|
4039 |
88,1 |
|||||||
Переподготов ка и повышение квалификации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высшее профессиона льное образование |
5621 |
4531 |
80,6 |
6731 |
6039 |
89,7 |
6079 |
6452 |
106,1 |
Прочие расходы на образование |
17218 |
16868 |
98,1 |
29263 |
27078 |
92,5 |
36182 |
35634 |
98,5 |
Источник: составлено автором на основе данных Управления финансов по г. Волжскому.
67
Из таблицы 2.1.1. видно, что исполнение расходных полномочий в части финансирования образования за рассматриваемый период (2001-2003гг.) не происходит в полном объеме, так как муниципалитету не хватает собственных средств, а также источников их пополнения.
За рассматриваемый период можно отметить положительную тенденцию роста расходов в сфере образования, при этом более 80% расходов данной сферы приходится на дошкольное и общее образование (рис.2.1.1).
ЕЭ Дошкольное образование Н Общее образование
□ Начальное профессиональное
образование И Среднее профессиональное
образование В Высшее образование
ЕЗ Прочие расходы на образование
Рис. 2.1.1. Структура расходов бюджета г. Волжского на образование в
2001-2003гг (в %).
Однако следует отметить, что в г. Волжском существует значительная дифференциация образовательных учреждений, что значительно осложняет разработку единых подходов к управлению бюджетными расходами в сфере образования.
Учитывая затратность (более подробно статьи расходов бюджета г. Волжского на образование представлены в Приложении 1) и наибольший удельный вес расходов на образование в бюджете города, а также безусловную социальную значимость отрасли образования для муниципальных образований, реформирование управления финансами в данной отрасли должно строится, прежде всего, на системе нормативно-целевого подхода к определению текущих расходов на образование в расчете на одного обучающегося или воспитанника, которая призвана обеспечить.
68
- "прозрачность" распределения финансовых ресурсов;
- соблюдение действующих федеральных
и областных норм и
нормативов в вопросах финансового обеспечения отрасли;
- обеспечение
единых возможностей населения области по финансовому
обеспечению текущих расходов образовательного процесса.
Таким образом, с учетом изученной тенденции финансирования сферы образования учреждений на уровне местного самоуправления, в том числе и г. Волжского, следует продолжить работу по дальнейшему совершенствованию действующих, а также разработку новых нормативов финансового обеспечения образовательных учреждений. При этом следует выделить основные направления реформирования управления бюджетными расходами в этой сфере, которые включают в себя:
1. Разработку предложений по оптимизации
структуры затрат на
образование и нормативной базы планирования расходов на образование, в
т.ч.
переход на подушевое финансирование на
муниципальном уровне и на уровне
образовательного учреждения.
2. Организацию эксперимента в городе
по самостоятельному
распределению всех выделенных на
образование бюджетных ассигнований,
рассчитанных на основе подушевых
нормативов.
3.
Разработку и внедрение показателей и
процедур оценки эффективности
бюджетных расходов, включая комплексный
анализ целей и результатов
расходования бюджетных средств, а также
эффективности использования
бюджетных ресурсов с точки зрения получения качественных
образовательных
услуг.
4.
Разработку и законодательное закрепление
порядка распространения
принципа подушевого бюджетного финансирования услуг в сфере
образования
на негосударственные образовательные
учреждения.
5.
Создание организационно-экономических и
финансовых механизмов,
которые должны обеспечивать:
69
- организационное
отделение текущего финансирования отрасли от
средств, направляемых на развитие
образования;
выявление приоритетов в развитии системы образования и концентрацию ресурсов на их достижении;
- определение рациональных объемов бюджетных средств,
направляемых
на развитие системы образования с учетом как
потребностей в них, так и
возможностей бюджетов всех уровней;
- эффективное использование средств, выделяемых на нужды
развития
системы образования;
- гибкое реагирование системы финансирования отрасли на изменения
макроэкономической среды;
-
интеграцию бюджетных и внебюджетных средств в
целях реализации
государственной и региональной политики в развитии сферы
образования;
обеспечение эффективной федеральной поддержки развития региональной и муниципальных систем образования.
- финансирование расходов на развитие образовательных учреждений
из
фонда муниципального развития,
средства которого направляются на
капитальный ремонт и
приобретение оборудования через бюджеты
муниципальных образований.
Выбранные направления реформирования позволят перенацелить систему финансирования на рациональное использование имеющихся финансовых ресурсов и обеспечить концентрацию финансовых средств на приоритетные направления развития образования.
По мнению автора, с учетом специфики системы образования в РФ и на примере г. Волжского, а также в соответствии с целевым назначением следует пересмотреть следующие основные направления расходования средств бюджета в этой сфере не только на текущие расходы, но и на их развитие, а именно:
- финансирование
целевых федеральных и региональных программ и
проектов развития системы
образования из этих бюджетов;
70
- адресную
поддержку наиболее перспективных и приоритетных
инновационных и инвестиционных
проектов развития системы образования и
образовательных учреждений;
- финансовое обеспечение
распространения результатов этих проектов,
внедряемых на различных уровнях образовательного процесса,
включая
развитие и совершенствование образовательных
программ и образовательных
стандартов, сети реализующих
их образовательных учреждений, системы
управления образованием, кадрового потенциала.
Бюджет развития системы образования местного самоуправления (в том числе и в г. Волжском) должен быть исполнен на основе программно-целевого принципа, что предусматривает в первую очередь:
- определение целей развития системы образования в
масштабах области,
отдельного муниципального образования, а также
образовательного
учреждения;
- разработку
соответствующих программ, реализация которых приведет к
достижению поставленных целей;
- мониторинг хода выполнения программ в соответствии с их
целями и
задачами;
- согласование
и координацию программ, реализующих цели и задачи
государственной и региональной политики в сфере образования.
В отличие от текущих расходов на образование, формирование бюджета развития на эти расходы должно быть организовано обособленно от текущего финансирования и определяться на основе долгосрочного бюджетного планирования, анализа потребностей в средствах на развитие отрасли и возможностей бюджета города.
Бюджет развития в рамках программно - целевого принципа позволяет аккумулировать средства из разных источников финансирования, объединяя бюджетные и внебюджетные средства в процессе достижения поставленных целей.
71
По мнению автора, реализация целевого подхода в рамках бюджета развития муниципальных расходов на образование позволит:
1.
создать организационные условия и правовые
основы для интеграции
бюджетных и внебюджетных средств;
2.
повысить заинтересованность участников в
объединении средств для
достижения общей значимой цели;
3. более эффективно использовать финансовые ресурсы города;
4. сконцентрировать финансовые ресурсы местного бюджета на
достижении приоритетных для системы образования целей.
Весомый удельный вес в расходах местного бюджета, кроме образования и здравоохранения, также традиционно занимает ЖКХ.
Из расходов на ЖКХ в большинстве случаев финансируются следующие виды затрат:
- бюджетные
дотации на жилищно-коммунальные услуги, связанные с
неполным покрытием данных расходов
населением (обычно они отражаются
по двум подстатьям: убытки
предприятий ЖКХ и возмещение разницы в ценах
на тепловую энергию);
-льготы;
- жилищные субсидии низко доходным домохозяйствам;
- благоустройство;
-
капитальные расходы
(капитальный ремонт, капитальное
строительство).
Основные расходы по этой статье направляются на дотирование текущей деятельности жилищно-коммунальных предприятий, трансферты населению составляют незначительную величину.
Рассмотрим финансирование жилищно-коммунального хозяйства на примере г. Волжского за период с 2001 по 2003 гг. (табл.2.1.3., рис.2.1.2.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.