Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

4.           В  сфере здравоохранения можно  также отметить  положительную
динамику расходов. Здесь наблюдается также негативная тенденция, так как
финансовые ресурсы в этой сфере в динамике за ряд лет осваиваются в среднем
на 90%. В настоящее время необходимо формирование ряда критериев, а
именно: оценки эффективности данного вида расходов, оценки финансового
контроля за качеством и объемом услуг, предоставляемых населению в сфере
здравоохранения,    обеспечение    оптимального    уровня    самостоятельности
бюджетных    учреждений.    Необходимо    также    создание    стимулов    для
эффективного   использования   ими   бюджетных   и   внебюджетных   средств,
повышение    эффективности    вложения    бюджетных    средств    в    развитие
инфраструктуры здравоохранения.

5.           Несмотря на значительный удельный вес расходов г. Волжского на
ЖКХ,   следует   отметить   общее   снижение   расходов   по   данной   статье   и
улучшение их по ряду показателей, что обусловлено проводимой реформой
ЖКХ, которая предусматривает поэтапный переход на безубыточную работу
предприятий ЖКХ и повышение качества предоставления услуг. Для этого
необходимым     является     решение     задачи     повышения     эффективности
использования   затраченных   городом   финансовых   ресурсов   в   жилищно-
коммунальном комплексе.

112


6.                 Средства   местных   бюджетов   выступают   финансовой   базой   для
осуществления    социально-экономических    преобразований,    и    повышение
эффективности их расходования является необходимостью, решением которых
на уровне г. Волжского будет осуществление обозначенных в данной главе
мероприятий.

7.                 При   формировании   расходной   части   бюджета   муниципального
образования следует учитывать прогноз этих полномочий,  основанный  на
нормативах  финансовых   затрат,   которые   в   свою   очередь   оптимизируют
финансовые   потоки   бюджетных   ресурсов.   Для   формирования   расходов
местного    бюджета    на    основе    нормативов    предлагается    использовать
нормативно-целевой метод, который представляет собой расчет минимальных
бюджетных  затрат  на  финансирование  целевой   программы   по  оказанию
социальных услуг населению на уровне утвержденных социальных стандартов,
позволяющий   четко   определить   направления   в    области    разработки    и
законодательного закрепления социальных и технических стандартов, а также
систему стоимостной оценки услуг.

8. В настоящее время оптимальное и оперативное управление денежными
потоками бюджетных средств, а также контроль за их целевым использованием
позволяет   осуществить   казначейский   механизм   управления   финансовыми
потоками города.

9.    В    настоящее    время    существует    обоснованная    необходимость
изменения    действующей    системы    казначейского    исполнения    бюджета
муниципального    образования,    которая    определяется    рядом    негативных
тенденций и процессов.

10.           Эффективным управлением бюджетными средствами можно считать
то,     которое     обеспечивает    снижение     нецелевых     трат,     оптимальное
использование и пробег бюджетных средств снижение дефицита и кассовых
разрывов.

11.           Для улучшения эффективности управления бюджетными ресурсами
муниципалитета необходимо организовать следующие процессы:

113


-   классифицировать бюджетный процесс, разбив его на последовательные
этапы, и наиболее оптимальным образом организовать каждый этап;

-   прописать регламенты, четко определяющие каждый этап исполнения
бюджета,   права   и   обязанности   финансового   управления,   распорядителей
кредита, бюджетополучателей и других участников бюджетного процесса;

-    минимизировать нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;

- приводить   бюджетную   систему   в   соответствие   с   требованиями
рыночной экономики.

12. В случае казначейской системы распоряжение бюджетными средствами жестко централизуется в руках главного распорядителя бюджетных средств (финансового управления), т.е. именно оно после соответствующей проверки перечисляет средства конечному получателю, но большая часть такой проверки, включающая проверку первичных документов бюджетополучателей, ложится на распорядителей кредита.

13.             В  настоящих условиях,  возникает необходимость  выбора такого
способа   организации   казначейства,   который   отвечал   бы   предъявленным
требованиям и способствовал достижению указанных целей.

14.             При  создании  муниципального  казначейства  у  местных  органов
власти дополнительно появится ряд возможностей.

15. Для осуществления обозначенных задач казначейству необходимо:

-   наличие системы удаленного документооборота;

-   возможность контроля расходных и доходных частей бюджета;

-   возможность интеграции с автоматизированной системой исполнения и
анализа бюджета финансового органа.

114


Глава III. Формирование источников финансирования расходной

части местного бюджета

3.1. Проблемы покрытия дефицита бюджета муниципального

образования

В настоящее время особенно важное значение приобретают вопросы стабилизации финансового положения муниципалитетов. В этом аспекте перед муниципальными образованиями стоят серьёзные экономические проблемы, связанные с трудностями перехода на рыночные отношения, а также медленным реформированием местного самоуправления. Наиболее актуальным при этом является вопрос покрытия дефицита бюджета муниципального образования.

Мировая практика показывает, что бюджетный дефицит присущ практически всем зарубежным государствам. Однако в развитых странах дефицит планируется в бюджетах с 30-х годов и является своего рода активным инструментом регулирования воспроизводственного процесса67.

В России проблема дефицита бюджета обозначена была давно, хотя исследована недостаточно полно, несмотря на то, что большинство бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты - дефицитны.

Проблема бюджетного дефицита исследовалась многими российскими учеными-экономистами. По определению А. Дадашева бюджетный дефицит -это превышение расходной части государственного бюджета над доходной. Это такое объективное экономическое отношение, которое возникает между участниками воспроизводственного процесса по поводу использования денежных средств сверх имеющихся источников доходов. Обусловлена эта ситуация, как правило, ростом предельных общественных издержек производства, а необходимые в таких случаях средства образуются главным образом за счет эмиссии кредитных денег, продажи облигаций государственного займа, долгов, сертификатов и других ценных бумаг

67  Местное самоуправление в зарубежных странах: Информ. обзор / И. Л. Медведев и др. - М.: Юрид.лит.. 1997.
- 80 с.

68   Дадашев А. 3. и Черник Д. Г. Финансовая система России Учебное пособие. - М, 1997, 319 С.

115


Классификацию основных видов и форм проявления дефицита бюджетов подробно выделяет Поляк Г. Б. В основу классификации им положены следующие признаки: уровни бюджетной системы; отношение к плану; предельная допустимость; переложимость; методология исчисления и др. Виды дефицита разделяются исходя из его характера позитивного и негативного. Позитивный характер присущ активному, структурному, предельному, стабильному, временному, первичному дефицитам. Негативный характер, соответственно - пассивному, кассовому, внеплановому, меняющемуся, хроническому, переложимому вперед, вторичному69. Автор придерживается высказанной точки зрения, что если для финансирования дефицита привлекаются заемные средства на платной основе, то процентные выплаты из бюджета имеют «вторичный» характер, т.е. они, инициированы первичным дефицитом.

Следует отметить, что деление бюджетного дефицита на стабильный и меняющийся не совсем обоснованно, поскольку дефицит планируется в процентах к расходной части, а последняя имеет свойство меняться и будет всегда оказывать влияние на рост величины дефицита70.

Факты говорят о том, что средний уровень дефицита целого ряда европейских стран, Северной Америки, Японии колебался от 2,1 % к ВВП в США до 10,3% к ВВП в Греции71. Действительно, свойству переложения подвержен в большей степени хронический бюджетный дефицит, чем временный.

Однако вторичный бюджетный дефицит, постоянно имеющийся, тоже имеет свойство перекладываться вперед по причине отнесения в расходы бюджета затрат по обслуживанию государственного долга.

69    Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М: Финансы и статистика. 2000. - с. 118

70    Там же с. 124.

71     Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов, городов и коммун России и стран Северной
Европы // Финансы. - 2003 - № 7, с.20.

116


Поэтому деление бюджетного дефицита на переложимый и непереложимый во многом дублируется вышеописанной классификацией: хронический и временный, вторичный и первичный.

Тенденция изменения дефицита бюджета и его структура в среднем по России, а также на уровне Волгоградской области и г. Волжского представлена на рис.3.1.1., 3.1.2.









1999


 2000


 2001


 2002


 2003


Дефицит бюджетов муниципальных образований в среднем по РФ  Дефицит бюджета г. Волжского

Источник: Составлено автором на основе данных Минфина и Управления финансов но г. Волжскому.

Рис. 3.1.1. Динамика дефицита бюджетов муниципальных образований в РФ в 1999-2003гг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.