Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

4039

88,1

Переподготов ка                   и повышение квалификации










Высшее профессиона льное образование

5621

4531

80,6

6731

6039

89,7

6079

6452

106,1

Прочие расходы       на образование

17218

16868

98,1

29263

27078

92,5

36182

35634

98,5

Источник: составлено автором на основе данных Управления финансов по г. Волжскому.

67


Из таблицы 2.1.1. видно, что исполнение расходных полномочий в части финансирования образования за рассматриваемый период (2001-2003гг.) не происходит в полном объеме, так как муниципалитету не хватает собственных средств, а также источников их пополнения.

За рассматриваемый период можно отметить положительную тенденцию роста расходов в сфере образования, при этом более 80% расходов данной сферы приходится на дошкольное и общее образование (рис.2.1.1).

ЕЭ Дошкольное образование Н Общее образование

□ Начальное профессиональное

образование И Среднее профессиональное

образование В Высшее образование

ЕЗ Прочие расходы на образование

Рис. 2.1.1. Структура расходов бюджета г. Волжского на образование в

2001-2003гг (в %).

Однако следует отметить, что в г. Волжском существует значительная дифференциация образовательных учреждений, что значительно осложняет разработку единых подходов к управлению бюджетными расходами в сфере образования.

Учитывая затратность (более подробно статьи расходов бюджета г. Волжского на образование представлены в Приложении 1) и наибольший удельный вес расходов на образование в бюджете города, а также безусловную социальную значимость отрасли образования для муниципальных образований, реформирование управления финансами в данной отрасли должно строится, прежде всего, на системе нормативно-целевого подхода к определению текущих расходов на образование в расчете на одного обучающегося или воспитанника, которая призвана обеспечить.

68


- "прозрачность" распределения финансовых ресурсов;

-    соблюдение   действующих    федеральных    и    областных    норм    и
нормативов в вопросах финансового обеспечения отрасли;

-  обеспечение единых возможностей населения области по финансовому
обеспечению текущих расходов образовательного процесса.

Таким образом, с учетом изученной тенденции финансирования сферы образования учреждений на уровне местного самоуправления, в том числе и г. Волжского, следует продолжить работу по дальнейшему совершенствованию действующих, а также разработку новых нормативов финансового обеспечения образовательных учреждений. При этом следует выделить основные направления реформирования управления бюджетными расходами в этой сфере, которые включают в себя:

1.   Разработку   предложений   по   оптимизации   структуры   затрат   на
образование и нормативной базы планирования расходов на образование, в т.ч.
переход на подушевое финансирование на муниципальном уровне и на уровне
образовательного учреждения.

2.     Организацию    эксперимента    в    городе    по     самостоятельному
распределению всех выделенных на образование бюджетных ассигнований,
рассчитанных на основе подушевых нормативов.

3.   Разработку и внедрение показателей и процедур оценки эффективности
бюджетных  расходов,   включая  комплексный  анализ   целей   и  результатов
расходования  бюджетных  средств,  а также  эффективности  использования
бюджетных ресурсов с точки зрения получения качественных образовательных
услуг.

4.   Разработку и законодательное закрепление порядка распространения
принципа подушевого бюджетного финансирования услуг в сфере образования
на негосударственные образовательные учреждения.

5.       Создание организационно-экономических и финансовых механизмов,
которые должны обеспечивать:

69


-   организационное  отделение  текущего  финансирования   отрасли   от
средств, направляемых на развитие образования;

выявление    приоритетов    в    развитии    системы    образования    и концентрацию ресурсов на их достижении;

-   определение рациональных объемов бюджетных средств, направляемых
на развитие системы образования с учетом как потребностей в них, так и
возможностей бюджетов всех уровней;

-   эффективное использование средств, выделяемых на нужды развития
системы образования;

-   гибкое реагирование системы финансирования отрасли на изменения
макроэкономической среды;

-   интеграцию бюджетных и внебюджетных средств в целях реализации
государственной и региональной политики в развитии сферы образования;

обеспечение     эффективной     федеральной     поддержки     развития региональной и муниципальных систем образования.

- финансирование расходов на развитие образовательных учреждений из
фонда    муниципального    развития,    средства    которого    направляются    на
капитальный    ремонт    и    приобретение    оборудования    через     бюджеты
муниципальных образований.

Выбранные направления реформирования позволят перенацелить систему финансирования на рациональное использование имеющихся финансовых ресурсов и обеспечить концентрацию финансовых средств на приоритетные направления развития образования.

По мнению автора, с учетом специфики системы образования в РФ и на примере г. Волжского, а также в соответствии с целевым назначением следует пересмотреть следующие основные направления расходования средств бюджета в этой сфере не только на текущие расходы, но и на их развитие, а именно:

-  финансирование целевых федеральных и региональных программ и
проектов развития системы образования из этих бюджетов;

70


-    адресную   поддержку   наиболее   перспективных   и    приоритетных
инновационных и инвестиционных проектов развития системы образования и
образовательных учреждений;

- финансовое обеспечение распространения результатов этих проектов,
внедряемых   на   различных   уровнях   образовательного   процесса,   включая
развитие и совершенствование образовательных программ и образовательных
стандартов,   сети   реализующих   их   образовательных  учреждений,   системы
управления образованием, кадрового потенциала.

Бюджет развития системы образования местного самоуправления (в том числе и в г. Волжском) должен быть исполнен на основе программно-целевого принципа, что предусматривает в первую очередь:

-   определение целей развития системы образования в масштабах области,
отдельного     муниципального     образования,     а     также     образовательного
учреждения;

-   разработку соответствующих программ, реализация которых приведет к
достижению поставленных целей;

-   мониторинг хода выполнения программ в соответствии с их целями и
задачами;

-  согласование и координацию программ, реализующих цели и задачи
государственной и региональной политики в сфере образования.

В отличие от текущих расходов на образование, формирование бюджета развития на эти расходы должно быть организовано обособленно от текущего финансирования и определяться на основе долгосрочного бюджетного планирования, анализа потребностей в средствах на развитие отрасли и возможностей бюджета города.

Бюджет развития в рамках программно - целевого принципа позволяет аккумулировать средства из разных источников финансирования, объединяя бюджетные и внебюджетные средства в процессе достижения поставленных целей.

71


По мнению автора, реализация целевого подхода в рамках бюджета развития муниципальных расходов на образование позволит:

1. создать организационные условия и правовые основы для интеграции
бюджетных и внебюджетных средств;

2.        повысить заинтересованность участников в объединении средств для
достижения общей значимой цели;

3.        более эффективно использовать финансовые ресурсы города;

4.    сконцентрировать   финансовые   ресурсы    местного   бюджета    на
достижении приоритетных для системы образования целей.

Весомый удельный вес в расходах местного бюджета, кроме образования и здравоохранения, также традиционно занимает ЖКХ.

Из расходов на ЖКХ в большинстве случаев финансируются следующие виды затрат:

- бюджетные дотации на жилищно-коммунальные услуги, связанные с
неполным покрытием данных расходов населением (обычно они отражаются
по двум подстатьям: убытки предприятий ЖКХ и возмещение разницы в ценах
на тепловую энергию);

-льготы;

-   жилищные субсидии низко доходным домохозяйствам;

-   благоустройство;

-   капитальные       расходы       (капитальный       ремонт,       капитальное
строительство).

Основные расходы по этой статье направляются на дотирование текущей деятельности жилищно-коммунальных предприятий, трансферты населению составляют незначительную величину.

Рассмотрим финансирование жилищно-коммунального хозяйства на примере г. Волжского за период с 2001 по 2003 гг. (табл.2.1.3., рис.2.1.2.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.