Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

9,1           !

14,6

13,5

16,7

10,9

11,8

подоходный налог         |17,0

18,2

18,4        :

16,6

16,8

Щ        ]

23,3

24,1

налога на имущество     |9,2

8,9

10,0

7,8

6,2

6,7

7,1

7,3

налог с продаж              ь


0,0

2,8

2,9

2,8

2,5

2,6

местные налоги              fl 1,2.

11,2


13,4

14,9

5,1.........

3,1       ]

2,9

Неналоговые доходы     |2,4

[2,2

3,7

3,6

3,5          1

4,3

6,0

6,2

Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов

37,8

37,3

32,5

26,7

28,3

34,2

40,5

41,4

Доля            собственных доходов       в       общем объеме                доходов муниципалитетов

22,8

22,3

24,9

27,6

27,5

18,9

18,7

18,4

31     Данные Министерства Финансов РФ.

32  Без налога на имущество физических лиц, но с земельным налогом. Данные о поступлении местных налогов
в 1996 и 1997 гг. - оценочные. Источник: данные Минфина России.

30


Долю собственных доходов в доходах местных бюджетов следует рассматривать как индикатор степени их фискальной автономии. В течение 1996-2000 гг. этот показатель практически не менялся. Некоторый его рост произошел в 2000-2001 гг., что вызвано усилением роли налога на прибыль и подоходного налога в формировании доходов местных бюджетов. В последние годы, особенно в 2003 году, произошло резкое снижение доли собственных доходов в общем объеме доходов местных бюджетов. Это было обусловлено в основном налоговой реформой и введением в действие второй части Налогового кодекса.

Рассмотрим более подробно происходящие изменения в формировании и исполнении местного бюджета на примере г. Волжского Волгоградской области, который относится к категории среднего, в первую очередь по численности, развитию экономики, социальной сферы и т.д. Поэтому его пример является типичным, что повышает значимость результатов исследования с точки зрения их универсальности для огромного множества российских средних городов.

Таблица 1.2.4. Динамика полученных доходов по городу Волжскому в 1996—2003 гг.33


Год

Планируемые поступления, млн. руб.

Фактически получено, млн. руб.

Выполнение доходной части

бюджета, %

1996

290,4

263,9

90,9

1997

579,8

377,5

65,1

1998

411,5

400,6

97,4

1999

581,1

588,6

101,3

2000

834,8

786,9

94,3

2001

862,7

792,1

91,8

2002

1270,8

1187,9

93,4

2003

1262,0

1141,3

90,4

Падение    реальных    доходов    бюджета    г.    Волжского    объясняется ухудшением условий хозяйствования субъектов городской экономики. Рост

33 Составлено автором на основе данных Управления финансов по городу Волжскому.

31


убытков от деятельности промышленных предприятий и увеличение объемов их взаимной задолженности и соответственно снижение результатов финансовой деятельности не только перекрывали инфляционную составляющую в бюджетных доходах, но и привели к абсолютному уменьшению размеров бюджетных поступлений, в результате чего произошел недобор фактических доходов за период с 1996 по 2003 гг. (табл. 1.2.4).

Анализируя данные, можно заметить, что только в 1999 г. реальные доходы оказались выше соответствующих показателей предыдущих лет (рис. 1.2.2), а план доходов был исполнен на 101,3%. Во всех последующих годах можно заметить негативную тенденцию уменьшения выполнения доходной части бюджета города Волжского.

Рис.1.2.2. Динамика доходов по г. Волжскому в 1996-2003гг. (млн. руб.).

На примере г. Волжского можно отметить резкое сокращение финансовой помощи в 2002 году, а в соотношении с налоговыми и неналоговыми доходами также можно отметить ее общее уменьшение на фоне незначительного роста данных видов доходов (табл. 1.2.5.).

Таблица 1.2.5. Структура доходов города Волжского в 2000-2003 гг.


Год

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

Финансовая помощь из выше стоящих бюджетов

2000

735765

62610

36442

2001

736100

52700

43204

2002

1131936

57530

13993

2003

1098848

95180

65461

32


В структуре бюджета г. Волжского наиболее существенное место занимают налоговые доходы, причем в связи с изменениями в налоговом законодательстве их доля сократилась с 89,7 % в 1996г. до 87,06 % в 2003 г., что видно на рис. 1.2.3.




2000


 2001


 2002


 2003


D Финансовая помощь из выше стоящих бюджетов В Неналоговые доходы ЕЭ Налоговые доходы

Рис. 1.2.3. Структура доходов города Волжского в 2000-2003 гг.

В отличие от общероссийской тенденции в г. Волжском наблюдается относительно положительная динамика структуры доходов муниципального образования, что наглядно видно на рис. 1.2.4.

В то же время необходимо отметить, что удельный вес местных налогов и неналоговых доходов незначителен, в результате чего город Волжский зависит от нормативов, устанавливаемых федеральными и региональными органами власти.

2000               2001               2002                2003

фоля местных налогов в общем объеме налоговых доходов]

Рис.1.2.4. Доля местных налогов в общем объеме налоговых доходов бюджета г. Волжского в 2000-2003 гг. (в %).

33


Рассмотрим еще два источника финансовых ресурсов муниципального образования: доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит, которые являются неналоговыми доходами местных бюджетов.

Основным источником их формирования является аренда недвижимого имущества. Однако доходы от этого источника имеют тенденцию к снижению и в 2002- 2003гг. по сравнению предыдущими годами упала в 1,3 -1,5 раза34.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.