Рефераты. Ответы на Государственные экзамены Президентской программы подготовки управленческих кадров (2007г.)...

Чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого его количества.

Чистая монопсония - такая же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Единственная шахта, на которой работают все шахтеры, находящаяся в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой монопсонии Правительство США как единственный покупатель многих материалов оборонного значения, таких, как ядерное оружие, является чистым монопсонистом для этих товаров Оно закупает все их рыночное предложение, а продажа этих товаров другим покупателям запрещена.

Несмотря на редкую возможность существования рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает очень значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса. Например, предположим, что университет обеспечивает рабочими местами 70 % рабочей силы в небольшом городке. Если бы ему понадобилось увеличить найм, скорее всего ему пришлось бы повысить заработную плату, чтобы привлечь работников из других городов или тех местных работников, которые в настоящее время не трудятся. Аналогично, если фирма-производитель самолетов приняла на работу 90% работников в городе, снижение ее активности, сворачивание производства приведет к резкому понижению заработной платы в этой местности, так как в ней, в целом, понизится спрос на рабочую силу. Подобные фирмы должны считаться с тем, что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам.

Предельные издержки на ресурсы для монопсониста

Власть монопсонии - способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает. Так как такие фирмы скупают значительную часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, фирма - монопсонист не может приобрести все необходимые ей ресурсы по одинаковой (прежней) цене. Предложение факторов производства фирме - монопсонисту характеризуется восходящей кривой.

Предельные издержки на ресурс (MIC) являются для фирмы дополнительными издержками, затраченными для того, чтобы нанять еще одну единицу данного фактора производства На рынке с совершенной конкуренцией предельные издержки на ресурс для предпринимателя, использующего рабочую силу, равны заработной плате на текущий момент так как фирма может нанять любое желаемое количество рабочей силы по текущему рыночному уровню заработной платы. Однако предельные издержки на ресурс для монопсониста растут, по мере того как фирма нанимает большее число работников.

12. Экономическая природа и типы монополий. Монополии в России.

Чистая монополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке существует только один продавец, производимый товар не имеет близких заменителей, а доступ на рынок закрыт серьёзными входными барьерами. Таким образом, понятия “фирма” и “отрасль” для чистой монополии совпадают.

Общая выручка монополиста ТR = ТR(Q) = Р(Q)Q.

Средняя выручка равна цене, также является убывающей функцией и соответствует спросу на продукт монополиста: AR = AR(Q) = R(Q)/Q = Р(Q)Q/Q = Р(Q) = D.

Предельная выручка определяется следующим образом:

MR = ТR’Q = ( Р(Q)Q )’Q = Р’(Q) Q + Р(Q)

Функция предельной выручки убывает быстрее функции средней выручки и спроса. при монополии всегда MR < AR

Выручка достигает максимума, когда MR = 0.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Недостатки монополии:

“Потери мёртвого груза” - безвозвратные потери от монополии - это сокращение объёма производства относительно конкурентного уровня в результате назначения цены выше предельных издержек.

Достоинства монополии:

Монополист, максимизирующий прибыль, всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным. Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополист прибегает к Ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса.

Группа с эластичным спросом получает возможность приобретать больше товара по более низкой цене и продавец получает прирост прибыли.

Монополизм нашей экономики имеет исторические корни. Основы монопольной структуры в сфере производства и обращения были сформулированы до 1917 года. Монополизация рынка осуществляется предпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации, тем менее конкурентным является данный рынок. Как правило, в странах, экономика которых длительное время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Это связано прежде всего с различиями путей формирования предпринимательских монополий. В рыночном хозяйстве монополистические объединения формировались "снизу"; они являются следствием развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы опираясь на антимонопольное законодательство, пытались препятствовать значительному повышению степени монополизации В плановой экономике монопол.-ие структуры формировались "сверху"'. Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованного управления, основанного на административных методах, снижается со значительным увеличением числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках максимально узкого круга предприятий, соединить в производственных объединениях производителей одинаковой и аналогичной продукции. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. После принятия закона "О предприятиях в СССР" в 1987 г монополизм " расцвел махровым цветом" и предприятия стали получать реальную экономическую самостоятельность, т.к. административное регулирование и централизованное планирование стали отходить в прошлое, а сами монополии при этом получили полную свободу Всплеск проявлений монополизма произошел в 1992г., когда правительство России объявило со 2-го января переход на рыночные отношения.

Моно - один; монополия-господство на рынке. 1/3 рынка занимает 1 фирма-рынок монопольный 60%-абсолютно монопол. рынок. Реестр антимонопол. комитета. Если >35%, то предприятие монополист.


РАЗНОВИДНОСТИ МОНОПОЛИЙ. Виды: абсолютная и чистая, Формы: естественная, техническая, экономическая, административная. Виды мон.объединений: ПУЛ, РИНГ, КАРТЕЛЬ, СИНДИКАТ, ТРЕСТ, КОНЦЕРН.


Естественные монополии и их регулирование.

Традиционным субъектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т.п. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов о регулировании деятельности естественных монополий Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.