Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

52


Следующей немаловажной составляющей межбюджетного регулирования местных бюджетов является оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, которое может быть осуществлено в следующих формах50:

-   предоставление   из   фондов    финансовой    поддержки    муниципальных
образований субъектов Российской   Федерации, образуемых в их бюджетах,
финансовой   помощи   на   выравнивание   уровня   минимальной   бюджетной
обеспеченности     муниципальных     образований     с     целью     обеспечения
финансирования    минимальных    государственных    социальных   стандартов,
ответственность за финансирование которых возложена на органы местного
самоуправления;

-   предоставление   субвенций    на    финансирование    отдельных    целевых
расходов;

-   в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством субъекта
Российской Федерации.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта Российской Федерации на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

Источником предоставления финансовой помощи местным бюджетам, как правило, выступает Фонд финансовой поддержки местных бюджетов, создаваемый в рамках бюджета субъекта Российской Федерации.

Проиллюстрируем характер межбюджетных отношений, складывающихся между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями на примере Волгоградской области.

В соответствии с Законом Волгоградской области «О бюджетном процессе в Волгоградской области»51 оказание финансовой помощи местным бюджетам из областного бюджета может быть осуществлено в виде:

50  Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее рачвития. //Финансы. - 2003 № 7, с.7.

51      О бюджетном процессе в Волгоградской области. Закон Волгоградской области от 13.07.2001 № 566-ОД
(принят обл. Думой 28.06.2001). //Волгоградская правда. 2001. №153.

53


-финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

-   субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

-   средств, передаваемых  по взаимным  расчетам  в  процессе  исполнения
бюджета;

-   бюджетных     ссуд    на    покрытие     временных     кассовых    разрывов,
возникающих при исполнении местных бюджетов.

При формировании межбюджетных отношений используется единая методика определения потребности местных бюджетов в получении финансовой помощи из областного бюджета ко всем муниципальным образованиям.

Расходы областного и местных бюджетов планируются исходя из доходных возможностей консолидированного бюджета, включающих безвозмездные перечисления из федерального (областного) бюджета, отчисления от федеральных и республиканских налогов и сборов, закрепляемых в качестве гарантий выполнения минимальных государственных стандартов.

Показатели межбюджетных отношений (объемы средств бюджетного регулирования местных бюджетов), учтенные при формировании местных бюджетов, подлежат согласованию с органами областного управления.

Фонд финансовой поддержки местных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных и областных налоговых доходов, поступающих в областной бюджет.

Размер средств финансовой помощи каждому местному бюджету устанавливается в абсолютной сумме и утверждается законом Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

54


Определение объема финансовых средств, передаваемых в местные бюджеты, производится на основе формализированного расчета Фонда финансовой поддержки местных бюджетов.

Методика формирования и распределения Фонда финансовой поддержки местных бюджетов основывается на выравнивании среднедушевых доходов территорий с учетом объективных различий в стоимости оказываемых муниципальными образованиями бюджетных услуг и состоит из четырех этапов52.

На первом этапе на основе показателей прогноза социально-экономического развития территорий на очередной финансовый год определяется оценка налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты.

На втором этапе определяются прогнозные доходы местных бюджетов, включающие собственные доходы и доходы за счет отчислений от федеральных и областных регулирующих налогов и сборов по нормативам, устанавливаемым ежегодно при утверждении областного бюджета.

Законом Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год за муниципальными образованиями могут быть установлены на постоянной основе или долгосрочной (не менее трех лет) основе единые нормативы отчислений от регулирующих налогов. Данное положение не применяется в отношении муниципальных образований, бюджетная обеспеченность которых собственными доходами превышает среднеобластной уровень бюджетной обеспеченности.

На третьем этапе среднедушевые бюджетные расходы территорий приводятся к сопоставимому виду с применением индекса бюджетных расходов, показывающего, насколько больше (меньше) необходимо затратить бюджетных средств в расчете на душу населения в данной территории по сравнению со средним по Волгоградской области уровнем.

52 Берг О. В. Местные финансы: основные проблемы. // Финансы и кредит. - 2002. - №13. - С. 17.

55


На четвертом этапе производится распределение Фонда финансовой поддержки местных бюджетов по территориям пропорционально отклонению среднедушевых приведенных доходов от среднеобластного уровня.

В настоящее время необходимо совершенствование самой методики распределения фонда, для чего:

- во-первых, показатель минимальной бюджетной обеспеченности целе­сообразно корректировать на величину поправочных коэффициентов на внутрирегиональные экономические, географические, климатические различия, демографический фактор:

Бмин хЧ х Пд (1.3.1.), где

Пд - поправочный коэффициент на особенности муниципальных об­разований (в т.ч. демографический фактор);

во-вторых, предусмотреть дифференцированный порядок предоставления средств из ФФПМО. Так, предоставлять средства из ФФПМО муниципальным образованиям, имеющим контингент мобилизации собственных доходов выше 85-90%.

-   в-третьих, при мобилизации собственных доходов меньше чем на 85%
предоставление   средств   из   ФФПМО   производить   дифференцировано   с
применением понижающих коэффициентов 0,1-0,2. Это заинтересует органы
местного самоуправления в мобилизации собственных доходных источников.

-   в-четвертых, необходимо разграничивать финансовую помощь субъектам
РФ  и  муниципальным   образованиям   от  компенсации   на  финансирование
социальных    расходов,    предусмотренных   законодательством    фактическое
увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом
году,    явившееся    результатом    эффективного    управления    бюджетными
ресурсами на территории муниципального образования, так как оно не может
служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами
государственной власти субъектов РФ нормативов отчислений (в процентах) от
регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей (в процентах)
средств муниципальных образований, выделяемых из ФФПМО.

56


Субвенции и субсидии местным бюджетам Волгоградской области предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно: а) расходов по федеральным и областным целевым программам; б) капитальных расходов; в) расходов, передаваемых из федерального и областного бюджетов; г) иных целевых расходов.

В местные бюджеты могут быть преданы средства на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов Волгоградской области, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований. Перечисленные средства должны являться объектами дополнительного контроля.

В целях осуществления контроля за рациональным использованием финансовой помощи муниципалитетам автор предлагает применять комплекс условий, обязательных для исполнения теми муниципальными образованиями, которые претендуют на получение средств региональной финансовой поддержки:

-полное погашение задолженности по заработной плате в бюджетной сфере при ее наличии путем направления муниципальными образованиями на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений не менее 40% собственных доходов и текущей финансовой помощи и всех 100% дополнительной финансовой помощи из регионального бюджета;

-осуществление жесткого контроля за дополнительной финансовой помощью и адресными жилищными субсидиями;

-обязательное исполнение бюджетов высокодотационных муниципальных образований через системы федерального и муниципального казначейства.

57


Для совершенствования существующей модели бюджетного регулирования на уровне местного самоуправления повсеместно в РФ и в Волгоградской области необходимо:

-     законодательно  закрепить финансовое  обеспечение  компетенции  по
расходам за различными звеньями бюджетной системы на долговременной
основе;

-     поставить в зависимость получаемую муниципалитетами финансовую
помощь (трансферты) от выполняемых ими социально-экономических пока­
зателей и условий заключаемых соглашений;

-     проведение бюджетного регулирования с учетом параметров баланса
финансовых ресурсов территории и др.

Такие условия влекут усложнение процессов принятия решений по управлению бюджетом муниципального образования. Это усложнение усугубляется случайным характером как поступления денежных средств в бюджет муниципального образования, так и их расходования.

Наряду с совершенствованием механизма бюджетного выравнивания на муниципальном уровне необходимы:

-модернизация межбюджетных отношений на субфедеральном уровне;

-совершенствование нормативно-правовой базы бюджетного процесса.

Ряд новых положений в сфере межбюджетных отношений введено новым законом № 131 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03.

Большим достижением новой версии ФЗ № 131 является требование о закреплении субъектом федерации за каждым городским округом и муниципальным районом единых нормативов от «регулирующих» федеральных и региональных налогов, причем на неограниченный срок. На муниципальный район возлагаются аналогичные полномочия в отношении поселенческих муниципальных образований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.