Рефераты. Ответы на Государственные экзамены Президентской программы подготовки управленческих кадров (2007г.)...

Управление экономикой строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами по всей огромной территории страны. Это неизбежно приводило к бюрократизации и усиливало командно-административный характер системы управления, в конечном же счете снижало эффективность развития. В условиях плановой экономики предприятия не имели права самостоятельно решать вопросы, связанные с их формированием или ликвидацией; их финансовая ответственность была ослаблена жестким плановым финансированием со стороны государства; взаимосвязи между предприятиями устанавливались и регулировались центром; предприятия не имели права на самостоятельную внешнеторговую деятельность, которая осуществлялась через центральные внешнеэкономические органы; деловая активность была низкой из-за избыточной численности работников, их недостаточной мотивированности и административных границ развития, задаваемых планами сверху.

Преимущественное развитие получили промышленные предприятия, инвестиции же в сферу торговли и услуг не рассматривались как приоритетная задача и это стало причиной колоссального отставания предприятий в отраслях народного хозяйства. Экономике было свойственно избыточное развитие промежуточных отраслей и конечных производств непотребительского назначения, прежде всего военной продукции.


Старая и новая парадигмы управления

Старая (сформировавшаяся в дореформенный период)

Новая (на период перехода на рыночные основы хозяйствования)

1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом

1. Децентрализация на базе сочетания рыночного государственного регулирования и социально-экономических процессов

2. Моноцентрическая система хозяйствования

2. Переход к полицентрической системе хозяйствования

3. Прямое государственное управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий

3. Управление деятельностью предприятий на основе сочетания рыночных и административных методов

4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними.

4. Самоуправление организаций негосударственного сектора экономики как открытых, социально ориентированных систем.




4. Изменения во внешней среде организации и организационных формах управления в период реформ.

В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организации, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Внешняя среда подразделяется на две среды воздействия на организацию:

·        Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.

·        Среда косвенного воздействия под ней понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказывается на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общее изменение состояние экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например: прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организацией ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, с тем чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства. Состояние экономики может сильно повлиять на возможность получения организацией капитала для своих нужд. Это обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствие ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать тоже самое, чтобы не остаться вне игры. В результате становится труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и тем самым способствовать стимулированию бизнеса.

Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на один и отрицательное на другие организации. Из истории, к примеру, видно, что киноиндустрия процветала, когда экономика находилась в плачевном состоянии. Имеют часто и локальные вариации. Если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вероятно, вообще ничего не почувствуют. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Колебание курса доллара относительно валют других стран становится причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов.

Внешняя среда образуется из 1) макросреды, представляющая собой экономическое (соотношение спроса и предложения, доходы и цены на товары, сложившаяся конъюнктура. Если эта среда развивается благополучно, то легче предвидеть спрос, определить его структуру и тенденции. При неблагоприятных
условиях – инфляция, дефицит – поведение потребителей непредсказуемо); демографическое (численность и возраст населения, состав семьи, миграционные процессы, образование, материальный уровень. Демографические бумы, падение рождаемости оказывают влияние на поведение, вкусы и желания);
научно-техническое (появление новых товаров формирует новые рынки, происходит естественное отмирание устаревших технологий. Но в то же время достижения научно-технического прогресса приводит к дефициту некоторых видов сырья, загрязнению окружающей среды.); социально-культурное (система
жизненных ценностей, формирующих поведение потребителей, отношение к природе, друг к другу, к обществу); политико-правовое (устанавливает рамки предпринимательской деятельности. Это законодательные акты, определяющие роль государства в экономической жизни общества) окружение. И
2) микросреды – 1)потенциальных потребителей (отдельные индивидуумы и домашние хозяйства, предприятия-производители, промежуточные продавцы, государственные учреждения, зарубежные клиенты и др. Каждый из них предъявляет свои требования к товарам, ценам, сервису.); 2) посредников
(лица и организации, которые обеспечивают продвижение товаров и услуг предприятия на рынок. К ним можно отнести оптовых и розничных продавцов, агентов и брокеров, рекламные агентства, транспортные организации, страховые организации, банки. Посредники помогают предприятию определить
возможные рынки сбыта продукции, ускорить продвижение товаров, обеспечить быстрое получение информации, осуществить маркировку, упаковку товаров, их страхование и кредитование); 3) поставщики (обеспечивают предприятие необходимыми материальными ресурсами. Эффективность снабжения сырьем,
материалами, комплектующими изделиями во многом зависит от знания всех поставщиков, их потенциала, умения работать с ними в непосредственном контакте. 4) конкуренты (особое место во внешней среде, поскольку оказывают существенное влияние на весь комплекс маркетинговых действий. Различные
структуры и виды конкурентов заставляют предприятие внимательно следить за их поведением и своевременно принимать необходимые меры для обеспечения собственных преимуществ.

Изменения (мало написано)

- законодательство

- конкуренция

- ориентация экономики на потребителя и развитие потребительских отраслей, торговли и обслуживания

Старая и новая парадигмы управления

Старая (сформировавшаяся в дореформенный период)

Новая (на период перехода на рыночные основы хозяйствования)

1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом

1. Децентрализация на базе сочетания рыночного государственного регулирования и социально-экономических процессов

2. Моноцентрическая система хозяйствования

2. Переход к полицентрической системе хозяйствования

3. Прямое государственное управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий

3. Управление деятельностью предприятий на основе сочетания рыночных и административных методов

4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними.

4. Самоуправление организаций негосударственного сектора экономики как открытых, социально ориентированных систем.



5. Процесс принятия управленческих решений.

Весь процесс подготовки и принятия решения является функцией проблемы, альтернатив и выполнения решения (по Виханскому О. С.).

Первая стадия состоит в признании необходимости решения и включает: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения.

Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, если проблема не существует для того, кто принимает решения, то принятие решения не состоится. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная. Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных и требуют программированных (или формализованных) методов решений, а возможности и кризис к неструктурированным и требуют непрограммированных (или неформализованных) методов решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.