Рефераты. Ответы на Государственные экзамены Президентской программы подготовки управленческих кадров (2007г.)...

При сопоставлении данного коэффициента для разных компаний или для одной компании за разные годы необходимо проверить, обеспечено ли единообразие в оценке среднегодовой стоимости активов. Например, если на одном предприятии основные средства оценены с учетом амортизации, начисленной по методу прямолинейного равномерного списания, а на другом использовался метод ускоренной амортизации, то во втором случае оборачиваемость будет выше, однако лишь в силу различий в методах бухгалтерского учета. Более того, показатель оборачиваемости активов при прочих равных условиях будет тем выше, чем изношеннее основные средства предприятия.

По коэффициенту оборачиваемости Дебиторской задолженности судят, сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета покупателей) превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Коэффициент рассчитывается посредством деления выручки от реализации продукции на среднегодовую стоимость чистой дебиторской задолженности. Несмотря на то, что для анализа данного коэффициента не существует другой базы сравнения, кроме среднеотраслевых коэффициентов, этот показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности. Такой подход позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других компаний, с теми условиями кредитования, которые предприятие предоставляет другим предприятиям.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности, и показывает, сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов. Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности |можно также рассчитать в днях. Для этого необходимо количество дней в году (360 или 365) разделить на рассмотренные нами показатели. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется для оплаты соответственно дебиторской либо кредиторской задолженности,

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов. Он рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Для расчета коэффициента в днях необходимо 360 или 365 дней разделить на частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Тогда можно узнать, сколько дней требуется для продажи (без оплаты) материально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя необходимо учитывать влияние оценки материально-производственных запасов, особенно при сравнении деятельности данного предприятия с конкурентами.

В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях). Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов может ощутиться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре.

Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости запасов отражает негативные явления в деятельности компании, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли.

Наконец, длительность операционного цикла. По этому показателю определяют, сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия; иначе говоря, в течение какого периода денежные средства связаны в материально-производственных запасах.

Помимо рассмотренных коэффициентов, могут быть рассчитаны коэффициенты оборачиваемости основных средств; оборачиваемости собственного капитала и ряд показателей, характеризующих эффективность использования рабочей силы.

Коэффициент оборачиваемости основных средств (или фондоотдача) рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость основных средств. Повышение фондоотдачи, помимо увеличения объема реализованной продукции, может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их более высокого технического уровня. Разумеется, ее величина сильно колеблется в зависимости от особенностей отрасли и ее капиталоемкости. Однако общие закономерности здесь таковы, что чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость собственного капитала. Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой — скорость оборота вложенного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Если он слишком высок (что означает значительное превышение уровня реализации над вложенным капиталом), это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за которым кредиторы начинают больше участвовать в деле, чем собственники компании. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, увеличивается также риск кредиторов, и компания может иметь серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов или общей тенденцией снижения цен. Низкий показатель означает бездействие части собственных средств. В >этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более подходящий в сложившихся условиях источник доходов.

В отдельных случаях можно расширить сферу анализа деловой активности предприятия показателями эффективности использования трудовых ресурсов. Например, в Японии в финансовых справочниках приводятся такие показатели, как объем реализованной продукции на одного работника, расходы на содержание одного работника, сумма активов на одного работника, среднегодовая стоимость оборудования на одного работника и др. Однако в большей степени эти показатели являются показателями анализа производственно-хозяйственной деятельности компании, чем базой для принятия решений.


8. Принципы расчета и экономический смысл показателей рентабельности.

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции. Наиболее часто используемыми показателями являются:

- коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов) (Ра);

- коэффициент рентабельности реализации (рентабельность продаж) (Ps);

-  рентабельность акционерного капитала (Рак).

Рентабельность всех активов предприятия Ра рассчитывается делением прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Ра-ЧП/Ах 100%, Ра = ВП/А х 100%

Она показывает эффективность сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов предприятия со среднеотраслевым коэффициентом.

Рентабельность чистых активов по чистой прибыли показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Она должна обеспечить окупаемость вложенных в предприятие средств акционеров.

Рентабельность продаж Ps рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различают два основных показателя рентабельности реализации

A)  из расчета по валовой прибыли от реализации Ps= ВП/Выручка х!00%,

Показывает эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции. Отражает изменение в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производстсенных запасов.

B) из расчета по чистой прибыли

Ps = ЧП / Выручка от реализации х 100%,

Показывает сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.

Рентабельность акционерного капитала Р ак

Рак = ЧП/СКх 100%

Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированого собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Эта величина показывает сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании (сколько рублей прибыли приходится ра I рубль авансированного капитала)..

Важнейшими индикаторами эффективности финансового управления являются норма прибыли на вложенный капитал (рентабельность активов) и норма прибыли на акционерный капитал ( рентабельность акционерного капитала).Для прогнозирования этих показателей и управления процессом повышения отдачи на капитал оба показателя рассматриваются по компонентам.

Ра = ЧП / А х 100% х Вр / Вр - ЧП / Вр х Вр / А х 100%, где

Вр - выручка от реализации, МП / Вр = КМ% (коммерческая маржа), Вр / А = Кта - коэффициент трансформации активов (оборачиваемости в выручку), тогда

Ра = КМ% х Кта — формула Дюпона. Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации, но п.or оборачиваемости активов. Разложение рентабельности активов на составляющие позволяет выявить способы ее повышения и обнаружить сильные и слабые стороны бизнеса. Возможны различные действия по увеличению нормы прибыли на капитал:

- увеличение рентабельности путем снижения текущих расходов и повышения продажных цен
           (увеличение коммерческой маржи);

- увеличение коэффициента трансформации путем роста объема продаж, сокращения активов;

- увеличение того и другого.

С рентабельностью активов тесно связана рентабельность акционерного капитала. Из двух предприятий с одинаковой рентабельностью активов Ра большую рентабельность акционерного капитала имеет то, у которого выше доля заемного капитала, при условии эффективного использования займов. Преимущество заемного капитала реализуется только, если активы, в которые вложен заемный капитал дают норму прибыли выше, чем процентная ставка за кредит.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.