в 1997—2002 гг. (в % к предыдущему году)29
Темпы роста бюджетов
доходов
местных
1997
1998
1999
2000
2001
2002
200
цепные
112,2
74,2
84,4
100,1
104,8
104,4
104,
5
базисные (1996
г. - 100%)
112,2
83,1
70,1
70,2
73,5
76,7
77,
1
Одна из важнейших пропорций в структуре доходов местных бюджетов -соотношение между налоговыми доходами и финансовой помощью из вышестоящих бюджетов. В 1996-1999 гг. наблюдался, рост доли налоговых доходов в структуре доходов муниципалитетов и снижение доли финансовой помощи. В период с 1999-2003 гг. заметно уменьшение налоговых доходов и частичное увеличение финансовой помощи в местные бюджеты из вышестоящих (рис.1.2.1.).
1996г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Ш Налоговые доходы
Ш Неналоговые доходы
□ Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов
О Доля собственных доходов в общем объеме доходов муниципалитетов
Рис. 1.2.1. Укрупненная структура доходов местных бюджетов
в 1996-2003 гг. (в %)?()
зо |
"у Источник: Институт экономики города в докладе "Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992-2002 годах" на основе данных Минфина России. Госкомстата России.
Источник: данные Минфина РФ.
29
Зависимость муниципальных образований от финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов в среднем значительно выше, чем зависимость субъектов РФ от дотаций из федерального бюджета. Статистические данные показывают, что наиболее самообеспечены в финансовом плане бюджеты областных городов, доля помощи из федерального бюджета в общей доходной части их бюджетов составляет в среднем 25 - 27%, в доходах районных бюджетов - 55-57 %, в бюджетах районных городов - 40-45%,. поселковых бюджетов - 50 % и сельских - 80%31.
Собственные доходы муниципалитетов формируются из суммы поступлений от налогов на имущество, налога с продаж, местных налогов (включая земельный) и неналоговых доходов. С учетом этого отметим, что собственные доходы муниципалитетов Российской Федерации в 1998-2000 гг. составляли 25—27,5% от общего объема доходов муниципалитетов. В 2002 г. их доля резко снизилась в связи с отменой налога на ЖКХ (табл. 1.2.3.).
Таблица 1.2.3. Структура доходов местных бюджетов РФ в 1996-2003 гг., в %32
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002.
2003
Налоговые доходы |59,8
60,5
63,8
69,7
68,2
61,5' J53,5
52,1
в том числе: |
НДС
7,1
7,5
7,9
6,8
5,3
о
b
0
налог на прибыль
11,5
9,3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.