Рефераты. Ответы на Государственные экзамены Президентской программы подготовки управленческих кадров (2007г.)...

Матричная схема (линейные и функциональные связи).

В основе матричной схемы лежат схемы "линия" и "кольцо". Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты конлультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

22. Самоменеджмент.

Самоменеджмент — это раздел менеджмента, изучающий способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. Большую роль в самоменеджменте играет также повышение стрессоустойчивости. В разделе рассматриваются такие проблемы, как планирование своего рабочего времени, улучшение памяти руководителя, повышение скорости и объема
восприятия текстовой информации, правильная организация взаимодействия с секретарем, способы эффективного проведения совещаний и приема на работу, организация своего рабочего места и т. д.

Например, метод, позволяющий содержать в порядке рабочий стол руководителя, состоит из следующих рекомендаций: очистите стол от всего, что не связано с делом, которым вы сейчас займетесь (занимаетесь); не допускайте, чтобы другие бумаги появлялись на вашем столе до тех пор, пока вы не будете готовы к работе с ними. Все материалы должны находиться в определенной папке или ящике стола;
не поддавайтесь соблазну оставить дело, над которым вы сейчас работаете, и перейти к выполнению другой, более привлекательной задачи, или просто потому, что вы устали. Вы должны быть уверены в том, что сделали все возможное, чтобы закончить это дело; после этого перепроверьте порядок выполнения дел и начинайте работать над следующим наиболее важным делом; вместе с секретарем установите правило: перед вашим приходом на работу секретарь проверяет порядок на рабочем столе, готовит для вас материал, над которым необходимо работать в первую очередь; помогайте секретарю содержать ваш стол в порядке.

Многие руководители испытывают дефицит рабочего времени из-за того, что на них обрушивается целый поток посетителей. При этом далеко не каждый визит способствует решению стоящих перед организацией задач. Чтобы уменьшить продолжительность бесполезных встреч, руководителю рекомендуются следующие приемы: идите сами к своим подчиненным (лучше решать проблемы, когда все материалы под рукой; можно обсудить вопрос в небольшом кругу специалистов — тем самым вы проявите уважение к подчиненным); встречайте посетителя, не входя в свой кабинет (для случая, когда посетитель заранее не сообщает цель визита, — тогда гораздо легче ограничить продолжительность встречи или даже корректно прервать ее, сославшись на срочные дела); проводите встречу стоя (если посетитель зашел в кабинет, то лучше выйти к нему навстречу с дружеским приветствием и сразу определиться — прерывать свою работу или назначить новую встречу); поручите секретарю контролировать время визита (секретарь по телефону через заранее установленное время может напомнить о том деле, которое вас ждет); регулярно встречайтесь с коллегами (практикуйте совместные деловые обеды, на которых вы можете получить информацию и обсудить срочные дела, что также сэкономит время). В выработке навыков самоменеджмента большую роль играют специально разработанные упражнения и деловые игры. Современному руководителю в условиях рынка необходимо уметь предвидеть и эффективно действовать.

Правильное проявление своих эмоций - это существенный элемент управления собой, рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения. Стресс обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблемы создает черезмерный стресс. Особенно опасен дистресс или отрицательный стресс, который повышает уязвимость организма по отношению к неблагоприятным воздействиям и поэтому требует немедленного принятия мер по его преодолению. Именно такой стресс в обыденном сознании рассматривается как негативное явление, которое приносит одни страдания, что, естественно, оказывает влияние на здоровье человека. Эта точка зрения характерна и для менеджеров, большинство из которых также рассматривают стресс только как негативное, неприятное явление в своей жизни.

Для возникновения стресса необходимо взаимодействие двух факторов, которые могут быть обозначены как 1) “потенциальный стресс” (включает стрессоры) и 2) “способность преодолеть” стресс. Таким образом, не сами стрессоры (негативные жизненные события или внутренний конфликт) являются причиной стресса, а представления человека о том, сможет он или не сможет справиться со стрессорами. Потенциальный стресс для одного может стать жизненной трагедией со всеми вытекающими последствиями, а для другого - необходимым элементом жизнедеятельности. Индивидуальные различия по отношению к стрессу обусловлены во многом своеобразными личностными особенностями человека.

Причинами стресса у менеджеров могут служить следующие факторы:

1) организация - ее бюрократическая структура, постоянные изменения в организации, характер иерархических отношений;

2) работа - перегруженность или незагруженность работой, необходимость часто принимать решения и ответственность за людей (следует отметить, что незагруженность работой является более значимой причиной для возникновения стресса, чем возможные перегрузки);

3) карьера - смена карьеры в результате несоответствия деятельности способностям; остановившаяся карьера; потеря четких и ясных целей и ориентиров;

4) взаимоотношения - характер отношений с вышестоящими, подчиненными и коллегами;

5) внутренние переживания - неадекватные представления о себе, негативный подход к жизненным обстоятельствам, который обусловлен негативным “Я-образом”, различными страхами по поводу своей компетентности, а также несбалансированными внутренними потребностями,

Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности встретить стресс на личностном уровне, от умения управлять своими эмоциями и от способности изменять социальные обстоятельства. Таким образом, можно говорить о трех основных стратегиях преодоления стресса - личностном росте, эмоциональной регуляции и управлении изменениями.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ - постоянный личностный рост благотворно влияет на поведение и здоровье человека и  является фундаментальной психологической стратегией управления собой. Стремление к личностному росту изначально заложено в человеке. Это стремление реализуется на основе “механизма успеха”, который является неотъемлемой частью функционирования человеческого организма и работает на подсознательном уровне.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ -  существенный элемент управления собой, рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения.  Являясь древним механизмом приспособления, эмоции связаны с неосознаваемой сферой психики человека, но определенным образом могут контролироваться разумом.  Правильно выраженная эмоция - к месту и ко времени - является благом. Повышение эмоциональной стабильности предполагает снижение непосредственного эмоционального реагирования на проблемы и повышение доли рационального компонента понимания ситуации, что может быть достигнуто посредством ведения своеобразного внутреннего диалога. 

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ - эффективный подход к управлению изменениями означает, в первую очередь, проведение тщательной ревизии своей компетенции и оценку новых требований. Общая же стратегия управления изменениями включает шесть стадий:

1) замораживание - стадия некоторого снижения эффективности деятельности в связи с новыми требованиями;

2) отрицание изменений - нормальная реакция человека на новое как средство безопасности;

3) некомпетентность - приспособление старых, привычных способов и методов для переработки новых требований;

4) размораживание - это нахождение новых ценностей и идей, которые бы согласовывались с новыми требованиями и изменениями;

5) экспериментирование - попытки нового поведения, в связи с изменившимися ценностями;

6) замораживание - принятие и закрепление нового поведения.

Перечисленные стратегии - личностный рост, управление эмоциями и управление жизненными изменениями - являются основными компетенциями человека, которые позволяют управлять стрессом, предупреждать и преодолевать его негативные последствия, а в целом управлять своим здоровьем и извлекать новые резервы для повышения эффективности своей жизнедеятельности


23. Методы разрешения организационных конфликтов.

В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо.

Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В социологии конфликт определяется как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.

Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. У всех конфликтов есть несколько причин. Основными из них являются

ограниченность ресурсов, которые нужно делить,     взаимозависимость заданий,

различия в целях,                                                          различия в представленных ценностях,

различия в манере поведения, в уровне образования, плохие коммуникации,

несбалансированность рабочих мест,                          недостаточная мотивация и т. д.

Вех работников по приверженности к конфликтам можно подразделить на три группы:

* Устойчивые к конфликтам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.