Большую роль в обеспечении клиентов статистическими данными в настоящее время играют коммерческие информационные службы, предлагающие базы на основе официальной статистики. Задача получения надежной экономической статистики в России является достаточно острой. Это касается как глобальной, общенациональной статистики, так и отраслевых и региональных сведений. Статистическая государственная отчетность собирается на основе более 700 форм и выборочных исследований. Однако она часто не дает четкой картины. У большинства показателей отсутствует надежный временной ряд, т.к. сведения либо не собирались в 1990—1994 гг., либо были утрачены при изменениях структуры информационных статистических служб, либо не обновлялись в течение длительного периода.
Развитие рыночных отношений, возрастание самостоятельности предприятий и регионов страны делают необходимым знание экономики развития отдельных производственных и территориальных единиц, обеспечение деловой информацией по конкретным видам производства и массовым коммерческим потребителям. Этот вид экономической информации в настоящее время является наиболее ценным в текущей экономической ситуации для коммерческого использования и государственного управления. В настоящее время в России впервые появилась статистическая информация в форматах, полностью совместимых с международными стандартами, в результате образуются данные, сопоставимые с данными по другим странам. В начале 90-х гг. Госкомстат заполнял вопросники международных организаций лишь на 30-40%. Сейчас этот уровень вырос до 80%, что соответствует степени заполняемости в международной практике. Предпринимаются усилия для того, чтобы российский предприниматель мог рассчитывать на получение не только макро-, но и микроэкономической статистики, данных о деловой активности во всех секторах экономики. Для осуществления этой задачи Госкомстатом вводится цензовый подход, при котором крупные и средние предприятия всех форм собственности наблюдаются сплошным учетом и отчетностью, а мелкие — выборочными методами наблюдения при распространении данных выборочных исследований на генеральную совокупность. Мелкотоварный сектор экономики наблюдается в режиме выборки.
Для анализа рынка потребительских товаров и услуг актуальной является демографическая статистика, а также данные, полученные в ходе изучения общественного мнения. Ранее демографические базы предоставляли данные, полученные в ходе переписи населения. Затем появилась возможность переструктурировать эти базы для проведения на их основе анализа с использованием определенных методик математического моделирования. Таким образом, появилось множество баз, основанных на едином первичном материале.
Существующие базы данных о предпочтениях потребителей являются результатом полевых исследований по изучению общественного мнения. Подобные базы основываются на анализе мнений, высказанных в ходе личных бесед лицами, входящими в представительную выборку населения или отдельных его групп. Кроме прямой демографической информации эти базы предоставляют сведения, характеризующие особенности мировоззрения, образа жизни, потребительские предпочтения. Глобальная сеть, предоставляющая выход на неограниченную аудиторию и одновременно обратную связь с клиентами в режиме реального времени, нашла активное применение в сборе и распространении информации о мнениях и предпочтениях населения.
Информационные ресурсы Интернет являются важнейшим источником сведений о предприятиях и организациях. Печатные источники значительно уступают в полноте и оперативности. Некоторые регионы и отрасли хозяйства не получили достаточного отражения в справочниках предприятий, промышленных каталогах. Респондентами анкетирования были отмечены часто встречающиеся ошибки и неточности в изданиях. Многие сайты Интернет содержат каталоги по отраслям хозяйства, перечни отраслевых и тематических сайтов глобальной сети, позволяющие получить комплекс полезных коммерческих данных, включающих профиль работы, производимые товары и услуги, прайс-листы, финансово-экономическое положение, сведения о руководителях, кадровом составе, адресно-реквизитные данные, отчеты и планы работы, сведения о спросе и предложении, партнерах, клиентах, текущей работе, перспективах развития. Средства электронных коммуникаций позволяют при необходимости связываться с предприятиями для получения отсутствующей на сайте информации и устанавливать деловые контакты. Кроме того, в последнее время крупные компании – ОАО – публикуют в Интернете свои годовые отчеты, которые также могут служить источниками статистической информации.
Несмотря на большую ценность коммерческой информации на Западе и в России, она, как правило, является недорогой, что стало одним из стимулов ее активного распространения в Интернет. В настоящее время серверы коммерческой информации претерпевают постоянное развитие. Специализированные серверы в настоящее время появляются для отдельных территорий, направлений деятельности, отраслей хозяйства.
Следует сказать о том, что большинство коммерческих справочников содержат ошибки и неточности, коммерческие службы обычно не берут на себя ответственность за предоставленную информацию. Зарубежные коммерческие службы обычно в договоре оговаривают отсутствие ответственности за последствия использования информации из справочников. Это связано с тем, что коммерческие службы создают базы данных с использованием заимствованных источников, а усилия по проверке и уточнению данных не дают гарантии от ошибок.
Большинство коммерческих баз данных, представленных в Интернет, имеют узкоотраслевой характер, фактически не существует баз данных, охватывающих весь мир. В русскоязычном Интернете присутствуют страницы коммерческой информации общего и отраслевого содержания. Следует отметить, что значение Интернет для получения коммерческой информации в России выше, чем в странах Запада. В странах Европы и Америки источником информации о предприятиях являются банки или специализированные консультационные службы. В нашей стране предприниматель вынужден вести поиск информации самостоятельно.
В зарубежных странах государство использует Интернет для распространения публичной коммерческой информации, изначально предназначенной для повсеместного бесплатного использования. Универсальным источником информации для этой базы являются сведения из государственных регистров. В России источником коммерческой информации по предприятиям и организациям являются федеральные министерства и ведомства, регистрационные палаты, институты научно-технической информации, Центральный банк, Госкомстат, Госкоимущество, общественные организации — союзы, ассоциации.
На современном этапе государственная статистика развивается в условиях осуществления в России значительных социально-экономических перемен, административной реформы, реформирования бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчетности, что определяет задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.
Методы.
Для получения статистической информации органы государственной и ведомственной статистики, а также коммерческие структуры проводят различного рода статистические исследования. Процесс статистического исследования включает три основные стадии: сбор данных, их сводка и группировка, анализ и расчет обобщающих показателей. На всех стадиях исследования статистика использует различные методы. Методы статистики - это особые примы и способы изучения массовых общественных явлений.
На первой стадии исследования применяются методы массового наблюдения, собирается первичный статистический материал. Основное условие - массовость, т.к. закономерности общественной жизни проявляются в достаточно большом массиве данных в силу действия закона больших чисел, т.е. в сводных статистических характеристиках случайности взаимопогашаются.
Статистическое наблюдение осуществляется в двух формах: отчетность и специально организованное статистическое наблюдение.
Отчетностью называют такую организационную форму статистического наблюдения, при которой сведения поступают в статистические органы от предприятий, учреждений и организаций в виде обязательных отчетов об их деятельности.
В отчетах содержатся основные учетно-статистические данные о деятельности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Отчетность может быть общегосударственной и внутриведомственной.
Общегосударственная - поступает в вышестоящие органы и в органы государственной статистики. Она необходима для целей обобщения, контроля, анализа и прогнозирования.
Внутриведомственная - используется в Министерствах и ведомствах для оперативных нужд.
Отчетность утверждается Госкомстатом РФ. Отчетность составляется на основании первичного учета. Особенность отчетности в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя.
На второй стадии исследования, когда собранная информация подвергается статистической обработке, используется метод группировок. Применение метода группировок требует непременного условия - качественной однородности совокупности.
Сводка - это операция по отработке конкретных единичных фактов, образующих совокупность и собранных в результате наблюдения. В результате сводки множество индивидуальных показателей относящихся к каждой единице объекта наблюдения, превращаются в систему статистических таблиц и итогов, проявляются типические черты и закономерности изучаемого явления в целом.
Группировкой называется расчленение изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным признакам.
На основе метода группировок решаются центральные задачи исследования, обеспечивается правильное применение других методов статистического и статистико-математического анализа.
Работа по составлению группировок сложная и трудная. Приемы группировок разнообразны, что обусловлено разнообразием группировочных признаков и различными задачами исследования. К основным задачам, решаемым с помощью группировок относятся:
- выделение социально -экономических типов;
- изучение структуры совокупности, структурных сдвигов в ней;
- выявление связи между явлениями и взаимозависимости.
На третьей стадии исследования проводится анализ статистической информации с помощью таких методов как метод обобщающих показателей, табличный и графический методы, методы оценки вариации, балансовый метод, индексный метод.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58