Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

В настоящий момент времени муниципальными унитарными предприятиями в г. Волжском отчисляется от 30 до 50 процентов прибыли в местный бюджет. Однако объем общей прибыли достаточно незначителен.

Для увеличения доли неналоговых доходов в общем объеме доходов местных бюджетов, на наш взгляд, необходимо:

1. Стимулировать инициативу коллективов муниципальных предприятий
по совершенствованию   своей   деятельности, по сокращению    издержек,   по
удешевлению    своих    услуг, предоставляя      им      свободу      в    принятии
предпринимательских  решений,   освобождая   их   от  уплаты   ряда   местных
налогов. Это приведет к росту объема предоставляемых ими услуг, качества
обслуживания, экономии средств, получению дополнительных доходов и, в
конечном итоге, к пополнению местного бюджета и внебюджетных фондов.

2.     Разработать    программу    приватизации    части    муниципальных
предприятий, функции которых могут выполнить частные.  Это приведет к
экономии бюджетных средств и к расширению круга плательщиков местных
налогов.

73 Муниципальная собственность как основа местного самоуправления/ Экономист. - 1997. -№5.

122


3. Полнее использовать экономический потенциал земли и природных ресурсов. Земля как объект рыночных отношений имеет уникальное значение во всей системе предпринимательской деятельности, поскольку является основным и естественным фактором в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующим в производстве всех других товаров и благ. Именно решение проблем, связанных с организацией земельных отношений, включающих такие элементы, как земельная рента, учет и оценка земли, арендная плата, налог на землю, ценообразование, защита прав землепользователей, инвесторов и иных участников земельных отношений, регистрация прав на землю, обоснование спроса и предложения на земельные участки и так далее, их грамотная проработка, контроль за их решением приведут к росту поступлений денежных средств в распоряжение органов местного самоуправления.

Требуется как можно быстрее преодолеть ситуацию, когда значительная часть природных благ является, по существу, ничьей. С учетом особенностей отдельных природных благ, их экономической роли, значимости для долговременной ресурсной обеспеченности экономики страны, а также факторов экологического характера необходимо определить, где в этой сфере хозяйствования целесообразнее сохранить институт федеральной собственности, а где передать природные ресурсы и основные средства неразрывно связанных с ними отраслей в собственность субъектов Федерации и местного самоуправления, либо пойти на те или иные формы разгосударствления природопользования вплоть до приватизации части самих природных благ.

Таким образом, дальнейшее реформирование налоговой системы и активное использование и эффективное управление муниципальной собственностью являются основными направлениями укрепления доходной базы местных бюджетов и финансовой независимости органов местного самоуправления.

123


Помимо увеличения собственной доходной базы, укреплению и дальнейшему развитию местных бюджетов будет способствовать совершенствование процесса бюджетного регулирования, осуществляемого с целью регулирования налоговых режимов на различных территориях, пропорций в размещении хозяйствующих объектов, условий инвестирования средств и т.п. на макроуровне.

Увеличение собственных ресурсов и усиление действенности отчислений от государственных доходов и налогов - это два взаимосвязанных, взаимодополняемых направления в развитии и укреплении местных бюджетов. Чем последовательнее будут внедрены в практику длительно действующие нормативы отчислений от регулирующих источников, тем весомее, ощутимее будет рост собственных доходов местных бюджетов на базе осуществления выше предлагаемых нами мер.

Напрямую с вышерассмотренными проблемами развития финансов местного самоуправления связана и проблема устойчивости финансового потенциала муниципального образования, решение которой, главным образом, зависит от поддержания финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, расположенных на подведомственной территории. Однако действующая практика взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетом и современная кредитная политика вызывают осложнения при формировании и использовании оборотных средств предприятий и дестабилизируют их деятельность

Естественно, что стимулирование деятельности предприятий муниципального и частно-предпринимательского секторов со стороны муниципального образования позволяет решать задачу поступления доходов в местный бюджет и муниципальные внебюджетные фонды за счет расширения масштабов и объемов производства, накопления имущества, увеличения денежных доходов работников и пр. В конечном счете стимулирование работы муниципальных и частных предприятий и учреждений на территории муниципального     образования      имеет  своим      результатом      социально-

124


экономическое развитие территории и общее повышение уровня жизни населения.

Муниципальная собственность и, соответственно, муниципальный сектор экономики на территории отдельного муниципального образования играет роль экономического гаранта самостоятельности местного самоуправления в вопросах организации и функционирования. Только располагая собственными ресурсами, можно самостоятельно решать вопросы их распределения и наиболее рационального использования в удовлетворении интересов населения. В этом аспекте расширение и укрепление муниципального сектора и особенно производственного сегмента является одной из стратегических задач местного самоуправления, особенно в условиях нестабильной экономики и дефицита финансовых средств.

Укрепление финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов всех форм собственности, функционирующих на территории муниципального образования, несомненно, приведет к укреплению местного бюджета, так как увеличатся суммы налоговых поступлений и сократятся расходы на финансовую поддержку предприятий; к расширению возможностей муниципальных внебюджетных фондов по причине усиления их доходной базы; к расширению практики привлечения дополнительных денежных средств путем муниципального заимствования, так как у предприятий усилится необходимость использования временно свободных денежных средств с целью получения прибыли. Это будет возможно только при условии, что органы местного самоуправления выступят гарантом сохранности этих средств и эффективного их использования; и повышению уровня жизни населения муниципального образования.

Проблема повышения уровня доходов населения муниципального образования является самой актуальной при рассмотрении вопросов развития финансов местного самоуправления. Важность этой проблемы состоит в том, что только через увеличение доходов населения и стимулирование ограничения расходов с целью сбережения средств,  в распоряжение органов  местного

125


самоуправления и экономику муниципального образования станет возможно привлечь значительные суммы дополнительных денежных средств.

Сбережения населения, выступая на поверхности как следствие индивидуальных, семейных и корпоративных отношений по поводу использования денежных доходов, вместе с тем являются одним из неотъемлемых элементов системы экономических отношений. В новых условиях функционирования экономики сбережения выступают как неиспользованное благо, агрегированное для всех членов общества, ограничивающих свои потребительские фонды: они сохраняют фонд потребления общества.

В связи с этим определяется другая проблема - проблема создания механизмов вовлечения в оборот свободных средств населения и одновременного уменьшения сбережений в неорганизованных формах. Решение данной проблемы находится в стимулировании семей и отдельных граждан к сбережениям, для чего необходимо расширять каналы, по которым эти сбережения могут привлекаться: приватизация государственного и муниципального имущества, размещение муниципальных займов, появление альтернативных структур в финансово-кредитной сфере, универсализация кредитных институтов и др.

Население является довольно активным инвестором, что можно наблюдать в динамике вложений денежных средств населением в Сбербанк РФ по г. Волжскому (табл.3.1.3). Однако, россияне предпочитают не посвящать государство в свои расходы. При покупке недвижимости основная часть расчетов приходится на наличные деньги, в основном на иностранную валюту (по статистике около 15 % своих доходов население переводит в валюту). Эту тенденцию в сберегательном процессе только укрепляют последние правительственные решения, связанные с контролем над крупными расходами.

"В той мере, в какой люди желают сберегать, то есть воздерживаться от текущего потребления и откладывать потребление на будущее, - в такой же

126


мере общество может обращать свои ресурсы на новое капиталообразование". -утверждал Самуэльсон в своей работе "Экономикс"74.

Таблица 3.1.3.

Вклады населения в Сберегательный банк РФ в г. Волжском

в 1995-2002гт.

Вклады населения в СБРФ

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

В%к 2001

Остаток вкладов и депозитов на начало года, млн. руб.

32,2

90,6

177,1

232,5

255,5

397,1

514,7

749,2

145.6

Средний размер вклада на душу населения, руб.

67

303

591

776

856

1226

1166

1860

159.5

Компенсации по вкладам, млн., руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.