Рефераты. Ответы на Государственные экзамены Президентской программы подготовки управленческих кадров (2007г.)...

Чем выше полученное значение, тем прочнее положение фирмы – тем меньше прибыли фирмы можно опасаться негативных изменений на рынке: падение объема продаж, рост затрат. Запас прочности снимает влияние масштаба компании ( что не позволяла BEP) поэтому позволяет объективно, без каких-либо условий сравнивать предприятия с различными объемами продаж или оценить изменение фин. положения фирмы на различных этапах ее жизни.

На практике важно знать не только минимальную допустимую выручку от реализации в целом, но и необходимый вклад, который должен принести каждый продукт в общую копилку прибыли – т.е. минимально необходимое кол-во продаж каждого вида продукции. Для этого рассчитывается точка безубыточности в натуральном выражении.

BEP ( в натур выражении) = постоянные затраты                                                         .                      

                                                  цена реализации ед.  

                                                  продукции на ед. продукции    -  переменные затраты

Формула работает безупречно, если предприятие выпускает только один вид продукции. В реальности такие предприятия встречаются нечасто. Для компаний с большой номенклатурой производства возникает проблема разнесения общей величины постоянных затрат на отдельные виды продукции.  Традиционно пост затраты распределяют по видам деятельности пропорционально объемам реализации. Тем самым предполагается, что продукты которые лучше продаются, в состоянии покрыть больше постоянных затрат.  Такая уровниловка не справедлива и не позволяет объективно оценить необходимый вклад отдельных видов продукции в общий результат. В составе постоянных затрат могут быть элементы, связанные с производством конкретного вида продукции. Логично, что эти конкретные затраты должны окупаться выручкой от продаж «их источника». Т.о. управленческий учет затрат  - основа объективной оценки безубыточности. На   различных этапах работ предприятия безубыточный объем продаж различен,  а незначительное изменение выручки может вызвать существенное изменение прибыли. В связи с этим, анализ безубыточности и планирование прибыли должны проводится регулярно.

Операционный анализ:

1.        Расчет  минимально допустимого объема продаж – BEP – в целом по предприятию и по каждому виду продукции. Это обязательная планка, которую необходимо преодолеть.

2.        Оценка того, насколько далеко реальные продажи от минимально допустимого уровня – расчет запаса прочности. Рост запаса прочности скажет об упрочении финансового положения компании. Снижение – о необходимых корректировках  - снижение затрат, увеличении цен и т.д.

3.        Определение устойчивости прибыли к изменению объемов продаж. – расчет производственного рычага. Чем выше рычаг – тем быстрее будет меняться (расти, падать) прибыль при изменении объемов продаж.

Когда речь идет о стабильной и успешной работе предприятия , нельзя забывать и о деньгах. Превышение безубыточного объема реализации еще не гарантирует получение денег. Полученная прибыль «будет потрачена» на уплату налогов, на приобретение оборудования, зданий, земли (т.е. на затраты, не входящие в состав текущих затрат на изготовление продукции), на погашение ранее привлеченных кредитов.



18. Точка безубыточности и «запас финансовой прочности» предприятия.

Успех работы любой компании измеряется величиной полученной прибыли и ее ростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж. Как нет предела совершенству, так нет того объема продаж и прибыли, достигнув который, можно сказать: "больше не надо". По мере развития "аппетиты" компании растут: сначала осваиваем родной регион, потом — соседние, далее — всю страну до самых до окраин, и, наконец, — выходим на мировые рынки. На каждом из этих этапов возникает логичное стремление как можно больше продать и получить как можно больше прибыли. Однако, для успешного ведения бизнеса необходимо не только просчитывать, сколько компания заработает при достижении запланированного объема продаж, но и четко представлять, какой минимальный объем продаж необходим для обеспечения безубыточной работы.

Заработать прибыль — значит продать продукции столько, чтобы покрыть все затраты на ее производство и после этого иметь какой то "остаток". Планируя свою прибыль, оптимист задаст вопрос: "Сколько нужно продать, чтобы получить хороший навар?" Пессимист будет более осторожным, интересуясь: "Сколько нужно продать, чтобы не прогореть, чтобы свести концы с концами?". Все эти вопросы сходятся в одной точке — в определении того объема продаж, ниже которого предприятие будет терять деньги, выше которого — зарабатывать. Этот минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, и убытков, получил название точка безубыточности (она же — точка равновесия, она же — break-event point). Таким образом, в разговоре о точке безубыточности речь идет об объеме продаж.

Как только достигнута точка безубыточности, можно начинать считать, какую прибыль заработает наше предприятие — свыше этой точки каждая дополнительно проданная единица продукции приносит прибыль. Если же объем продаж не достигает точки безубыточности, можно заняться только одним подсчетом: как долго еще протянет наше предприятие до банкротства (законы экономики неумолимы — убыточные предприятия нежизнеспособны).

Точка безубыточности (будем в дальнейшем использовать ее английскую аббревиатуру ВЕР) определяется на оснований данных об объемах реализации продукции и затратах на ее изготовление. Обязательно условие расчетов — разделение затрат на переменные и постоянные. Напомним, что переменные затраты изменяются пропорционально объемам выпуска продукции (сырье, материалы, комплектующие, сдельная зарплата, технологическая энергия). Постоянные — не зависят об объемов производства (это затраты на ремонт и содержание оборудование: и зданий, арендные и лизинговые платежи, затраты на отопление и освещение, повременная зарплата). Искомая точка безубыточности в денежном выражении определяется следующей формулой:

                                                                 Постоянные затраты

Точка безубыточности      =  ------------------------------------------------------------- * Выручка от реализации

(в денежном выражении)    (Выручка от реализации – Переменные затраты)


Выручка и затраты должны относиться к одному и тому же периоду времени (месяц, квартал, полгода, год). Точка безубыточности будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.

Получается, что точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы, ВЕР всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочилось или ослабло финансовое положение компании, ВЕР может не всегда. Для ответа на последний вопрос на помощь точке безубыточности приходит ее родственник - "запас прочности". Его задача - показать, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой начинаются убытки. Точнее - на сколько процентов может быть снижен объем реализация для сохранения безубыточности (если фактический объем реализации ниже точки безубыточности, "запас прочности" покажет, на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы).

Для расчета "запаса прочности" необходимо отклонение фактической выручки от расчетной точки безубыточности разделить на фактическую выручку:

                                  Выручка от реализации – Точка безубыточности

Запас прочности = -----------------------------------------------------------------  %

                                                      Выручка от реализации


Чем выше полученное значение, тем прочнее наше положение - тем меньше нашей прибыли стоит опасаться негативных изменений рынка: падения объема продаж, роста затрат. "Запас прочности" снимает влияние масштаба компании (что не позволяла "точка безубыточности"), поэтому позволяет объективно, без каких-либо условий, сравнивать предприятия с различными объемами продаж или оценивать изменения финансового положения предприятия на различных этапах его жизни.

 Важно знать не только минимально допустимую выручку от реализации в целом, но и необходимый вклад, который должен принести каждый продукт в общую копилку прибыли - то есть минимально необходимое количество продаж каждого вида продукции. Для этого рассчитывается точка безубыточности в натуральном выражении:

                                                                 Постоянные затраты

Точка безубыточности      =  -------------------------------------------------------------------------------------------------------

(в натуральном выражении)  (Цена реализации единицы продукции – Переменные затраты на ед. прод.)


Формула работает безупречно, если предприятие производит только один вид продукции. В реальности такие предприятия встречаются нечасто. Для компаний с большой номенклатурой производства возникает проблема разнесения общей величины постоянных затрат на отдельные виды продукции.

Традиционно постоянные затраты распределяют по видам продукции пропорционально объемам реализации. Тем самым предполагается, что продукты, которые лучше продаются, в состоянии покрыть больше постоянных затрат. Такая уравниловка несправедлива и не позволяет объективно оценить необходимый вклад отдельных видов продукции в общий результат.

В составе постоянных затрат могут быть элементы, связанные с производством конкретного вида продукции. Логично, что эти конкретные затраты должны окупаться выручкой от продаж "их источника". Таким образом, управленческий учет затрат - основа объективной оценки безубыточности. На различных этапах работы предприятия безубыточный объем продаж различен, а незначительное изменение выручки может вызвать существенное изменение прибыли. В связи с этим, анализ безубыточности и планирование прибыли; должны проводиться регулярно. Опишем коротко

1. Расчет минимально допустимого объема продаж - точки безубыточности - в целом по предприятию и по   каждому   виду   продукции.   Это   -   обязательная   планка,   которую   необходимо   преодолеть.

2. Оценка того, насколько далеко реальные продажи находятся от минимально допустимого уровня -расчет "запаса прочности". Рост "запаса прочности" скажет нам об упрочении финансового положения компании, снижение - о необходимости корректировок - снижении затрат, увеличении цен реализации, изменения пропорций между продажами отдельных товаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.